Про праздничную Всенощную вчера в храме
написал, теперь хочу продолжить, что потом делал дома. Как положено на сретение Господне, между Утреней и Божественной литургией служится Малое Освящение воды. Оно значительно отличается от того, что служилось на Святое Богоявление. И вода, разумеется, тоже отличается. Если
Богоявленской водой можно кропить (по древним Уставам) только 3 часа после освящения, а потом только пить, как Великую святыню, то водой, освященной в иные дни, можно и нужно кропить все освящаемые по Требнику предметы. Так же помещения и дома можно периодически кропить от разной нечистой силы, и пить при желании всегда, когда хочется...
Для водосвятия на этот раз взял древний,
дореформенный текст. От современного и синодального он отличается немного в пении Богородичных и иных тропарей в начале (их меньше, чем сейчас), формой поминовения Государственной и Церковной властей на ектенье и водосвятной молитве, иным, более объемным списком Святых (преимущественно за счёт большего упоминания Святых Отечественных).
Нас как раз и интересует, в первую очередь, кого и как поминали в древности. Что до ектеньи, то об этом мы уже не раз говорили. Сегодня же остановимся на водосвятной молитве. Сравним, что было, и что стало.
Итак, в части поминовения Царской власти:
Спаси́, Го́споди, и поми́луй Вели́каго Господи́на и отца́ на́шего (имярек), Святе́йшаго Патриа́рха Моско́вскаго и всея́ Ру́си, и господи́на на́шего преосвяще́ннейшаго (имярек), митрополи́та (или архиепи́скопа, или епи́скопа егоже есть область), да́руй им душе́вное и теле́сное здра́вие, и рабо́тному Тебе́ сему́ христиа́нскому жи́тельству во всем ми́лостив бу́ди.
Оказывается (никогда раньше не замечал), что мы живём (или кому-то так очень хочется) в теократическом Государстве Ватикан. Вместо Царя у нас - патриарх, он же - Великий Господин и Отец, и правящий архиерей, тоже какой-то большой Господин! Им надо дать "душевное и телесное здравие и работному христианскому жительству" помощь. Хотя защита Христианского жительства (вспомните дореволюционный Тропарь Кресту, например) всегда была в компетенции Царя. Теперь же нас защитит папа патриарх!
Теперь перейдём к поминовению Церковной власти:
Помяни́, Го́споди, вся́кое епи́скопство правосла́вных, пра́во пра́вящих сло́во Твоея́ и́стины, и весь свяще́ннический и мона́шеский чин, и спасе́ние их.
А церковная власть, получается, это "всякое епископство православных". Ну вот, апологеты революционных текстовых правок сами подсказали решение вопроса, поднятого нами в
недавнем опросе. Вариант 5 - поминать просто православных архиереев, оказывается, не просто. А с историческим обоснованием: "Помяни Господи... преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов православных..." (см. слева), что и есть "православных архиереев"!