За 2-3 года, прошедшие с того момента, когда крупнейшие российские авиакомпании отказались от советской техники, я уже так привык к Боингам и Аэробусам, что все остальные самолеты кажутся экзотикой. На Ту-154 я последний раз летал летом 2009-го года, а на Як-42 - в декабре 2007-го. Поэтому этот перелет мне был интересен уже тем, на чем он совершался. Тем более, что Яки в ближайшие годы будут выведены из строя. Вон, авиакомпания Кубань избавляется от них уже в ближайшее время, а это один из крупнейших операторов воздушных судов этого типа. В Грозный можно было попасть также Руслайном на самолете Бомбардье, но там и билеты дороже и расписание нам не подходило, так что летели авиакомпанией Грозный-авиа: и нам хорошо, и деньги, заплаченные за билеты, остались в республике.
1.
Грозный-авиа (я бы на месте руководства сменил название) летает во Внуково, куда мы прибыли на аэроэкспрессе. К началу регистрации подошло всего несколько человек, и я уже начал надеяться на полупустой самолет, что частое явление на непопулярных маршрутах внутри страны. У стойки крутилась группа людей в комуфляже и с оружием. Они одним своим видом спустили меня с небес на землю, давая понять, что это не обычная туристическая поездка. "Вы не переживайте, - успокоил нас представитель авиакомпании, когда мы поинтересовались на чем полетим, - этот самолет может планировать." Прошу место у окна и иду к выходу на посадку.
Внуково все перекопано, идут работы по расширению. Может, я так попал, но аэропорт показался пустым, людей мало, кафе свободны. Улетать отсюда удобно, единственный минус в том, что аэроэкспресс ходит один раз в час, и если не успел, то придется терять время в ожидании следующего.
2.
Нас везут к самолету. Вход через "задний проход":
3.
Спереди тоже стоит трап, часть пассажиров отправляют туда:
4.
Двигатель:
5.
Поднимаемся. В нос ударяет ни на что не похожий запах салона советского самолета. Независимо от типа судна, он неизменно живет в каждом самолете.
6.
Занимаю свое место и осматриваюсь. Салон оказался заполненным полностью и это второй рейс сегодня. Стюардессы попросили не фотографировать, но мне показалось, что они это сделали лишь потому, что сами не хотели попадать в кадр, а не из-за каких-то запретов. Поэтому не буду их ставить в один ряд со жлобскими совковыми Полетом (история
ЗДЕСЬ) и Нордстаром.
7. А вон и омоновцы пошли:
8.
В строю осталось немногим меньше сотни Як-42, то есть около половины произведенных машин. Они до сих пор экономически выгодны в эксплуатации и сертифицированы для полетов в европейские аэропорты по уровню шума. У Грозный-авиа 4 самолета или около 5% всей популяции Яков.
Видимо, салон здесь немного уже, чем у Ту-154, и два ряда по три кресла не вмещаются, поэтому крайние места подрезаны.
9.
Если бы нумерация мест в самолетах велась с конца, то мое место было бы 1А. Мало того, что это "туалетные" места с неоткидывающимися спинками, так еще и вид в окошко был на турбину. (На заглавной фотографии в турбине отражается круг иллюминатора.) Не комфортно, зато весело. Аэрофотосъемкой, конечно, не позанимаешься, но и такие снимки тоже не у каждого есть:
10.
Зато какая была посадка - сели как будто горячим ножом вошли в масло. Даже не могу вспомнить, когда так идеально приземлялся последний раз. Так что летайте самолетами Грозный-авиа, там пилоты мастера. Учитывая, что почти все катастрофы происходят по вине людей у штурвала, то уж лучше лететь на старом самолете с первоклассным экипажем, чем на новом Боинге с неопытными чайниками. Снял видео посадки на мыльницу, обрезать было нечем, поэтому выкладываю полностью.
Click to view
В аэропорту нас встречают Путин (фото периода больших надежд и второй чеченской войны) и Ахмат Кадыров. Впрочем, изображения Кадыровых и Путина встречаются по всей республике очень часто. Такие местячковые культы личности в отдельно взятом субъекте РФ. И это немного напрягает, чувствуешь себя как в Северной Корее (там тоже на аэропорте висит портрет) или Туркменистане. Только не думайте, что это восток, кавказ и на стене должен кто-то висеть, это не так. Все навязано, я считаю. Я уж не говорю про то, что это не по-христиански, не по-мусульмански и вообще не по-человечески. Стоит отметить, что если в рабочих кабинетах в России портрет Путина вешают потому что надо, а не из любви и уважения, то здесь Кадырова любят и помнят. В какой-то момент мне вдруг стало интересно, а если бы гипотетически Чечня получила независимость, висели бы сейчас здесь портреты? И если да, то чьи?
11.
Путиных даже два. Еще один на башне. Правильно, оттуда лучше видно...
12.
Наконец, кто-то из сотрудников СБ заметил, что я фотографирую и показал мне знак, что нельзя - это его пальцы на фото. Но тоже как-то не настойчиво и без агрессии. Вообще, в Чечне фотофобии нет. Кроме двух вышеописанных случаев снимали, что хотели. Такое ощущение, что война была во всей остальной России, потому что где-нибудь в Москве на вокзале, фотоаппарат для полиционера как палка для собаки, как красная тряпка для быка.
13.
Получив багаж, покидаем здание аэропорта. (Хотел уже написать "проходим паспортный контроль". Вообще, несколько раз за поездку возникало ощущение, что мы находимся где-то зарубежом, и не только у меня.)
Снаружи цитата Ахмата Кадырова:
14.
На стену повесили большой портрет Рамзана Кадырова, которому на голову собирается приземлиться Боинг:
15.
Напротив аэропорта - мечеть, слева от которой стоят машины встречающих и такси. Грузим вещи в микроавтобус Мерседес, который на ближайшие дни будет нам родным домом и уезжаем в гостиницу.
16.
Следующая встреча с аэропортом Грозного произошла спустя пять дней. Улетали утренним рейсом. Стойка регистрации напомнила регистратуру в больнице. Если бы я не сам снял эту фотографию, то подумал бы, что на шее женщины в очках висит стетоскоп:
17.
Недавно где-то проскочила новость, что аэропорт будут модернизировать. Странно, здесь все очень прилично. Многие даже крупные аэропорты (типа Красноярского или Нижегородского) выглядят как деревенские сараи по сравнению с этим.
18.
На поле все тот же Як. Еще один московский рейс (на заднем плане) вылетает чуть раньше. Помимо одного-двух ежедневных рейсов в Москву из Грозного случаются еще и международные рейсы: раз в неделю в Киев, а также редкие чартеры в Турцию и во время хаджа - в Мекку.
19.
20.
ВПП:
21.
В этот раз сидел в удачном для фотографирования месте, но погода была не лучшая, поэтому удалась всего пара фотографий.
Добыча чето-то, наверное, нефти в окрестностях Грозного.
22.
23.
У Як-42 полностью круглый иллюминатор, сейчас такое практикуется только на бизнес-джетах:
24.
25.
Пейзажи Ставрополья:
26.
Снижаемся над Москвой и плавно садимся.
27.
Кладбище советских самолетов во Внуково:
28.
Высадка из самолета:
29.
Во Внуково я всегда испытываю легкую ностальгию, потому что в былые времена, когда еще существовала авиакомпания Внуковские авиалинии, самолеты из Норильска прилетали сюда. Я каждый раз узнаю места, запавшие в мою память с детства. На втором этаже были игровые автоматы. И самый крутой среди них - в котором нужно смотреть в перископ и стрелять по вражеским кораблям. Сейчас здесь зал прилета и выдачи багажа. Мы ждем наши вещи.
30.
И идем на выход:
31.
24, 29 июля 2012 г.
UPD: Все, нет больше авиакомпании "Кубань"...
Все рассказы из этой поездки:
Часть 1.
Перелет в Грозный.Часть 2.
Литературные места.Часть 3.
Дорога в Веденский район и озеро Кезеной-Ам.Часть 4.
Село Хой и возвращение в Грозный.Часть 5.
Дорога в Итум-Калинский район.Часть 6.
Мертвый город Цой-Педе.Часть 7.
Грозный - центр мира.Часть 8.
Донди-юрт и музеи Грозного. Вы можете поддержать блог, сделав перевод c банковской карты через
Яндекс.Деньги или
PayPal.