Трансгрессоры против симулякров Сергей Корнев
Глава из книги «Постмодерн-фундаментализм»
Трансгрессор - это указатель на подлинное в мире, где подлинного нет и быть не может.
Понять, что такое трансгрессор, поможет аналогия с иконой. Трансгрессор отличается от симулякра так же, как православная икона отличается от магического фетиша или от простой картинки-изображения. С подлинным трансгрессор связывают те же отношения, что и икону с Богом.
Икона и была первым настоящим трансгрессором: рукотворный образ, внешняя имитация божества, которая, не претендуя на самоценность и самодостаточность, из тварного мира выводит сознание в мир горний, приуготавливает его к адекватному восприятию высшей реальности.
В мире спектакля, который построен по законам представления, а не по законам бытия, подлинное не может стать реальным. Реальным в мире спектакля считается только то, что можно «пощупать руками», оценить, низвести в пространство репрезентации.
Понятно, что подлинное, в отличие от симулякра, нельзя ни пощупать руками, ни увидеть глазами. Точно так же глазами можно увидеть икону, но нельзя увидеть Бога.
Икону можно оценить, икону можно даже продать, - с Богом ничего этого сделать нельзя, - поэтому в мире, где все продается и где свидетельством реальности является только цена, Бог как реальность существовать не может.
Подлинное, поскольку оно не является товаром, само по себе присутствовать в мире спектакля не может, и потому трансгрессор является единственным его представителем и заместителем, единственным зримым посредником между ним и миром.
Этому миру адекватна не дихотомия подлинное-имитация, а дихотомия трансгрессор-симулякр. Первая из этих дихотомий - оружие спектакля, поскольку она игнорирует принципиальное различие между традицией и контр-традицией.
Вспомним: притягательность контр-традиции как раз и состоит в том, что она пользуется подлинными, исконными атрибутами традиции. Она использует все зримые атрибуты подлинности, какие только можно себе представить.
От власти спектакля сознание освобождает только мышление, принципиально игнорирующее знаки подлинности, мышление в категориях трансгрессоров и симулякров.
Трансгрессор характеризуется принципиальным противостоянием контр-традиции. Именно отсутствие «налично-подлинного» и отличает его от симулякра, который утверждает себя как претензия на ощутимое, наличное присутствие подлинного, и потому является воплощением контр-традиции.
В трансгрессоре подлинное живет как обещание, как то, чего еще нет. От симулякра трансгрессор отличается именно своей незавершенностью, недостроенностью, направленностью вовне.
Поверхность симулякра блестит, как зеркало, там нет и пылинки. Поверхность трансгрессора далека от совершенства, она искорежена прорывающейся изнутри энергией подлинного.
Трансгрессор - это незавершенная стройка в самом разгаре, это действующий вулкан. Симулякр - это витрина супермаркета, музейный экспонат, поп-звезда перед телекамерами.
Симулякр всегда уже готов, уже завершен, уже состоялся, - его можно созерцать, фотографировать, ощупывать руками, как деревянную матрешку, раскрашенную снаружи, пустую внутри. Им можно гордиться и восхищаться, он может оказаться даже полезным. Проблема симулякра в том, что ему не нужны мы, наша личность, наша свободная воля.
Мы ему нужны только в качестве зрителей и обожателей, - или в качестве подчиненных, в качестве прислуги, источника рабочей силы, исполнителя директив. Нашей свободы и нашего разума он боится.
Трансгрессор, напротив, всегда находится в становлении, он не готов и не завершен, и поэтому он призывает нас к равноправному сотворчеству на всех уровнях. Он действительно не знает, как и куда сделать следующий шаг, и поэтому ему требуется не почитание, не рабочая сила и не рабская угодливость, а наша свободная воля и свободный разум.
Настоящий трансгрессор не подразумевает разделения на учителя и ученика. Отношения учитель-ученик, передача готовой традиции из рук в руки возможна только в мире, где есть традиция, - в мире, где нет живой традиции, не может быть и учителей.
Здесь претензия на учительство, на высшее знание - лишь паясничество и арлекинада. Здесь есть взыскующие, но нет посвященных.
Поэтому трансгрессор - это не канал передачи информации, уже готовой доктрины или программы, - это место становления, место рождения и развития. В трансгрессоре отражен не результат трансгрессии, а сам процесс, или даже только его начальная точка.
Трансгрессор - это мысль об Ином.
Суть трансгрессора не в том, что он является хранилищем актуально присутствующей подлинности, а в самой трансгрессии, в том, что он выводит сознание за пределы данного, за пределы мира репрезентации. Он выводит сознание за эти пределы - но не дает взамен ничего.
Он спасает именно тем, что обнажает отсутствие подлинного в окружающей реальности, и толкает к поискам подлинного, к сотворчеству подлинного в собственной жизни.
Здесь нужно вспомнить функцию дзэнского коана: при помощи простых, на первый взгляд обыденных слов и жестов, вывести сознание за пределы обыденности, за пределы рутинных стереотипов, в пространство тотальной свободы.
Трансгрессор наваливается на сознание всей мощью симулякра - но вдруг тает в руках, как облако. Симулякр плотен и ощутим, он давит на мозг своей гиперреальностью и гиперподлинностью. Трансгрессор мерцает и теряет контуры, в плотном пространстве гиперреального его реальность оборачивается ирреальностью.
За него хватаются, как за спасительную нить, а он вдруг исчезает и оставляет вместо себя зияющее отверстие, которое необходимо заполнить самому, потому что отступать уже поздно. Поманив, трансгрессор уходит и оставляет нас наедине с подлинным - точнее, с отсутствием подлинного, которое возбуждает желание эту пустоту заполнить.
Именно поэтому он работает как знак, - знак, которому не на что указывать в реальности спектакля. Знак, который указывает на то, чего здесь нет.
Трансгрессор делает свободным от контр-традиции, и в этом его главная миссия. Он освобождает сознание для творчества положительной традиции, но никаких рецептов не дает, никаких ограничений на это творчество не налагает. Трансгрессор - это недостроенный мост, достроить который должен ты сам.
Трансгрессор не ведет к подлинному, - трансгрессор соблазняет к подлинному. Трансгрессор соблазняет выйти из мира симуляции на собственные поиски подлинного. Другой тип отношений с подлинным в мире симуляции невозможен.
Трансгрессор искушает подлинным, - точно так же, как симулякр искушает изображением подлинного.
Если симулякр - это соблазн гиперреальности, соблазн контр-традиции, то трансгрессор - это соблазн подлинного, это искушение традицией, которой нет, и которая еще должна родиться усилиями искушенных.
Это назойливое напоминание о том, чего в этом мире быть не может, напоминание, не оставляющее надежд тому, что хочет занять это «вакантное место» не по праву. Он вызывает жажду, которую не утолить подделкой.
Традиция - это мост к подлинному. В сегодняшнем мире такого моста нет.
И если симулякр, контр-традиция - это блестящая голограмма моста на глухой стене, то трансгрессор - это обрушенный мост, мост, который ведет в никуда: после нескольких шагов он обрывается в пустоту и ставит того, кто рискнул по нему пойти, перед выбором - рухнуть вниз или научиться летать.