- Пагадитя - вотки нѣту!

Jul 27, 2011 20:12

Конечно, в этих энциклопедиях© несложно найти утверждений, будто помимо обычных покровительских функций, "у змеи, особенно у ужа, обнаруживаются черты мифического покровителя скота".
При проверке, правда, выясняется, что в большинстве описанных сюжетов скотина тупо дохнет, не выдержав разлуки с любимою змеюкой.
Наиболее же приличное описание акта такого покровительства выглядит как-то так:



Чубинский П.П., Труды этнографическо-статистической экспедиции в западно-русский край т.1 вып.1, 1872

Как видим, на роль описания понятия "скотий бог" в прямом (бог КРС) смысле сюжетец пока не очень тянет.
Впрочем, говорят, что нужные тексты хранятся в "Полесском архиве", коий мне из моих провинций, увы, недоступен. Что же, подождем публикации очередных томов "Народной демонологии Полесья", да пребудет сила с его уважаемыми составительницами...

Мы же можем предложить Вам совершенно другой мотив, на наш взгляд, весьма уверенно вписывающийся как в представление о "скотьем боге" в изначальном (бог имущества, богатства) смысле, так и в идее о том, что правильно функционирующую змею могут добыть специально обученные люди.

Поверие сие сохранилось и до наших дней:
"ЧЕРНИГОВСКАЯ ОБЛ.
№ 170. Был мужик по прозвищу Баран. Буу ведьмак хароший. К нему прылетел змей, и Баран и запер его в хате. Пришли мужики и видят: ползает гадюка граиадная, чорна и просит так: "Пусти, пусти!" - челавеческим голосом. Баран что-то ей сказал - и он поднялся и полетеу у болото. Их два вида е: красные золото носят, а чорные - хлеб.
с. Хоробичи Городнянского р-на Черниговской обл., 1980 г., зап Л.В. Зубова."

Народная демонология полесья. т.1. 2010

Как же добыть полезного змея, ежели вайделоты повыведены? А знамо как:



А.В.Балов. Очерки Пошехонья. 1901



Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края 1902



Добровольский В.Н. Смоленский этнографический сборник. 1891

Ну а теперь - та-да-да-дааам! - объявим-ка мы и литовское имя для нашего змея. И это не giwoites:



Осипова М. М. Литовские мистические сказания. 2010

Прежде-то они много у кого бывали, такие дела.

P.S. Если хотите, расскажу и как мотив айтвараса пересекается с мотивом о боевых старушках Средиземья...

Болозъ, giwoites, Βασιλίσκια

Previous post Next post
Up