Россия - страна с либеральным прошлым и либеральным будущим

Nov 07, 2013 14:43


Оригинал взят на ПРАВМИРе в Россия - страна с либеральным прошлым и либеральным будущим
Многие считают, что либерализм чужд российской традиции, само слово «либерал» в их устах звучит как ругательство. Директор Института научной информации по общественным наукам РАН, академик РАН Юрий Пивоваров настаивает, что русская либеральная традиция есть, причем во многом она уникальна, отлична от западной.

image Click to view


- Слово «либерал» в русском сознании имеет негативные, говоря научным языком, коннотации. Например, «гнилой либерал», агент враждебного Запада и прочее. Бытует точка зрения, что Россия - страна, не либеральная по своей природе, что либерализм не имеет здесь корней, а какие-то очкарики-интеллигенты, начитавшись западных книг, пытаются выдать его за русское. Скажу прямо, грубо: это несусветная чушь.


Конечно, Россия - страна с сильными нелиберальными традициями, страна, где либерализм не одержал мощных побед. Но вообще-то слову «либерализм» не больше двухсот лет, впервые оно встречается в начале XIX века в работах французского автора Бенжамена Констана. То есть это новое понятие, течение. Однако подчеркну: либерализм происходит от слова «liberty» - «свобода», и, конечно, имеет глубокие корни в мировой истории. Фома Аквинский говорит, что свобода коренится в разуме человека.

Я скажу вещь еще более рискованную. Хотя тема либерализма не очень духовная, несомненно, Новый Завет - проповедь свободы человека, свободы его выбора. Собственно, человек тем и отличается от других существ, что у него есть свобода выбора - он сам решает, следовать ли ему за Христом. Это истинная свобода. То есть либерализм - одно из важнейших достижений цивилизации.

Либерализм не сводится к тому, что, как учили в советских школах, в каком-то веке на Западе возникает буржуазия, которая хочет стать свободной от феодалов и выступает с идеей юридической свободы. Это несерьезно, поверхностно. А если серьезно и глубоко, то, конечно, свобода - это онтологическая тема, тема бытия человека, она имманентна человеческой природе, душе человека, его разуму. Тема свободы - тема выбора, ключевая тема для христианства. А мы, несмотря на атеистический XX век, страна с христианской традицией, а, значит, с традицией свободы.

Это никак не связано с либерализмом в том узком смысле слова, в котором оно стало употребляться в XIX веке, хотя и тут у России есть свои корни. Но прежде чем говорить о XIX столетии, вспомню Новгородское и Псковское вече. Новгородцы даже архиепископа избирали. В начале XVI века в северных уездах Руси, которые были свободны от набегов кочевников, существовало то, что очень походило на современный суд присяжных, а это ведь судопроизводство свободных людей - они сами решают, виновен обвиняемый или невиновен.

У России есть традиции и политической свободы. В 1606 году царь Василий Шуйский ограничил самодержавие - тем самым он открывал дорогу к свободе. В 1730 году группа аристократов-заговорщиков выставила условия Анне Иоанновне, тоже ограничив самодержавие и открыв путь к свободе. Другое дело, что не получалось, но Россия постоянно имела не только авторитарную традицию, но и традицию либеральную.



Юрий Пивоваров

В XIX веке у нас возникает целая либеральная школа. Например, человек, которого я очень люблю и о котором часто говорю, Михаил Михайлович Сперанский, один из родоначальников русского либерализма, мыслитель европейского уровня, теоретик правовой государственности, разделения власти. Подтверждает значение либерализма для России, его укорененность в нашем сознании и следующий факт. Выдающийся историк русского права, эмигрант Виктор Леонтович в 50-е годы ХХ столетия пишет по-немецки сочинение «История либерализма в России». Проходит около четверти века и, оказавшись не по своей воле за границей, Александр Исаевич Солженицын первое что делает - дает деньги на перевод и издание этой книги. Так высоко оценил он работу Леонтовича! Заметим: великий писатель сам не был либералом!

Возвращаясь к XIX веку, нельзя не вспомнить и таких либеральных мыслителей мирового уровня, как Константин Кавелин, Борис Чичерин. А славянофилы - первые светские религиозные мыслители! Они, конечно, с подачи Чаадаева, но вернули религиозную проблематику в размышления русского интеллигента, русского европейца, западника. Славянофилы сделали свою мысль теоцентричной. Так вот, мой любимец Юрий Самарин был сторонником русского правового православного государства. То есть синтез либеральных и православных идей тоже имеет свою традицию.

В конце XIX - начале XX века творит блистательная плеяда русских либеральных мыслителей. Известный сборник «Вехи» 1909 года - во многом манифест русского либерализма (его авторы: Струве, Изгоев, Кистяковский, Бердяев, Булгаков (будущий отец Сергий), Франк, крупнейший, кстати, русский философ первой половины XX столетия).

Была у нас и либеральная партия с такими блестящими политиками, как Милюков, Маклаков, Набоков. Но в 1917 году русский либерализм потерпел страшное поражение. В этом, конечно, есть и его, русского либерализма, вина. Он не выдержал исторического испытания. Я говорю о поражении Февральской революции, ее вырождении в Октябрьскую. При всем своем подъеме и расцвете русский либерализм оказался несостоятельным в годину серьезных испытаний. И в этом смысле либерализм во многом потерял доверие общества.

В двадцатые-тридцатые годы он стал восстанавливать свои позиции. Очень сильно развивалась либеральная доктрина в эмиграции, причем не только наследниками либеральной кадетской партии, но и представителями социалистического движения. Разумеется, не большевистского толка, а правыми эсерами, социал-демократами. Надо сказать, что в эмиграции формировался либерально-консервативно-христианско-демократический синтез, в котором либеральное начало играло важную роль.

Либерализм имел определенные достижения и в советский период. Я говорю о правозащитном движении. В шестидесятые годы, точнее, еще в конце пятидесятых, в среде советской интеллигенции возникают различные диссидентские кружки. Обычно это движение связывают с именем Андрея Дмитриевича Сахарова - он был по времени далеко не первый в нем, но самый известный и, возможно, самый яркий. Эти люди не призывали: «Долой самодержавие!», «Долой советскую власть!», «Отнять землю у помещиков и отдать крестьянам», «Распустить колхозы». Они впервые в русской истории апеллировали не к социальным ценностям, а к правовым.



Академик Сахаров

Сын Сергея Есенина Александр Есенин-Вольпин - первый человек, который вышел 5 декабря 1965 года на Пушкинскую площадь с лозунгом, что надо соблюдать собственную Конституцию. С этого пошло правозащитное движение - право стало пониматься не как нечто второстепенное, нерусское (что там закон?), а как фундаментальная, основополагающая ценность. Правозащитники впервые в русской истории поставили право в ряд основных человеческих ценностей.

Это, собственно говоря, так и есть. Да, религия, государство, семья, собственность-то, на чем держится общество. Во всяком случае, христианская цивилизация, к которой мы принадлежим. И вот эти либералы-правозащитники сделали решающий шаг. После них русская культура, русская история уже никогда не упустят тему права. В этом году будет 20 лет Конституции. При всех ее несовершенствах это единственный документ, который регулирует нашу жизнь. Властители вынуждены соблюдать Конституцию.

Свобода человека регулируется и сохраняется на основе закона и права - это и есть либеральное мировоззрение. Мы уже страна с либеральной проблематикой, с либеральной идеей. Конечно, в критике русского либерализма есть много справедливого. И современные русские либералы, и либералы столетней давности часто занимаются непродуманной рецепцией американских и западноевропейских идей. Это - неправильно. И хотя либеральные ценности имеют общечеловеческое содержание, в каждой культуре они должны учитывать ее своеобразие, специфику.

История русского либерализма удивительна в том смысле, что она слабо связана с историей русской буржуазии, рыночных отношений, капитализма. Либеральное русское движение рождалось иначе - в головах аристократии, среди земских деятелей, профессуры, гуманитарной интеллигенции. То есть пути русского либерализма исторически отличались от путей либерализма западного. Но русский либерализм всегда был, как мы знаем, и под влиянием западного либерализма, и даже отчасти вторичен по отношению к нему.

Русский либерализм - удивительное явление. Один из его отцов-основателей Константин Кавелин считал, что по-настоящему либеральной Россия может быть при отказе от Конституции, парламента, политической борьбы, партий. Читаешь это и думаешь: «Елки-палки, как же так? Ты же основатель русского либерализма, а говоришь совершенно нелиберальные вещи». Он считал, что лучшее устройство для России - монархия, чтобы не было борьбы за власть, и вся Россия должна отказаться от частной собственности в пользу общины, где нет ни бедных, ни богатых. Но ведь это социалистический принцип, а не либеральный. Кавелин исходил из того, что только такие социальные условия и обеспечат свободу русскому человеку, поскольку такова специфика русского развития.

Конечно, это не так, это утопия, но русский либерализм всегда имел склонность к социализму, к общинности, к таким вот русским совершенно, казалось бы, нелиберальным традициям. Но именно в них, повторю, Кавелин видел возможность для русского человека реализовать свободу. Долгие годы я этому удивлялся, был этим шокирован, писал и критиковал это, и только в последнее время стал понимать, что в этом действительно есть некая русская надежда.

Ведь люди совершенно другого социального типа, эсеровского, которые погибли в сталинские времена - Чаянов, Кондратьев, - показали, как русская община (а в рамках русской общины до Столыпина жило более 70% населения, мои предки тоже) эволюционировала в совершенно удивительное социальное устройство, где господствуют нелиберальные коллективные формы землепользования, но одновременно человек получает возможность быть свободным. Удивительно, но так. Россия развивается в рамках мирового процесса, но по каким-то собственным алгоритмам. И либеральная идея нередко реализуется в условиях, которые западные либералы либеральными не признают. Это надо понять, проанализировать, намотать на ус.

Следует также помнить, что главный враг тоталитаризмов всех видов - свобода человека, то есть либеральное понимание и устройство жизни. Кстати, русская религиозная мысль - одно из наших великих достижений - очень болезненно (в хорошем смысле слова) относится к теме свободы. Меня, например, потрясли слова великого русского религиозного мыслителя и богослова Алексея Степановича Хомякова: христианин может быть рабом, но не может быть рабовладельцем. Ведь это же гимн свободе!

А Федор Михайлович Достоевский… Казалось бы, убежденный монархист и противник либералов, но главная тема его прозы - свобода человека. Поэтому я полагаю, что Россия - страна с громадным либеральным прошлым, с современной либеральной необходимостью (то есть с пониманием того, что без свободы ничего не будет) и с либеральным будущим в том смысле, что мы можем построить социальные, правовые, политические и хозяйственные порядки, при которых человек будет свободным.

Это сложный путь, но другого для России я не вижу, потому что опыт XX столетия, опыт отсутствия свободы и попыток тоталитарной переделки человека оказался для России негативным, трагическим. Лишь со времен хрущевской оттепели мы начали возвращаться к свободе. Мы заплатили за нее запредельную цену, выстрадали ее. Именно поэтому либерализм - очень русское слово.

Previous post Next post
Up