Ну и раз уж мы вспомнили о гагаузах, позвольте рассказать Вам одну гагаузскую сказочку.
Мошков В.А., Гагаузы Бендерского уезда. 1902.
Даже не знаю, говорит ли всё это в пользу нашей теории о
домовом-Кощее, или же напротив - прямо оной противоречит, одно бесспорно: тут есть и [какбэ] домовые, и Кощей со своими яйцами (на этот раз каменными).
Хотелось бы обратить Ваше внимание на ещё два обстоятельства.
Во-первых, концепция двух душ.
Можно было бы найти её аналоги и поближе - в каких-нибудь гностических апокрифах, например - но мы не ищем лёгких путей, а привычно открываем книжку Юань Мэя:
Юань Мэй. Новые записи Ци Се.
Во-вторых, что касается талысымов, охраняющих клады.
Внимание, вопрос: зачем талысыму-человеку человеческая жертва?
Ладно, вопрос посложнее: зачем талысыму-кошке жертва кошки, или, к примеру, талысыму-курице жертва курицы?
Можно, конечно снова поискать ответ у каких-нибудь географически близких кельтов, но увы - там не будет ни кошек, ни куриц, не говоря уже о талысымах.
Зато совершенно логичный ответ мы найдём в буддистской концепции сансары.
Открываем книжку Юань Мэя, чо:
Юань Мэй. Новые записи Ци Се.
Походу, объяснить оба этих свойства талысымов в рамках одной культурной традиции я могу только по-китайски.