Сегодняшний пост вновь составлен на материалах, присланных нашими читателями, - за что перед ними надо не только благодарственно снять шляпу, но и подивиться их искательской предприимчивости! Находка «Большого креста 1956 года» - это одна из редкостных удач в пополнении архива Веры Чаплиной, но ниже будут представлены еще две замечательные находки - 1936 года из канадского Виндзора, и 1984 года - из Пекина.
Начнем с газеты «The Windsor Daily Star» (до 1935 - The Border Cities Star, с 1959 - Windsor Star)
от 3 марта 1936 года, провинция Онтарио...
...в которой была опубликована статья
«Lions and wolf cubs amicable
Live together without more than ordinary family quarrels
In Moscow zoo
Mrs. Vera Chaplina has young king of beasts in her home»...
...наша статья - в крайней левой колонке (фрагмент страницы)
«Львята и волчата дружат
Живут вместе без обычных семейных ссор
В Московском зоопарке
Миссис Вера Чаплина держит в своем доме юного царя зверей»
Общий вид 1-й стр. второй секции газеты (окончание статьи на 8-й стр.):
«Приходя с визитом к молодой женщине в Москве, поражаешься, встречая в дверях ее квартиры резвящегося 4-месячного львенка, который спешит вместе со своей компаньонкой - собакой-колли - поприветствовать гостя, Демари Бесса, корреспондента журнала «The Christian Science Monitor».
Лев как собака
Однако миссис Вера Чаплина, которая уже 11 лет занимается дикими животными, с тех пор как с 14 лет начала работать в Московском зоопарке, уверяет своих гостей, что ее львенок - такой же ручной питомец, как и ее домашняя собака.
Мы расспросили миссис Чаплину об ее экспериментах с детенышами диких животных в зоопарке, где она воспитывает как одну семью группу лис, медведей, волков, шакалов, динго, енотов, барсуков и коз. Каждый день это семейство можно видеть дружно играющим вместе на «Зеленой площадке», которая для московских детей является самым увлекательным местом в зоопарке.
Пока у наших ног львенок боролся с собакой-компаньоном, миссис Чаплина объясняла свою убежденность в том, что животные разных видов не обязательно враждебны к людям или друг к другу.
Среди животных любого вида, пояснила миссис Чаплина, встречаются такие, которых, очевидно, невозможно приучить быть дружелюбными к представителям других видов. Поэтому она очень тщательно отбирает членов своей зоопарковской семьи, чтобы убедиться, что среди них нет подобных экземпляров.
При соблюдении этой меры предосторожности она убедилась, что животные всех видов не только терпимы друг к другу, но и с удовольствием живут вместе.
Миссис Чаплина особенно заинтересована в том, чтобы выяснить, будут ли животные разных видов, которых воспитывали вместе в детстве, гармонично уживаться, когда они вырастут. Поэтому она внимательно наблюдает за группой волков, барсуков, енотов, лисиц и медведей, которым уже исполнилось 18 месяцев и которые до сих пор жили вместе в полной дружбе.
Просто семейные ссоры
«Конечно, иногда случаются ссоры, как это бывает в семье», - объясняет она. «Но ни одна из их стычек не была серьезной, и животные вскоре забывали о них». Для миссис Чаплиной ее зоопарковские питомцы - это вечный интерес. Многие годы она большую часть своей жизни проводит в зоопарке, и ее энтузиазм, когда она рассказывает о животных, заразителен. Ее муж, инженер-электрик, присоединился к нашему разговору, и львенок, который забрался на диван и заснул, приподнял заспанную голову, чтобы принять его ласку.
«Наш семилетний сын чувствует, что перед ним стоит важная проблема», - улыбается Чаплина. «Он восхищается своим отцом и думает, что мог бы стать инженером. Но его также интересуют мои животные, и ему нравится с ними заниматься. В один прекрасный день он решает стать инженером, в другой - профессором зоологии. Но я подозреваю, что животные в конце концов победят. Они невероятно привлекательны.
13-летним подростком Чаплина посещала зоопарк так часто, как только могла, и в особенности ее, как и многих детей, привлекали звериные детеныши. Она приходила так часто и оставалась так долго, что в конце концов привлекла внимание профессора Мантейфеля, главного натуралиста зоопарка, и он спросил ее, хочет ли она стать младшим помощником. Она с радостью приняла это предложение и с этого времени ежедневно работает в зоопарке.
Кошка растит крыс
Один из самых интересных экспериментов, который миссис Чаплина провела в последнее время с животными, - это воспитание семьи крысят кормящей кошкой. Она предположила, что традиционная антипатия между кошками и крысами не является непреодолимой, и решила проверить это: вымыв котят кормящей кошки в одной воде с крысятами, она подложила крысят матери-кошке вместо ее котят.
Кошка приняла их и в течение нескольких месяцев воспитывала со всей любовью. Она носит крысят в пасти, как своих котят. Однажды, когда она несла так одного из них, появился незнакомый кот и попытался схватить крысенка. Кошка-мать положила его и успешно защитила от враждебного незнакомца.
На вопрос о том, как ей пришла в голову идея собрать вместе зверят многих видов, Чаплина улыбнулась.
«Боюсь, я не могу похвастаться гениальным вдохновением», - отвечала она. «На самом деле, это было вызвано нехваткой жилья. В Москве, как вы понимаете, мы все вынуждены жить тесно и совместно, потому что пока не хватает просторных квартир. Так было и в зоопарке в 1933 году, когда я начала свои эксперименты».
Она объяснила, что Московский зоопарк выращивает зверей не только для себя, но и для других зоопарков Советского Союза. Для такого количества животных не хватало места, чтобы оборудовать отдельные игровые площадки каждой группе зверят. Не желая содержать их в тесноте, однажды Чаплина решила, что детеныши разных видов смогут ужиться вместе. Она провела эксперимент сначала с тремя-четырьмя зверятами, затем со все большим их количеством, и обнаружила, что между ними установилась полная гармония.
Это было началом «Зеленой площадки», - так она назвала просторную вольеру, в которой зверята резвятся вместе каждый день в течение семи часов. Этим летом она собрала вместе 30 лисят, девять медвежат, восемь волчат, а также несколько шакалов, динго, енотов, барсуков и коз.
Посетителям зоопарка всегда интересно наблюдать за детьми, играющими с молодняком в вольере. Это юные помощники миссис Чаплиной, которые приходят в зоопарк каждый день после школы. Каждый ребенок берет «шефство» над каким-то детенышем и c ответственностью ухаживает за ним. Детям выдают блокноты, в которых они добросовестно записывают истории своих питомцев, фиксируют свои наблюдения за их повадками.
Собираясь уходить, мы задали последний вопрос о спящем львенке, раскинувшемся на диване.
«Львенок требует столько же заботы, сколько и мой ребенок», - сообщила миссис Чаплина, поглаживая уши спящего животного. «Его мать не могла его кормить, поэтому я принесла его домой, когда ему был всего один день от роду, и выкормила его из бутылочки. Под моим присмотром он окреп и стал таким энергичным юным зверем, каких я никогда не видела».
Лениво потянувшись, львенок спрыгнул с дивана и последовал за своей хозяйкой, когда она провожала нас до двери».
Автор статьи - американский журналист Демари Бесс, в 1932-1938 годах московский корреспондент «The Christian Science Monitor» и «Saturday Evening Post» (жил с женой Дороти в Борисоглебском переулке). В сентябре 1935 года он встречался с Верой Чаплиной на площадке молодняка Московского зоопарка и в коммунальной квартире дома 16 по Большой Дмитровке, где подрастала юная львица Кинули. В 4-месячном возрасте она выглядела так:
Вера Чаплина и ее 6-летний сын Толя с Кинули и Пери на балконе
(«Мурзилка», 1936, № 1, фото Елизаветы Игнатович)
Канадская «The Windsor Daily Star» в своем выпуске 3 марта 1936 г. перепечатала (под новым названием и с подзаголовками, но без фотографий) статью Демари Бесса, первоначально опубликованную в «The Christian Science Monitor», 18 декабря 1935 года:
А теперь перейдем к творчеству другого американского автора, Роя Л. Уоррена.
Во Флориде, в небольшом курортном городке Дейтона-Бич, в местной газете «Daytona Beach Morning Journal» - 8 сентября 1956 года была опубликована его небольшая заметка:
«Жизнь на природе --- У животных бывают очень странные друзья»
«Хотели бы вы узнать о дружбе между животными, которые считаются естественными врагами?
Я расскажу вам о Cтарушке и Тоби. Между медведями и собаками всегда существовала вражда. Но, видимо, им об этом сказать забыли, потому что Тоби, 40-фунтовая собака, помесь шпица с фокстерьером, и Старушка, пятимесячная медведица, подружились с первой же встречи в зоопарке города Ипсиланти, штат Мичиган.
Старик, еще один медвежонок, поначалу отнесся к собаке неприязненно, но недавно они с Тоби начали игриво покусывать друг друга.
Ипси, обезьянка из Индии, тоже иногда присоединяется к играм. Но самое большое удовольствие она получает от того, что дергает Тоби за хвост, а потом вкарабкивается на шест и корчит оттуда рожицы.
«Большинство животных будут дружить с человеком и другими животными, если им дать хоть полшанса», - утверждает Джерри Уэлш, сотрудник зоопарка и бывший лесничий.
Подпись к рисунку: Как дела, приятели?
В России, в московском зоопарке, молодая женщина-биолог и любительница животных Вера Чаплина проводит эксперименты на тему дружбы животных.
В вольере Московского зоопарка содержатся девять медведей, восемь волков, тридцать лисиц, а также еноты, барсуки, домашние козы и свирепые австралийские дикие собаки динго.
Все они прекрасно уживаются друг с другом, не причиняя друг другу вреда.
В другом вольере у мисс Чаплиной было множество волков, барсуков, енотов и лисиц, а также медвежонок-подросток.
В ее лаборатории жила кошка с семьей из четырех маленьких мышат. Кошка кормила их своим молоком и ухаживала за ними, как за котятами.
В московской квартире у мисс Чаплиной жил львенок, который прекрасно ладил с домашними кошками и собаками, живущими по соседству, а также с мальчишками и девчонками.
Секрет такой гармонии диких животных, по мнению мисс Чаплиной, заключается в том, чтобы знакомить животных друг с другом, пока они еще маленькие, и держать их подальше от взрослых зверей, которые могли бы научить их пресловутой звериной ненависти».
Симпатичная заметка, хотя зарисовки о питомцах Веры Чаплиной несколько устарели: она уже 10 лет как не работает в Московском зоопарке. Сведения взяты, судя по схожести цифр (30 лисиц, 9 медведей, 8 волков) из статьи Демари Бесса 20-летней давности.
Однако вот что удивительно: наряду с «Daytona Beach Morning Journal» эту же заметку Роя Л. Уоррена в этот же день (!), 8 сентября 1956 года, и ровно в том же виде, публикует газета «Oxnard Press-Courier», издающаяся тоже в небольшом городке Окснард штата Калифорния (немного к северу от Лос-Анджелеса, на полпути к Санта-Барбаре).
Но это не всё! Поразительно, но в тот же самый день (!!), 8 сентября 1956 года, ту же заметку Роя Л. Уоррена публикует «Lewiston Evening Journal» в небольшом городке Льюистон на противоположном краю США, в штате Мэн, рядом с г. Огаста.
И совсем уж невероятно и почти неправдоподобно, что ту же заметку Роя Л. Уоррена, правда, без рисунка и на две недели позже, 22 сентября 1956 года, публикует «Saskatoon Star-Phoenix» - газета канадского города Саскатун:
Впечатляет не то, что предприимчивый автор послал одну и ту же заметку в разные издания, и ее опубликовали в 4 местах, а, во-первых, фантастическая синхронизация трёх ее публикаций, и, во-вторых, - потрясающая географическая артикулированность этой акции, размах и выразительность получившегося «Большого креста»:
Нетрудно заметить, что по форме он почти соответствует Андреевскому кресту, но об этом чуть позже.
Интернет-поиски Роя Л. Уоррена - журналиста или зоолога тех времен, - увы, не принесли успеха.
Впрочем, загадочный автор мог и не быть профессионалом в этих областях, да и сама его заметка, напечатанная в небольших местных газетах, не претендовала на какую-то значительность.
Ее месседж выразился в ином - в почти синхронном опубликовании заметки в весьма удаленных друг от друга географических точках, символизирующих Восток и Запад, Юг и Север рядовой североамериканской читающей публики.
Столь явный и весьма неординарный символизм наводил на самые неожиданные размышления, а, тем временем поисковик по запросу «Roy L. Warren» нашел интересный вариант: молодого в то время американского военного, поступившего на службу рядовым пехотинцем в 1951 году и воевавшего в Корее, а затем на 30 с лишним лет связавшего себя с армией - с технической службой в Интендантском корпусе армии США:
Roy l. Warren US Army Quartermaster Corps (снимок 1980-х)
https://www.quartermasterfoundation.org/hall-of-fame-member/chief-warrant-officer-four-roy-l-warren/ «CW4 (главный прапорщик 4 степени) Рой Уоррен с отличием служил более 32 лет. Этот ветеран-орденоносец служил пехотинцем, парашютистом и прапорщиком по доставке грузов воздушным транспортом, прежде чем уволиться с действительной службы в декабре 1983 года. CW4 Уоррен поступил на службу в армию в 1951 году и прошел боевое крещение в Корее в качестве пехотинца-стрелка в составе 187-й боевой группы воздушно-десантного полка. После Кореи CW4 Уоррен был направлен в 82-ю воздушно-десантную дивизию, где его перевели в парашютно-десантную бригаду.
После обучения был назначен в 11-ю роту технического обслуживания парашютов 82-й воздушно-десантной дивизии, начав таким образом свою долгую и выдающуюся карьеру интенданта. Он преуспел во всех аспектах работы такелажника, включая такелаж тяжелого оборудования для доставки грузов по воздуху, упаковку парашютов для личного состава и грузов. Признав его выдающиеся заслуги в обучении и руководстве солдатами Интендантской службы, CW4 Уоррена в 1964 году назначили прапорщиком воздушной доставки.
Будучи прикомандированным к 1-й воздушно-десантной группе сил специального назначения армии США, CW4 Уоррен проходил подготовку и оказывал поддержку союзническим силам в Таиланде, Лаосе, Тайване, Японии и Республике Корея. Он планировал и выполнял все воздушные и парашютные операции по доставке грузов для поддержки разнообразных и сложных миссий группы. Во время одной из трех боевых командировок во Вьетнам CW4 Уоррен был приписан к 5-й группе спецназа и отвечал за обеспечение снабжения и поддержки широко географически разбросанных специальных оперативных отрядов «Альфа», действующих на территории Республики Вьетнам. Он планировал и выполнял регулярные парашютные операции, переброску грузов на внешней подвеске, поддерживая группу спецназа во время непрерывных столкновений с вражескими силами».
Дальнейшие поиски этого человека дали очень похожий результат: и по возрасту поступления на службу в армию(18 лет), и по фотографической внешности - Рой Ли Уоррен (1932-2012)
https://www.rill.com/obituaries/Roy-Warren3/#!/TributeWall Снимок в военном мундире сделан, вероятно, в конце службы, там Уоррену около 50-ти; другой снимок - 80-летнего старика. Но сходства все-таки больше, чем различий.
Приславший нам публикации Уоррена переводчик, пытаясь расшифровать символику «Большого креста», пробовал связать ее с формой Андреевского (косого) креста. Здесь было много направлений: андреевский крест составляет основу флагов американских штатов Флорида и Алабама, ряда государств, в том числе, Шотландии.
Дореволюционный флаг ВМС России прямо в расчет не брался, так как в 1956 году он не ассоциировался с СССР, но, чисто теоретически, и этот вариант не исключался - он мог быть как-то связан с «советским следом». Зная о нашем недавнем материале «Вера Чаплина и ЦРУ»:
https://vchaplina-arhiv.livejournal.com/155224.html переводчик обратился с запросом о возможной связи Роя Ли Уоррена с Верой Чаплиной или советскими спецслужбами - в соответствующий отдел ЦРУ. Но получил оттуда лишь ироническую отписку: дескать, с подобными вопросами обращайтесь к творчеству Агаты Кристи!..
Загадка «Большого креста» так и осталась бы неразгаданной, не рискни «Архив Веры Чаплиной» воспользоваться советом остроумных ЦРУушников.
Написав письмо в компанию «Agatha Christie Limited» (ACL - управляет литературными и медийными правами на произведения Агаты Кристи по всему миру с 1955 года:
https://www.agathachristielimited.com/ ), мы неожиданно получили доброжелательный, хотя и несколько недоуменный ответ. Сотрудники ACL не могли понять, как мы докопались до столь малоизвестного факта переписки Агаты Кристи 1956 года.
Оказывается, 24 сентября ей пришло письмо от некоего Роя Л. Уоррена, в которое были вложены 4 вырезки из вышеуказанных газет с его заметками, описание «Большого креста» и предложение автору всемирно известных детективов расшифровать его символику!
Несмотря на эксцентричность и даже нелепость этого предложения, писательница ответила мистеру Уоррену.
26 сентября 1956 года она выслала ему (на адрес его абонентского ящика в одном из почтовых отделений Нью-Йорка) - еще одну, уже пятую заметку такого же содержания!!! Но опубликованную днем ранее, 7 сентября, в газете «The Glens Falls Times» городка Гленс Фолс в штате Нью-Йорк, к северу от Олбани:
В сопроводительном письме госпожа Агата Кристи сообщила, что так называемый «Большой крест» - это подтасовка. Хотя и яркая, добавила писательница, написав молодому человеку (она не сомневалась в его возрасте), что и ей самой нередко приходится использовать подобные трюки в своих романах.
От себя добавим, что этой же осенью 1956 года Агата Кристи начала работу над новым детективным романом «В 4:50 из Паддингтона», в котором коллизии вокруг 4 братьев из семейства Крекенторпов, помещенные в центр повествования, - это тоже «яркая подтасовка», завеса для сокрытия истинного убийцы - 5-го члена этого многоугольника, но вовсе не члена их семьи.
А еще, для пущей «яркости» добавим, что карта Северной Америки с дорисованным нами «Большим крестом» Уоррена сканирована из «Атласа мира», хранящегося в домашней библиотеке Веры Чаплиной тоже - с 1956 года! Причем издан он Министерством внутренних дел СССР:
Может быть, всё же Рой Ли Уоррен был нашим агентом?
И ЦРУ, отшучиваясь с Агатой Кристи, просто прикрывает свой старый ляп?!
Завершим же этот выпуск более привычным «Архиву Веры Чаплиной» материалом: покажем найденные другим нашим читателем сканы ее китайского издания:
动物园里的趣闻 («Питомцы зоопарка»), Пекин, 1984
中国少年兒童出版社 : 新华书店北京发行所发行 (Китайское детское издательство), 209 стр.
Рисунки - частью перерисовки, частью самостоятельные. Например, галерея зарубежных образов Веры Чаплиной пополнился таким:
А здесь очевидная перерисовка с фото на авантитуле лондонского издания 1939 года:
Иллюстрация к рассказу «Медвежонок»:
Художник явно не анималист, судя по медвежонку. Но не будем строги, в те годы китайские издатели еще только начинали отходить от последствий «культурной революции».
Спасибо вам, дорогие читатели!!!
.