Сергей Корнев
Глава из книги «Постмодерн-фундаментализм»
Активное вторжение в сознание эпохи спектакля имеет своей целью разрушение симулятивных цепочек, - структур, посредством которых симулякры ссылаются друг на друга и друг друга взаимно поддерживают.
Реальность симулякра - плотное и самодостаточное переплетение отсылок к общепринятым штампам и стереотипам. Симулякр - как бы узел в этой системе штампов, без нее он существовать не может.
Сами же эти штампы и стереотипы, в свою очередь, живут только потому, что их беспрестанно манифестируют симулякры, тем самым удостоверяя их адекватность.
Напрашивается простой и органичный способ нарушить работу этой системы взаимных отсылок: нужно произвести симулякр, который существовал бы «перпендикулярно» сложившимся в гиперреальности симулятивным цепочкам.
Конечно, какую-то часть из этих стереотипов он будет использовать обычным, конвенциональным способом (на то он и симулякр, это нужно в качестве «пропуска в гиперреальность»), но зато другие будет соединять нестандартным и невозможным для спектакля способом.
Попадая в пространство симулякров, этот сложный противоестественный сплав спутывает симулятивные цепочки, а значит - нарушает правильную работу концептуального аппарата спектакля и подрывает все поле симулякров, которое на нем держится.
Изменяются сами «структуры ожидания», и от этого симулякры, которые апеллировали к этим структурам ожидания и, в сущности, являются лишь их материализацией, теряют убедительность и обнажают свою симулятивную природу.
Это позволяет говорить о новом типе объектов в пространстве гиперреальности - об объектах-трансгрессорах, которые представляют собой как бы предумышленную диверсию в пространстве симуляции.
Трансгрессор - это симулякр, используемый как оружие против других симулякров.
Трансгрессор, пользуясь всеми преимуществами симулякра, обладая всеми его качествами, обнажает и разрушает структуры ожидания, знаковые цепочки, на которых держится мир симулякров.
Это симулякр, который перепахивает пространство симуляции и подрезает корни у других симулякров, нарушает гармоничное единство, самосогласованность симулятивной среды, заставляет отдельные ее сегменты вступить в противоборство друг с другом.
Симулятивные цепочки, над которыми поработал трансгрессор, разомкнуты, перекручены и обрываются в пустоту, т.е. указывают за пределы мира симуляции.
В результате на какое-то время маразм современности истончается и в просветах между обломками иллюзии проступает истинная структура мира.
Если такой натиск на реальность спектакля достаточно интенсивен, состояние «просвета в реальности» будет постоянным. Важно понять, почему другой путь воздействия на реальность спектакля, на общественное сознание этой эпохи, является невозможным.
В мире спектакля реальность затмевается гиперреальностью и может существовать только на грани между «игрой» и «реальностью», а «подлинное» и «имитация» неразличимы или даже меняются местами. В мире постмодерна имитация - уже не антипод подлинности, а необходимое ее дополнение.
Подлинное, чтобы существовать и оказывать влияние, вынуждено еще и имитировать само себя, в том числе - имитировать свою подлинность. Чтобы выжить в этом мире, подлинное вынуждено играть по существующим здесь правилам.
Эвола пишет:
«когда цивилизационный цикл подходит к концу, нельзя добиться каких-либо результатов простым сопротивлением или прямым противодействием силам разрушения».
Миру симулякров можно противодействовать только изнутри, играя по его же собственным правилам. Взламывать мир симуляции можно только с помощью самих же симулякров. Это и есть реализация принципа «оседлать тигра».
Если имитация, оторванная от подлинного, имитация-в-себе, порождает симулякр, то имитация, связанная с подлинным, стоящая у него на службе, порождает трансгрессор.
Трансгрессор стоит на грани между подлинным и имитацией, между игрой и реальностью. Это представитель подлинного в мире иллюзии, реального в мире игр. Трансгрессор - это симулякр, используемый как указатель на подлинное.
Сам по себе симулякр - это автономный знак, который ни на что не указывает; знак, потерявший свою знаковую функцию; знак, подменяющий свой объект. Симулякр можно снова превратить в нормальный знак, если использовать его в качестве рекламного инструмента, цветастой обертки для подлинного.
Трансгрессор, в отличие от симулякра, указывает вовне себя. Это симулякр, укоренившийся в подлинном, пустивший в нем корни.
Трансгрессия выводит симулякр за пределы нарциссической замкнутости на себя самого и увлекает за собой всех, кто был привлечен внешностью симулякра. Трансгрессор используется подлинным как наживка на крючке.
Подлинное, организованное на поверхности как симулякр самого себя, тем самым взламывает пространство симуляции изнутри.
Собственная энергия подлинного неизмеримо превосходит энергию симулякра, поэтому даже небольшая часть этой энергии, затраченная на репрезентацию, затмевает симулякры и делает их существование невозможным.
Активность объектов-трансгрессоров возможна в любой сфере: в искусстве, политике, религии, социальной организации.
Возможен проект-трансгрессор, текст-трансгрессор, жест-трансгрессор, поступок-трансгрессор, имидж-трансгрессор. Классические трансгрессоры - тексты Ницше и Достоевского, дзэнский коан, сократический диалог, православная икона.
Поскольку трансгрессор - объект из мира гиперреальности, их многообразие достаточно хорошо отражает то развернутое описание, которое дал объектам этого мира Жан Бодрийяр.
Бодрийяр, который понял, что сегодняшний мир живет по законам гиперреальности, не смог, однако, провести четкую дифференциацию между собственно симулякрами и трансгрессорами, - он называл «симулякрами» все объекты гиперреальности.
Поэтому его наследие нуждается в ревизии: кое-что из того, что он говорил о симулякрах, на самом деле относится не собственно к симулякрам, а к трансгрессорам, кое-что - только к симулякрам, а большая часть - к общим характеристикам трансгрессоров и симулякров.
Трансгрессор не обязательно создавать с нуля. Можно превратить в трансгрессор уже готовый симулякр. Для этого нужно лишить его нарциссической самодостаточности и укоренить в подлинном, превратить в знак подлинности, в канал, через который энергия подлинного устремляется в пространство гиперреальности.
Симулякр, лишенный претензии на подлинность и автономность, превращается снова в знак, - это ведь и есть назначение знака - уйти с дороги, чтобы дать место подлинному.
И наоборот, возможен обратный процесс: трансгрессор может потерять свою укорененность, снова стать самодостаточным, снова превратиться в симулякр. Это и есть самая большая опасность, которая подстерегает подлинное в мире симулякров.
Мы можем вспомнить множество трансгрессоров - проектов и личностей, - которые начинались как великолепный блеф, вторгаясь в поле симулякров, крушили и ломали его, затмевали энергией подлинного блестки гиперреальности, - но кончилось все заурядной симуляцией.
На время мы как бы забыли, что трансгрессоры и симулякры существуют в мире, где подлинное отсутствует, и даже сам разговор о подлинном не имеет смысла. Теперь, когда в первом приближении сущность трансгрессоров обрисована, можно перевести разговор на более серьезный уровень.
Трансгрессоры против симулякров 2