- Пагадитя - вотки нѣту!

Jul 27, 2011 20:12

Конечно, в этих энциклопедиях© несложно найти утверждений, будто помимо обычных покровительских функций, "у змеи, особенно у ужа, обнаруживаются черты мифического покровителя скотаПри проверке, правда, выясняется, что в большинстве описанных сюжетов скотина тупо дохнет, не выдержав разлуки с любимою змеюкой ( Read more... )

Болозъ, giwoites, Βασιλίσκια

Leave a comment

Comments 8

ibicvs June 5 2014, 17:24:36 UTC
Если так подумать - гивойты ведь только от Герберштейна известны, вроде бы, то есть из Вост. Литвы.

Про айтвараса подумаю, напишу попозже. При множестве общих качеств, целиком он у меня с гивойтом не стыкуется. Один летучий, другой ползучий - слишком большая разница.

Reply

varthan June 5 2014, 17:47:20 UTC
Обратите внимание, что у Балова это уж ползучий, не летучий. В цитате про айтвараса тоже никто не летает.
Дело в том, что летание - не обязательный атрибут приносителя имущества.

На самом деле в других сюжетах имеет место наложение разных мотивов:
"Змей - носитель имущества" с:
а) "Змея превращается в дракона" у Добровольского;
б) "Змей летает в вихре" и "Огненный змей" у Шейна.

Эти другие мотивы встречаются и совершенно отдельно от мотива с баблом.

Reply


ibicvs June 5 2014, 19:14:55 UTC
У айтвараса есть одно особенное свойство - он изрыгает (vemti) деньги, зерно, есть вариант, что и творог.

Есть ли оно в нелитовских сюжетах?

Reply

varthan June 6 2014, 03:25:57 UTC
Да, в сюжетах о волшебных помощниках ведьм гады (змеи, лягушки, жабы) сосут молоко у чужих коров, приносят ведьме и изрыгают его в приготовленную посуду.
"Народная демонология полесья, т.1", например.

Reply


dubadam May 17 2016, 11:53:39 UTC
а зачем же именно у петуха-то, стесняюсь спросить, яйцо? эта линия где-то как-то развивается?

Reply

varthan May 17 2016, 16:19:19 UTC
Не обязательно:


... )

Reply

dubadam May 18 2016, 05:25:58 UTC
И всё же мотив постоянно повторяется, и в последнем примере тоже есть во втором абзаце с конца. Что-то тут не чисто, гм..

Reply

varthan May 18 2016, 17:29:29 UTC
Ну, знамо что.
С одной стороны, Исайя 14:29 Библия короля Иакова:
Rejoice not thou, whole Palestina, because the rod of him that smote thee is broken: for out of the serpent's root shall come forth a cockatrice, and his fruit shall be a fiery flying serpent.
С другой же:
Cockatrice
и
Cock_egg

Походу, англичанка нагадила.

Reply


Leave a comment

Up