Командир "Авроры". Контр-адмирал. Комендант МКИПВ. Репрессирован.
Пока от Ревельской крепости отвлёкся - оказалось, что написали отличнейшую статью о Петре Николаевиче, почти доскональную. И даже фото новое со статьёй представили. Вот какой эффектный контр-адмирал:
В связи с исследованием биографии П.Н., выяснилось, что жизнь адмирала прервалась под маховиком репрессий 20 декабря 1937 г., т.е. в этот самый день восемьдесят лет назад. В связи с этим трагическим событием несколько дней назад неравнодушние к истории флота граждане установили у парадной дома по Моховой улице специальную табличку "Последний адрес". Об этом, со множеством фотографий,
тут. И в связи с этим на сайте Фонда Виктора Конецкого была обнародована статья за авторством Владимира Фортуньянца. Нельзя не зарепостить.
Оригинал вот тут, сходите, там с многочисленными картинками, я же утащил только текст. Правда, будет в двух частях, за один присест жж статью не заглатывает. Итак...
Владимир Фортуньянц
МОХОВАЯ, 26
Последний адрес контр-адмирала П. Н. Лескова
Осень 1937 года в Ленинграде, да и на всех необъятных просторах СССР, была насыщена знаменательными событиями. Полным ходом шла подготовка к выборам в Верховный Совет СССР, который согласно принятой в конце 1936 года Сталинской Конституции, должен был стать высшим органом власти в стране.
Одновременно раскручивался маховик репрессий в ходе т. н. «Большого террора». В воскресенье 12 сентября газета «Ленинградская правда» - орган ленинградского областного и городского комитетов ВКП (б) и облисполкома - начала публикацию статьи начальника управления НКВД по Ленинградской области Комиссара госбезопасности 1-го ранга Леонида Михайловича Заковского, имя которого тоже значилось в числе кандидатов в будущий Верховный Совет. Само название статьи - «Шпионов, диверсантов и вредителей уничтожим до конца!» - прозвучало как лозунг, как боевой приказ для ленинградских чекистов. А приказ отдаётся для того, чтобы быть выполненным «беспрекословно, точно и в срок». А сроки были очень сжатыми: помимо выборов, которые были назначены на 12 декабря, приближались 20-я годовщина Великого Октября, первая годовщина Сталинской Конституции и, наконец, 20-я же годовщина органов ВЧК - ОГПУ - НКВД. Такие знаменательные даты принято было встречать успехами и достижениями, и чем ближе дата, тем больше требовалось этих достижений и успехов...
28 октября 1937 года помощник оперуполномоченного 9-го отделения 3-го отдела УНКВД по Ленобласти Березко, «рассмотрев следственный материал по делу № 36345-37 и приняв во внимание, что гр. ЛЕСКОВ Пётр Николаевич <….> достаточно изобличается в том, что является участником белогвардейской, офицерской, террористической, диверсионно-шпионской организации… ПОСТАНОВИЛ: Гр. ЛЕСКОВА П.Н. привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58-6-8-11 УК, мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей».
1 ноября был оформлен ордер на производство обыска и ареста по адресу Моховая ул., д. 26, кв. 28.
В ночь на 2 ноября в квартире П.Н.Лескова раздался резкий звонок. За спиной управдома Фёдора Павловича Опарина стояли сотрудники НКВД…
Пётр Николаевич Лесков происходил из потомственных дворян Новгородской губернии. Он родился в Петербурге 11 февраля 1864 года. Его отец Николай Иванович Лесков состоял членом Ревельской таможни в чине коллежского советника. В Ревеле и прошли детские годы Петра, где он окончил четыре класса Александровской мужской гимназии.
28 февраля 1878 года Николай Иванович подал в канцелярию Морского училища прошение об определении «на воспитание в младший приготовительный класс сына Петра, родного внука флотского офицера». 12 сентября того же года 14-летний Пётр Лесков стал воспитанником этой «альма матер» большинства офицеров Российского флота.
В стенах Морского училища Пётр Лесков провёл семь лет вместо положенных шести. Так как своё первое учебное плавание на корвете «Гиляк» он совершил лишь летом 1882 года, то можно предположить, что в одном из приготовительных классов он провёл два года, либо в течение года был в отпуске по болезни. Последнее представляется более вероятным, так как в аттестациях на лейтенанта Лескова иногда отмечали его «не очень крепкое здоровье».
После четырёхмесячного плавания на винтовом корвете «Аскольд» 1 октября 1885 года Лесков был «произведён по экзамену в мичманы» и зачислен в 6-й флотский экипаж.
В те времена служба морских офицеров проходила преимущественно на берегу. Счастливое исключение из этого установившегося порядка составляли офицеры кораблей, уходивших в заграничное плавание в Средиземное море или в Эскадру Тихого океана. Все остальные по окончании кампании перебирались в казармы флотских экипажей, где занимались обучением молодых матросов, подготовкой к смотрам и парадам, несением дежурной и караульной службы. И лишь в конце весны личный состав флота возвращался на свои суда.
Свою первую после производства в офицеры морскую кампанию мичман Лесков совершил на военном транспорте «Красная горка» под командованием капитана 2-го ранга Мессера с 25 апреля по 16 ноября 1886 года «в плавании по Финскому заливу и Балтийскому морю».
Кронштадт по праву считался центром подготовки специалистов для флота: как офицеров, так и нижних чинов. Естественно, многие офицеры, проходившие здесь службу, пользовались этим обстоятельством, чтобы повысить свои специальные знания. 1 декабря 1887 года мичман Лесков «выдержал удовлетворительно экзамен в Минном офицерском классе краткого курса по минному делу». В период с 1888 по 1891 годы продолжалось это чередование береговой службы с плаваниями на том же транспорте «Красная горка» и на клипере «Вестник».
Весной 1891 года в жизни 27-летнего мичмана флота Петра Лескова произошло знаменательное событие: 28 апреля он «вступил в первый законный брак с дочерью умершего генерал-майора Семёнова, девицею Ольгой Александровной, православного вероисповедования». Невесте было 19 лет. 46 лет она была верной спутницей моряка, пока судьба не разлучила их той страшной ноябрьской ночью 1937 года. (Во время обыска вместе со старыми военными картами Финского залива и чертежами старых военных кораблей было изъято и золотое кольцо с надписью «О.А.Семёнова 28 апреля 1891 г.»).
По окончании плавания на канонерской лодке «Грозящий», в сентябре 1891 года П.Н.Лесков был зачислен в Морскую учебно-стрелковую команду. Это учебное заведение Морского ведомства образовалось в 1884 году путём выделения Флотской стрелковой роты из состава Офицерской стрелковой школы в Ораниенбауме. Положение о команде утвердил 2 мая 1886 года император Александр III. Команда представляла собой отдельную воинскую часть, подчинявшуюся непосредственно Начальнику Главного морского штаба. На должность Начальника команды назначался штаб-офицер из числа окончивших курс стрелковой подготовки, который пользовался правами командира флотского экипажа. Постоянный состав команды, помимо Начальника, включал в себя двух лейтенантов (инструкторов и командиров отделений), также из числа окончивших курс. Обучение начиналось 15 сентября и продолжалось один год. Успешно окончившие полный курс обучения офицеры получали дополнительный полугодовой оклад.
27 января 1892 года П.Н.Лесков был произведён в лейтенанты, прослужив в чине мичмана более шести лет. В период обучения в Учебно-стрелковой команде (далее - УСК. - В.Ф.) он проплавал 10 дней на миноносце № 108 при проведении учений по высадке десанта. 21 августа 1892 года лейтенант Лесков успешно окончил курс в УСК и 15 ноября того же года был назначен на должность помощника начальника команды, в которой прослужил до 11 августа 1894 года, при этом с 4 июня по 3 августа 1894 года временно командовал миноносцем «Котлин» во время десантных занятий в УСК.
3 сентября 1894 года - знаменательная дата в биографии П.Н.Лескова. Как мы видим, все плавания кадета, гардемарина, мичмана и, наконец, лейтенанта Лескова, начиная с мая 1882 года, проходили в акватории Финского залива и Балтийского моря. И вот последовало назначение в заграничное плавание на крейсере 1-го ранга «Память Азова». Это был вполне современный по тому времени корабль, вступивший в строй в 1890 году. С мая 1892 года крейсером командовал выдающийся морской офицер - капитан 1-го ранга Григорий Павлович Чухнин.
22 ноября 1894 года «Память Азова» и минные крейсеры «Всадник» и «Гайдамак» покинули греческий порт Пирей и начали тяжёлое океанское плавание на Дальний Восток. Для сбережения машин минных крейсеров командир «Памяти Азова» большую часть пути вёл их на буксире.
Во время этого трудного перехода вахтенный начальник лейтенант Лесков приобрёл бесценный опыт управления большим кораблём в сложных условиях океанского плавания под руководством выдающегося командира. Исполнение же Лесковым должности ротного командира, очевидно, окончательно сформировало в нём те принципы воспитания подчинённых, которых он неукоснительно придерживался до последних дней своей службы. Очевидно, и здесь не обошлось без положительного примера Г.П.Чухнина, который записал в своём дневнике: «Я более чем не люблю налагать наказания на офицеров, считая, что начальник, заслуживший наказание, не может быть надёжным исполнителем и теряет обаяние перед подчинёнными».
П.Н.Лесков проплавал под командованием Г.П.Чухнина до конца 1895 года. В январе 1896 года командиром крейсера был назначен капитан 1-го ранга Андрей Андреевич Вирениус, под началом которого Лесков проплавал до 23 октября 1897 года и возвратился в Кронштадт после трёхлетней разлуки с молодой женой.
После двухмесячного отпуска с 8 февраля по 8 апреля 1898 года лейтенант Лесков проплавал летнюю кампанию на броненосце береговой обороны «Не тронь меня», после чего получил назначение на крейсер 1-го ранга «Светлана». С 23 сентября по 22 октября крейсер под командованием капитана 1-го ранга Алексея Михайловича Абаза находился «во внутреннем и заграничном плавании».
Во время кампании следующего 1899 года, которая продолжалась с 9 мая по 24 августа, крейсер принимал участие в торжествах по случаю открытия в Екатерининской гавани Кольского полуострова порта Александровск (ныне - город Полярный). На борту «Светланы» находился Великий князь Владимир Александрович со своей свитой. На обратном пути крейсер посетил остров Медвежий. Дело в том, что к тому времени стало известно о намерении Германии разместить на острове постоянные посты и объявить о распространении на него германского суверенитета. На острове моряки «Светланы» обнаружили две коммерческие немецкие экспедиции, искавшие полезные ископаемые и занимавшиеся рыболовным промыслом. На месте бывшего поморского поселения на острове команда крейсера установила Русский флаг и железный крест, у основания которого была укреплена доска с надписями на трёх языках: «Принадлежит России».
В аттестации, написанной командиром крейсера по окончании кампании, он так характеризовал своего вахтенного начальника и ротного командира: «Вполне дисциплинарен. Исполнительный, надёжный офицер. Никогда ничего не забудет, не упустит, а с удивительным спокойствием, без горячки и торопливости всё сделает, как нужно. Службу знает хорошо и любит её. Отличается удивительным спокойствием и ровностью характера. Всеми любим. Очень воспитанный человек».
Пётр Николаевич прослужил на «Светлане» и в последующие три года, но уже с новым командиром - капитаном 1-го ранга Константином Дмитриевичем Ниловым, будущим Флаг-капитаном Императора Николая II. По окончании кампании 1900 года он так аттестовал своего офицера: «Дисциплинарен и исполнителен. Отлично исполняет обязанности ротного командира. Несмотря на не очень крепкое здоровье, правит вахтой вполне исправно. Очень заботится о своей роте и её поведении. Морскую и строевую службу знает хорошо. Окончил курс в Учебно-стрелковой команде. Прекрасно воспитан. Характера спокойного. Уважаем кают-компанией и подчинёнными. Достоин награды».
В последние месяцы службы на «Светлане» П.Н.Лесков с 7 сентября по 5 ноября 1902 года исполнял должность старшего офицера крейсера, а 3 февраля 1903 года был назначен на должность старшего офицера крейсера 2-го ранга «Азия». Казалось бы, всё предвещало дальнейшее успешное движение по службе, как вдруг…
14 июля 1903 года «Высочайшим приказом по Морскому ведомству за № 487» лейтенант Лесков «зачислен в запас флота». Что же произошло, что скрывается за скупыми строчками в «Полном послужном списке»? Ответа на эти вопросы в официальных документах пока не удалось обнаружить, что вынуждает обратиться к свидетельству одного из бывших сослуживцев П.Н.Лескова. Владимир Александрович Белли (1887 - 1981), старший лейтенант российского императорского флота и контр-адмирал советского ВМФ, в своих «Воспоминаниях» сказал немало добрых слов о Петре Николаевиче, с которым у него в период совместной службы установились вполне доверительные отношения. Так вот по свидетельству В.А.Белли, «…ему (П.Н.Лескову. - В.Ф.) предложили должность старшего офицера нового крейсера “Баян”. Командовал крейсером капитан 1-го ранга Р.Н.Вирен, человек тяжёлый, крайне неприятный. Пётр Николаевич отказался от назначения и, чтобы избежать его, был вынужден уйти в запас флота».
Это был поступок. Офицер, прошедший «школу Г.П.Чухнина», с прекрасными аттестациями, отказался от должности, которая предполагала в будущем чин капитана 2-го ранга и, как теперь очевидно, боевые отличия при обороне Порт-Артура, должен был иметь достаточно веские причины для принятия такого судьбоносного решения. При этом надо полагать, что выбор Лескова в качестве старшего офицера был сделан самим Р.Н.Виреном.
Для того, чтобы объяснить мотивы этого поступка Петра Николаевича, приведём выдержки из двух документов, характеризующих личность командира «Баяна».
Первый документ датирован 11 июля 1898 года. Это выдержка из письма гардемарина П.А.Вырубова с учебного судна «Верный»: «Новый командир капитан 2 ранга Роберт Николаевич Вирен - личность довольно оригинальная, очень знающий офицер, прекрасный гимнаст и, вообще, спортсмен до мозга костей. Жаль только, он чересчур мелочен и, обращая внимание на ерунду, упускает из виду серьёзные вещи».
Второй документ почти совпадает по времени с несостоявшимся назначением П.Н.Лескова. Это подписанная 28 июля 1903 года вице-адмиралом К.П.Никоновым аттестация на Р.Н.Вирена: «В высшей степени дисциплинарен и исполнителен. Отличный морской офицер, знающий и любящий морское дело. При отправлении службы очень строг и требователен, большой педант. Мало доверчив к своим подчинённым офицерам…».
Если ещё раз взглянуть на аттестации П.Н.Лескова и сравнить их с характеристиками Р.Н.Вирена, то станет очевидным, что совместная служба такого старшего офицера с таким командиром вряд ли могла закончиться благополучно.
Эта драматическая ситуация могла стать концом служебной карьеры лейтенанта Лескова, но через несколько месяцев началась война с Японией, и 12 апреля 1904 года «Высочайшим приказом по Морскому ведомству № 537» он был вновь «определён на действительную службу во флоте» и спустя две недели назначен старшим офицером мореходной канонерской лодки «Грозящий». С 18 мая по 17 августа «Грозящий» плавал в составе Отряда Морского инженерного училища.
По окончании кампании, 26 октября Пётр Николаевич был назначен преподавателем в «Класс судовых содержателей на 1904-05 гг.» и 6 декабря произведён в капитаны 2-го ранга.
В кампанию 1905 года капитан 2-го ранга Лесков снова на «Грозящем» с воспитанниками Морского инженерного училища. Заведующий Отрядом судов МИУ генерал-майор А.И.Пароменский так аттестовал старшего офицера канонерской лодки: «Весьма исполнителен. На судне поддерживает порядок. С подчинёнными и начальством обращается хорошо и тактично. Характера мягкого, общительного и в обращении приятного. По-французски говорит довольно хорошо, а по-немецки - очень хорошо». По окончании кампании, 8 октября 1905 года Лесков был назначен ротным командиром Учебной команды строевых квартирмейстеров.
Как видим, служба Лескова проходит вдали от театра военных действий, где уже пал Порт-Артур, погибла эскадра адмирала Рожественского и многие из уцелевших бывших сослуживцев оказались в японском плену. Однако огонь войны перекинулся на территорию России. Одесса, Севастополь, Владивосток. То там, то здесь вспыхивают вооружённые выступления. В этой напряжённой обстановке всеобщего недоверия поистине бесценны были немногие начальники и командиры типа П.Н.Лескова. Свидетельством тому - объявленное ему 20 марта 1906 года «Монаршее благоволение за отлично-усердную службу в экипаже и неутомимые заботы по наблюдению за бытом команды».
В 1906 году П.Н.Лесков - старший офицер крейсера 1-го ранга «Князь Пожарский» (с 24 марта 1906 года - учебное судно) и, наконец, 20 октября Высочайшим приказом по Морскому ведомству он назначен командиром учебного судна «Верный».
С 1 апреля по 10 октября 1907 года «Верный» находился во внутреннем плавании и вооружённом резерве, а 7 ноября его командир был назначен «для обучения новобранцев в г. Кронштадте начальником 4-го отделения». Именно здесь впервые пересеклись служебные пути П.Н.Лескова и В.А.Белли, который пишет в своих воспоминаниях: «Я благославляю судьбу, которая не направила меня в адъютанты… Но ещё больше я благодарю судьбу, направившую меня на службу отдельный батальон под начальство такого изумительного человека, каким был П.Н.Лесков».
В 1908 году «Верный» плавал в составе Отряда Морского корпуса. Командующий отрядом контр-адмирал С.А.Воеводский (будущий Морской министр) так аттестовал П.Н.Лескова: «Выдающийся офицер и командир, знающий морскую и строевую службу. Характера ровного, спокойного и уживчивого. Отлично содержит судно и команду. Пользуется общей любовью и уважением. Умеет обращаться с подчинёнными, требуя от них службы, но, не проявляя при этом ни резкости, ни суровости… Очень пригоден для службы во флоте. Достоин движения вперёд за отличие и всякой награды. Будет отличный командир судна 1 ранга». В объективности Воеводского можно не сомневаться, так как он сам командовал «Верным» с 1901 по 1903 год.
8 декабря 1908 года П.Н.Лесков был назначен командующим крейсером 1-го ранга «Аврора», а 29 марта 1909 года Высочайшим приказом по Морскому ведомству произведён за отличие по службе в капитаны 1-го ранга с утверждением в должности.
Среди офицеров «Авроры», плававших на ней много лет, бывших участниками похода эскадры адмирала Рожественского вокруг Африки и Цусимского боя, был старший лейтенант Юрий Карлович Старк, служивший на крейсере с 1903 года. При Лескове он занимал последовательно должности старшего минного офицера, помощника старшего офицера и, наконец, старшего офицера корабля, т. е. был ближайшим помощником командира.
Здесь же, на «Авроре», вновь пересеклись служебные пути П.Н.Лескова и В.А.Белли. Описание дальних походов, которые совершил крейсер под командованием нового командира в 1909 - 1912 годах достаточно подробно описаны в «Воспоминаниях» Белли и в дневниковых записях Старка. Приведём лишь некоторые выдержки из них, характеризующие П.Н.Лескова как командира и человека.
Ю.К.СТАРК: «У нас на корабле произошла перемена: Ферзен получил в командование Вторую минную дивизию, а вместо него командиром к нам был назначен капитан 1 ранга Пётр Николаевич Лесков, безукоризненный командир и человек».
В.А.БЕЛЛИ: «В конце июня (1909 года. - В.Ф.) меня как-то вызвал к себе командир и спросил, хочу ли я опять идти в заграничное плавание. Дело в том, что на следующую зимнюю кампанию в плавание должны были идти крейсеры “Диана”, “Аврора” и “Богатырь”. Я ответил: “Хочу, но только на «Аврору». - “А, это вы хотите к Петру Николаевичу Лескову?” - “Так точно”... Мне очень хотелось снова служить под начальством этого прекрасного командира и человека».
Ю.К.СТАРК: «12 ноября (1910 года. - В.Ф.). Сегодня долго разговаривал с командиром о своём будущем; я высказал пожелание в будущем году не идти в плавание, если “Аврора” пойдёт, а получить в командование миноносец; он это вполне одобрил».
В.А.БЕЛЛИ: «Я же был доволен тем доверием, которым пользовался и у командира, и у старшего офицера. Как-то почувствовал уверенность в своих действиях, спокойно нёс вахтенную службу на якоре и на ходу, приобрёл служебный опыт… И этим я полностью обязан таким прекрасным начальникам, какими были П.Н.Лесков и Ю.К.Старк».
27 июня 1911 года «Аврора» участвовала в торжествах по случаю спуска на воду линейного корабля «Полтава», во время которых на крейсере держал свой флаг Начальник Морских сил Балтийского моря Н.О.Эссен. Он сказал П.Н.Лескову, что его осенью, вероятно, сменят и дадут линейный корабль. Очевидно, речь шла о линкоре «Андрей Первозванный», который должен был вступить в строй в следующем году. Казалось бы, всё складывалось вполне благополучно. Командир «Авроры» после отпуска принимает линейный корабль, его старший офицер - эскадренный миноносец, но, увы, судьба уготовила им новые испытания, в результате которых в карьере П.Н.Лескова случился очередной надлом.
Ю.К.СТАРК: «13 августа. Человек предполагает, а Бог располагает. Командир сдал мне временное командование крейсером на время отпуска, но сам ещё не уехал. Получена телеграмма от министра: “Командиру или командующему прибыть ко мне завтра в 8 часов утра”. Доложил телеграмму Петру Николаевичу, он говорит: “Опять какая-нибудь очередная напасть, Вы командующий и поезжайте; если спросят, скажите, что я уехал, но я буду Вас завтра ждать, а потом всё равно уеду, я больше не могу, устал”.
14 августа в 8 часов утра я был у Григоровича. Он меня спросил, как Пётр Николаевич, я ответил: “Уехал в отпуск”. - “В каком виде ваши машины, котлы и вспомогательные механизмы?” Я ответил, что в совершенной исправности. “Можете вы через три недели, то есть 8 сентября уйти в серьёзное плавание?” Я ответил, да, можем. “Ваше плавание будет в Бангкок (Сиам) на коронацию Сиамского короля, вы должны быть там 16 ноября <…> В Средиземном море к вам сядет представляющий Государя Императора Великий князь Борис Владимирович и королевич греческий Николай”. Вернулся на корабль около полудня и обо всём доложил Петру Николаевичу, он выругался и сказал: “Ещё один год трёпки нервов. Распоряжайтесь, я уеду; когда будет нужно, вызовете меня”».
«Трёпка нервов» продолжалась для командира до 19 июля 1912 года, а вот старшему офицеру после неоднократных требований П.Н.Лескова было разрешено сдать должность.
Ю.К.СТАРК: «7 марта. Получена телеграмма “Министр разрешил старшему лейтенанту Старку вернуться в Россию на свой счёт”. Командир прочёл эту телеграмму мне и бывшему тут ревизору, и сказал… (непечатное слово). Когда мы нужны, то мы очень хорошие и за нами ухаживают, а когда человек устал и нуждается в отдыхе, то на свой счёт; Николай Григорьевич (Лапшин, наш ревизор плавает у нас пять лет), удовлетворите Юрия Карловича прогонными деньгами”. На что ревизор радостно сказал: “Есть, будет исполнено”».
Оставив за кормой 10 тыс. миль, «Аврора» возвращалась к родным берегам.
В.А.БЕЛЛИ: «На последних переходах морем командир устраивал нам иногда проверки. Как-то я стоял на вахте. П.Н.Лесков пришёл на мостик и скомандовал: “Человек за бортом”. Я уже был опытным вахтенным начальником. Отдал все нужные распоряжения… Учение закончилось. Командир ничего не сказал. В другой раз мне пришлось в море поднимать баркас на порядочной зыби… Командир опять ничего не сказал, хотя внимательно следил за моими действиями. Пётр Николаевич не любил многословия, никогда не распекал, был всегда сдержан и корректен. Если он замечал какие-то недостатки, то писал приказ по крейсеру. Такие приказы обычно начинались словами: “Мною замечено”, и далее следовало изложение замеченного и соответствующие указания на будущее».
Сразу же по возвращению из похода крейсеру был назначен Высочайший смотр. «Государь Император, произведя 20 сего июля, на рейде “Штандарт” смотр крейсеру “Аврора” и оставшись вполне доволен блестящем состоянием корабля, порядком на нём, бодрым и молодцеватым видом команды, изъявил Монаршее благоволение».
5 августа 1912 года П.Н.Лесков был «отчислен от должности командира крейсера “Аврора”», который «на законном основании сдал 16 августа» новому командиру капитану 1-го ранга Л.П.Опацкому.
В.А.БЕЛЛИ: «Петра Николаевича пригласили на прощальный обед вместе с его супругой Ольгой Александровной. Проводили тепло, подарили на память чарку и фотографию крейсера в раме с серебряными подписями офицеров. Особенно тепло его проводила команда крейсера, поднесшая ему даже какой-то подарок».
Последующие события развивались следующим образом. Решение Н.О.Эссена о назначении П.Н.Лескова командиром «Андрея Первозванного» с тем, чтобы впоследствии провести его в Начальники бригады, для чего требовался опыт командования кораблём в действующем флоте, оставалось в силе. Но для последнего то, что было логично в 1911 году, спустя год и после образцово выполненного дальнего похода казалось неприемлемым. Он считал, что трёхлетнее командование «Авророй» даёт достаточные права на производство в контр-адмиралы. Случился конфликт, подобный тому, который в 1903 году закончился увольнением лейтенанта Лескова в запас флота. Каждый был по-своему прав, но Эссен отвечал за боевую готовность флота, а решение Лескова, вероятно, спровоцировала та «трёпка нервов», с которой было сопряжено всё последнее плавание.
В связи с этим хочется привести свидетельство ещё одного современника тех событий. Гаральд Карлович Граф в своей книге «Императорский Балтийский флот между двумя войнами.1906 - 1914 гг.» пишет: «…адмирал Эссен очень не сочувственно относился к тому, что боевое ядро флота уходило на несколько месяцев в заграничное плавание с корабельными гардемаринами. Он считал, что те с таким же успехом могут проходить обучение на тех же кораблях во внутреннем плавании. Тем самым эти корабли не будут отвлекаться от прохождения своих программ. Правда, заграничные плавания приносили большой опыт личному составу в мореплавании, но вредили боевой готовности кораблей, то есть отвлекали от стрельб и вообще боевой тренировки».
Справедливости ради следует отметить, что Пётр Николаевич в отличие от большинства флагманов и командиров Балтийского флота не имел боевого опыта и плавал в основном в составе Отрядов учебных заведений Морского ведомства. По мнению Н.О.Эссена это было серьёзным препятствием к его назначению на должность Начальника соединения боевых кораблей.
....................................................................................................................
Продолжение следует.