Живое общение с автором, исследовавшим несколько важнейших загадок Истории

Oct 17, 2016 12:13



Уже сообщал эту информацию для тех, кто любит планировать заранее.

Теперь для тех, кто заранее ничего не загадывает и строит планы на вечер экспромтом.

Сегодня состоится встреча с автором чудесной книги "Презумпция лжи" Александром Багаевым.

Неоднократно упоминал о книге (и даже приводил фрагменты, не спросив позволения у автора -- тыц).

В книге на конкретных исторических примерах исследовано, сколь масштабным и одновременно практически незаметным может быть программирование мировоззрений, сколь изящными могут быть механизмы воздействия на умы...

Книга демонстрирует, где можно увидеть швы Истории (и автора можно будет лично спросить о том, как Историю постоянно латают, чтобы представить её в нужном виде массовому потребителю), где торчат нитки, которые можно тянуть и там откроется то, что позволит понять, почему требуется перелицовывать описания события.

Книга ненавязчиво учит, как работать с открытой информацией, где искать её изъян.

"Презумпцию лжи" издал Институт системно-стратегического анализ (директор А.И. Фурсов) -- в той серии, где уже вышли неплохие исследования по общими названиями:
De Conspiratione / О Заговоре
De Secreto / О Секрете

Встреча в Москве.

Мероприятие состоится 17 октября.

Начало в 18:00 и завершение не позднее, чем в 20:00.

Встреча будет проводиться по адресу ул. Новосущёвская 26А.
Представлять книгу будут директор Института системно-стратегического анализа Андрей Ильич Фурсов, издатель книги Кирилл Глебович Михайлов
Просьба при себе иметь какой-нибудь документ, если вдруг попросят показать на вахте.
***

Санкт-Петербург

22 октября

Литературный Арт-клуб  "Книги и кофе" на ул.Гагаринской 20
http://www.bookcoffee.ru/
с 16.00 до 19.00.

Теперь передаю слово А.Багаеву (автору), который расскажет о себе и А.Фурсову, который расскажет о книге:

А.Багаев:
Родился в Финляндии в 1955 году (отец работал там по линии ГУСИМЗа).
Часть отрочества (в 1960-х) прожил во Франции (отец в торгпредстве служил), там очень повезло - успел поучиться в знаменитом лицее Жансон де Сайи; с тех пор я, естественно, заядлый франкофил на всю жизнь, а по-французски благодаря лицею до сих пор говорю с выраженным парижским акцентом )) .

В 1970-72 учился в ЛМУ ММФ - средней ленинградской мореходке (сбежал из дома вопреки воле отца, но потом лицейская закалка, любовь к языкам и литературе возобладали - и ушёл по собственному желанию, вернулся в Москву; хотя нажитая тогда любовь к ленинграду осталась навсегда).

В 1973-1978 учился в московском ИнЯзе и закончил переводческий факультет с красным дипломом.
Через год тоже отличником закончил Курсы переводчиков ООН по классу устного (синхронного) и письменного перевода.

Три года работал синхронистом в Нью-Йорке в Секретариате ООН. Оттуда уехал по собственному желанию, отказавшись продлить контракт, поскольку не хотел вступать в партию.

С конца 1982 по 1991 год работал в Москве штатным письменным переводчиком последовательно в ТАСС, журанле "Новое время", издательстве АПН (где уже был ведущим переводчиком редакции изданий на французском языке).
Одновременно нештатно сотрудничал со всеми московскими реадкциями, публиковавшими переводные (в ту и другую стороны) издания, а также постоянно синхронил, входил в так называемую "первую обойму" (нас допускали до перевода всего и везде, вплоть до съездов партии), работал на кинофестивалях и вообще в кино (вплоть до озвучивания фильмов на французском языке).

С 1989 по 2005 - сначала занимался частным предпринимательством (консалтингом) по стране и за рубежом (во Франции, ЮАР, Швейцарии), а потом с середины 1990-х - представлял в Москве (точнее в СНГ и странах Восточной Европы) специализированную фирму, предоставлявшую услуги риск менеджмента страховым синдикатам и брокерам на Lloyds of London.
Коллегами моими там были отставные офицеры SAS и других британских правоохранительных органов, и это был самый, пожалуй, увлекательный период моей жизни, поскольку по долгу службы постоянно находился за кулисами событий в смешанной роли няньки-врача-юриста-детектива-разведчика-советника на службе клиента - а это всё были крупнейшие корпорации с мировыми именами - и очень тесно сотрудничал и часто дружил со всеми правоохранительными структурами в "подотчётном регионе", из-за чего в банях постоянно оказывался посвящён во всеовозможные секреты больших и малых мадридских дворов )) по всей России и СНГ.
В конце 1990-х женился по большой (и ныне здравствующей) любви на финке и вынужденно переехал к ней.

Поскольку обзавестись русскому в Финляндии хотя бы просто добрыми приятелями, не говоря уж о друзьях - это из области фантастики, то в результате у меня началось то. что я до сих пор называю "десятилетием свободы" - денег у нас было совсем мало, но зато у меня было полно свободного времени, и я, наконец-то, занялся тем, о чём всегда только мечтал: засел за книги по истории.
Результатом именно десяти лет этого занятия и стала моя книга (откуда у неё ноги растут, можно понять вот из этой моей заметки; книга изначально должна была быть посвящена памяти отца, но потом я от этой идеи отказался: http://bagaev-alex.livejournal.com/10609.html ).

Моя книга, кстати, является самым ярким доказательством того, что Интернет - полезен и производителен, поскольку и была-таки написана и дописана до конца, и появилась всё-таки на свет только благодаря Интернету и щедрому, совершенно бескорыстному участию  целого ряда людей, которые узнали обо мне и о моей работе на протяжении последних пяти лет именно через Интернет.
=================
А.Фурсов:
Читатель раскрыл очень необычную книгу.
Прежде всего, это блестящая работа, - одна из лучших, которые мне довелось прочесть за последние 10-15 лет.
Она необычна как по форме, так и по содержанию, включая разнообразие последнего.
По сути перед нами научное исследование, а точнее - расследование.
По форме - нечто среднее между эссе и интеллектуальным романом на исторические и криптологические темы.
Автор - Александр Владимирович Багаев, переводчик-международник, человек интересной и насыщенной судьбы - анализирует привычные схемы и интерпретации многих исторических событий. К этим схемам и интерпретациям он чаще всего подходит как исходно лживым (отсюда - «презумпция лжи»), вскрывая и обнаруживая того самого Дьявола (Лжи), который - в деталях. Когда-то Черчилль заметил, что правда, особенно во время войн, нуждается во лжи как своём телохранителе (bodyguards of lie).

Почти весь ХХ век - это война, да и раньше было немногим лучше.
Историк, следователь по особо важным историческим делам, вообще пристальный наблюдатель чаще всего имеет дело с ложью в качестве барьера между ним и реальностью.
Нередко такой барьер материализуется в виде научных парадигм, т.е. того, что Т. Кун определял как систему методов, способов постановки вопросов, разделяемых определённым научным сообществом, и - самое главное - само это научное сообщество. Т.е. «научное племя» - «scientific tribe», овеществлённое в диссертациях, монографиях, структурах, учёных советах и т.д. и т.п. Воспроизводство таких сообществ и их способов вúдения, их презумпций становится их главной функциональной задачей, отодвигая на второй план задачи содержательные, в результате чего сообщество формально разумных индивидов превращается в квазиразумного актора со своими целями и задачами; бодигард лжи запирает истину под замок, тень перестаёт знать своё место. Серьёзное историческое расследование, тем более, следствие по особо важным историческим делам - это всегда столкновение с «теневой наукой», стремящейся подменить реальную.
«Презумпция лжи» - это совокупность следствий по особо важным историческим делам, превращающаяся в систему, эффективно разрушающую исторические мифы, выдаваемые за историческую истину. А.В. Багаев убедительно опровергает миф о «макиавеллизме», демонстрируя, какие интересы сформировали этот миф и стоят за ним; миф о вандалах как варварах - крестоносцы, разрушившие Константинополь, были несравнимо большими варварами, но они - не славяне, не православные - свои для западной исторической традиции, а потому им прощают и даже романтизируют их. То же можно сказать о геноциде Византии по отношению к готско-славянской цивилизации с её арианской верой.
Автор убедительно показывает, что оруэлловский «ангсоц» - это не пародия на СССР, а изображение возможного западного тоталитаризма. Весьма впечатляет анализ А.В. Багаевым хитросплетений межэлитного взаимодействия российских революционеров (они же позднее - советские государственные деятели), с одной стороны, и западной политико-экономической элиты, с другой. Читателю предстоит ближе познакомиться с малоизвестными или почти неизвестными персонажами русской и западной истории: Мурой Будберг и Ротштейном, Литвиновым и Красиным (единственный практический ровня Ленину в большевистской партии), Ратенау и Локартом, Бэрингами и Флемингами.
Рассматривая указанные фигуры и снимая одну за другой «семь одёжек и все без застёжек» лжи, укрывающие эти фигуры, А.В. Багаев формулирует важный вывод: «на практике отнюдь не из-за происков советской или какой-то там ещё “тоталитарной” пропаганды, а просто из-за наслаивающихся друг на друга искажений и пробелов в биографиях конкретных деятелей кукожится и дробится на всё менее понятные и потому всё более несвязные куски настоящая биография исторического события, в котором эти деятели играли значимые роли».
Один из наиболее интригующих сюжетов книги - получастная-полулюбительская разведка, созданная верхушкой британского общества в её интересах и укомплектованная её же представителями, - реализация классового (аристократического) подхода в одной, отдельно взятой сфере. Не менее интригующий сюжет - тесные контакты этой разведки с коминтерновской (не путать с советской!) разведкой. А между разведками - фигуры интерлокеров. В частности, всё та же Мура Будберг и, например, её связник и друг Дафф Купер. И - как тесен мир и как иронична история: правнучатый племянник Муры Ник Клегг был заместителем премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, а правнучатый племянник Даффа Купера - сам премьер-министр Дэвид Кэмерон.
Да, жизнь хитрее и острее многих детективов и политических триллеров…
Не скажу что меня убедила увлекательная, но весьма небесспорная расшифровка А.В. Багаевым знаменитой «исповеди Христиана Раковского», однако именно небесспорные вещи часто оказываются самыми интересными, равно как именно несогласие делает жизнь стоящей штукой (так говаривал мой хороший знакомый замечательный учёный Ференц Фехер).

Кстати, именно несогласие - как с липовыми, шитыми белыми нитками схемами, так и с намного более изощрёнными, внешне правдоподобными (и наукоподобными/наукообразными) интерпретациями движет А.В. Багаевым. Подобно андерсоновскому мальчику он говорит: «А король-то голый» - и сыпется ложь, и валятся бодигарды лжи, падает занавес и появляется Истина. И она далеко не всегда прекрасна. Как говорил Мартин Лютер, «Дух Истины болезнетворен… Ибо Истина нелестна. И он повергает в болезнь не просто того или иного человека, но весь мир. И уж такова наша мудрость, чтобы всё озлить, онедужить, осложнить, а не оберечь, опосредовать и оправдать, как если бы посреди чистого поля свободной, ясной и готовенькой стояла Истина». Чтобы это произошло, добавлю я вдогонку старику Мартину, нужно отстрелять бодигардов лжи - по снайперскому принципу: «один выстрел - один труп». Для меня книга А.В. Багаева - нечто вроде когнитивной снайперской винтовки. Жёстко? А не надо врать, тогда не придётся нестись в страхе от беспощадно занесённой бритвы - не Оккама, презумпции лжи.

Previous post Next post
Up