Мцхета - один из древнейших городов Грузии. За почти 2500 лет, прошедших с момента его основания, он успел побывать цветущей столицей, культурным и политическим центром, а позже чуть было не разделил участь других древних грузинских городов
Руиси и Урбниси, фактически превратившись в невзрачную деревню. За прошедшие столетия в городе накопилось много исторических объектов, о существовании которых обычный турист, посещающий проездом Светицховели и Джвари, даже не догадывается.
Пункт А. Карибче.
На въезде в центр города с северной стороны (по пути не из столицы, а, наоборот, в неё) можно увидеть вот такой симпатичный особнячок:
А-1.
Через дорогу от него за деревьями прячется здание кинотеатра Карибче. Про это место мало написано, я наткнулся на него вообще случайно, фотографируя роспись фасада кинотеатра еще в свой прошлый приезд.
А-2.
В советское время, когда началось строительство кинотеатра, во время рытья котлована строители наткнулись на какие-то античные постройки. Оказалось, что это древние городские ворота. Проект переделали и кинотеатр построили таким образом, что на первом этаже расчистили и обустроили экспозицию, а на втором построили кинозал. Судя по тому, что кинотеатр заброшен и постепенно сам превращается в руины, место это гиблое и никакому зданию не суждено стоять здесь в целости.
Внутри это выглядит так:
А-3.
Можно прикоснуться к вечности и разглядеть из чего строили пару тысячелетий назад:
А-4.
Если не смущает не приятный запах, то можно подняться по винтовой лестнице на второй этаж:
А-5.
Посмотреть на мозаику:
А-6.
Зайти в зал и даже заглянуть в комнату киномеханика:
А-7.
Пункт Б. Монастырь Антиохия.
Не далеко от легендарного храма Светицховели, если идти, ориентируясь на возвышающийся на горе храм Джвари, есть небольшая церквушка при женском монастыре. Она построена почти у самой воды, как раз там, где сливаются Арагви и Кура. Считается, что церковь очень старая - одна из самых древних в окрестностях. Храм носит имя Святого Стефана (груз. Степанцминда), но больше известен под именем Антиохия.
В сборнике "Картлис цховреба" (груз. "История Грузии" или "Житие Картлии"), созданном в VIII веке, рассказывается, что она была построена царем Арчилом I в V веке в знак благодарности Богу, после изгнания персов. Со времени основания церкви она сильно потеряла в размерах. Нынешнее строение - это переделанный из северного нефа старой трехнефной базилики собор. Башня была пристроена в XVI-XVIII веках. Кладка стен неоднородна. Три стены церкви возведены из тесанного песчаника, а южная (сооруженная позднее) стена церкви, и башня - из каменных обломков, речных булыжников и кирпича. Если провести линию между Светицховели и Джвари, церковь Антиохия окажется прямо на ней.
Б-1. В одну сторону видно Светицховели:
Б-2. А в другую Джвари:
Б-3. Вход:
Церковь оказалась закрытой, но вскоре появились монахини, отворили дверь, и я заглянул внутрь. Несмотря на скромные размеры, внутри свежая и яркая роспись, нисколько, впрочем, не испортившая это древнее строение. Сфотографировать убранство мне, к сожалению, не позволили.
Б-4. Роспись над входом:
На территории монастыря высажен небольшой виноградник и гранатовые деревья. Мы подобрали с земли упавший гранат - таких сладких гранатов я еще никогда не пробовал.
Б-5.
Б-6.
Вид на Джвари:
Б-7.
Пункт В. Бебрисцихе.
В первом рассказе о Мцхете было упоминание о крепости Бебрисцихе, но тогда я лишь сделал несколько фотографий, даже не поднимаясь на холм, на котором она расположена. В этот раз было решено изучить крепость подробнее.
В-1.
Про Бебрисцихе толком ничего не известно. Археологические исследования показали, что какие-то постройки были на месте крепости аж в I веке до нашей эры. А то, что мы видим сейчас было построено в IX веке. Крепость упоминается в древних источниках в связи с тем, что в ней в 1156 году скончался грузинский царь Деметре I. Логично предположить, что крепость защищала подступы к городу с северной стороны.
Внутри ничего нет:
В-2.
Более того, пару лет назад часть крепости обрушилась в результате оползня, с тех пор периодически возникали разговоры о ее реставрации, но воз и ныне там. Часть стен даже стянута металлическими балками. Посещать место стоит с осторожностью.
В-3.
В-4.
Из Бебрисцихе открывается вид не только на старую часть города, но и на расположенный в противоположной стороне современный квартал с несколькими многоэтажными зданиями.
В-5.
Мой визит в крепость был скрашен не понятно откуда взявшимися людьми, каждый из них принес с собой продукты, которые были сложены в одну кучку. Вскоре пришел бородатый человек в монашеском одеянии и начал совершать какой-то религиозный ритуал. Так и не поняв, чем занимаются эти граждане на открытом воздухе, я покинул крепость и отправился к Самтависскому могильнику.
В-6.
Пункт Г. Самтависский могильник.
Этот внушительный археологический объект находится на полпути от монастыря Самтавро к крепости Бебрисцихе. Его порой называют Самтаврский могильник или Долина Самтавро. Похоже, это самое древнее кладбище на территории Грузии. Место известно уже пару веков и присутствует на многих старых картах Мцхеты. Его исследование проводится с 70-80 годов XIX века, хотя основные работы были проведены уже советскими специалистами. Всего здесь находится порядка 4000 древних погребений, относящихся к большому промежутку времени. Раскопки также выявили остатки древних жилищ, датированные II-I тысячелетиями до нашей эры.
Г-1.
Часть территории расчищена и укрыта навесом:
Г-2.
Другая часть заросла и выглядит не ухоженной:
Г-3.
Могилы на кладбище расположены ярусами; в нижнем они имеют вид колодцев, покрытых сводами из булыжника, выше они сложены из больших каменных плит. Предметы, добытые из могил, свидетельствуют, что могильник служил для погребения в течение целого ряда веков; нижний ярус гробниц относится к началу железного века, т. е. приблизительно к Х веку до Р. Х., а верхний - к христианской эре (здесь найдены монеты императора Августа). Черепа, добытые из самтаврских гробниц, отличаются формой от черепов современных обитателей Кавказа и принадлежат долихоцефалам, между тем как теперешнее население относится к короткоголовому типу. Большая коллекция предметов из самтаврского кладбища, собранных Ф.С. Байерном, находится в Кавказском музее в Тифлисе. Г-4.
Г-5.
Рядом также под навесом открытое и изученное совсем недавно поселение бронзового века.
Г-6. Остатки древнего очага:
Пункт Д. Армазцихе.
Чтобы увидеть следующее место нужно перебраться через Куру на другой берег. Я тут, често говоря, поплутал, потому что информационные указатели выставляла какая-то бестолочь. Хорошо - подсказали добрые люди. Машину тем не менее все равно пришлось бросить у дороги.
Д-1. Вид с моста через Куру. Как раз здесь под водой скрывается древний Мост Помпея, служивший верой и правдой почти два тысячелетия, но оказавшийся в зоне затопления после строительства электростанции. Мост можно увидеть во время сброса воды.
Д-2. Окружающие скалы полны пещер. Я уверен, что полтора тысячелетия назад всё это были монашеские кельи. В одном из таких мест жил почитаемый святой Шио Мгвимский.
Д-3. Очень хороший вид на Мцхету открывается с этого берега:
Д-4. Байдарочники, вот уж кого не ожидал здесь увидеть:
Согласно средневековым грузинским летописям, Армазцихе был основан в III веке до н. э. царём Иберии Фарнавазом I. Эта крепость стояла на современной горе Багинети, что на правом берегу реки Кура, в месте её слияния с рекой Арагви. Даже после повышения Мцхеты до столицы Иберии, Армази оставался святым городом иберийского язычества и одним из оборонительных пунктов Мцхеты. Крепость была захвачена в 65 году до н. э. римским полководцем Помпеем во время его кампании против иберийского царя Артага. Разрушенную постройку того времени за рекой Кура до сих пор называют «Помпеев мост». Расцвет Армази - это время когда Иберия была союзником римского императора. Каменные стелы, найденные в Армази в 1867 году сообщают о том, что римский император Веспасиан укрепил город Армази иберийского царя Митридата I в 75 году. При переносе грузинской столицы в Тбилиси в конце V или в начале VI века, Армази постепенно пришёл в упадок. Город был окончательно разрушен и стёрт с лица земли в 736 году арабским полководцем Мухаммадом ибн Марваном. Город никогда с тех пор не возрождался, но на его территории между 1150 и 1178 годами был построен монастырь святой Нины, от которого ныне тоже остались руины. От дороги на гору ведет обустроенный подъем. Первое, что нас встретило - осколки каменного саркофага II-III веков нашей эры. Судя по найденным драгоценностям, здесь была похоронена представительница королевской семьи. Серебряные и золотые украшения сейчас выставлены в Национальном музее в Тбилиси.
Д-5.
Дорога еще круче уходит в гору, позволяя хорошо рассмотреть Мцхету.
Д-6. Вид на Светицховели и крепость Бебрисцихе:
Очередные развалины принадлежат королевской бане, также датированной II-III веками. В помещении имелась комната для переодеваний, теплый и горячий бассейны. Рядом была обнаружена табличка с древними письменами, сообщающая о том, что некие граждане построили эту баню в честь королевы, дочери армянского царя Вологеса и жены иберийского правителя Амазаспа. Культуру бань определенно занесли сюда древние римляне, подобные постройки можно обнаружить во многих местах в Европе.
Д-7.
Д-8. Здесь разжигали огонь, печь нагревала помещения в бане и воду в бассейнах:
Идем дальше, любуясь окрестностями.
Д-9. Еле различимые постройки справа от домов - это и есть монастырь Антиохия, о котором шла речь выше:
Следующее место и снова бани. Определенно в Иберии уважали гигиену. Трудно себе представить, что 17 столетий назад по небольшим ступеням в бассейны спускались люди и вели здесь неспешные разговоры на языке, который не понял бы ни один из ныне живущих на земле. В этом комплексе было несколько бань с разной температурой воды в бассейнах, а также зал для переодеваний, комната отдыха и спорт-зал. Так-то.
Д-10. Подобное сейчас можно увидеть в знаменитых серных банях в Тбилиси:
Д-11. Печь затапливалась в этом помещении:
Поодаль расположены немногочисленные остатки того, что некогда было “сердцем” города - шестиапсидный храм, посвященный языческому богу Армази. Пьедестал с его статуей располагался в центре. Обратившись к мифологическим справочникам, мы узнаем следующее: “Армази - синкретическое божество, он сочетал функции верховного бога (повелитель неба, грома, дождя и растительного мира) и бога-воителя. Согласно летописям, культ Армази установил царь Парнаваз (III в. до н.э.). Возможно, поклонение Армази возникло под влиянием божества луны народов Малой Азии, имя которого восходит к хеттскому Арма (Армасин).” Храм был разрушен в первой половине четвертого века, то есть после принятия Иберией христианства и упразднения культа языческих богов. К сожалению, до наших времен практически ничего не уцелело. Д-12.
А это винный погреб марани, построенный ни много ни мало в III-IV веках. Традиционное виноделие с тех пор не изменилось, и это радует. По какой-то тайной причине храм и погреб соединялись. Общая вместимость кувшинов (квеври) была больше 20 тонн.
Д-13.
Следующее двухкомнатное помещение сохранилось лучше всего (по крайней мере уцелели стены). Правда, не известно в каких целях оно использовалось. Интересно, что здесь была найдена фреска с торсом женщины, датированная первым веком. Эта находка сподвигла к проведению широкомасштабных археологических исследований комплеска, начавшихся именно в этой постройке.
Д-14.
Точное назначение следующего места определить также не удалось. Кто-то увидел в нем королевский дворец, а кто-то обычный манеж. Тем не менее это одна из самых ранних построек в комплеске, относящаяся ко II-I векам до нашей эры. "Дворец" примечателен шестью колоннами и цветным полом.
Д-15.
Поблизости есть еще парочка фундаментов различной степени сохранности.
На этом я заканчиваю серию постов о Грузии и ее достопримечательностях; больше мне пока сказать нечего. Но, думаю, что ненадолго, потому что летом я снова буду в этой стране и у меня уже запланировано к посещению несколько очень интересных мест.
3, 13 октября 2012 г.
(Смотрим другие мои рассказы о Грузии.) Вы можете поддержать блог, сделав перевод c банковской карты или кошелька, через
Яндекс.Деньги или
PayPal.
Вы можете добавить меня в друзья в ЖЖ
нажав СЮДА.Или следить за обновлениями этого журнала и новыми рассказами в
Facebook,
ВКонтакте или
Twitter.
P.S. Текст-ссылка написан не мной, по ссылке можно ознакомиться с первоисточником.