Вот и наступил настоящий, Старый добрый Русский Новый год! Несмотря на то, что он не такой уж и "старый", ввёл его празднование именно в это время всего лишь Пётр Первый, праздник прижился и остаётся почитаемым и любимым в народе до сего дня.
Почему царь Пётр перенёс Новый Год с 1 сентября на 1 января? Ответ очевиден: летоисчесление новой эры - от Рождества Христова. А потому логично праздновать Новый Год либо одновременно с Рождеством Христовым, либо сразу после отдания праздника. Как говорится, кашу маслом не испортишь: еще один праздник во дни Рождественскихъ святок лишним не будет.
Некоторые богословы привязывают празднование Новолетия к довольно второстепенному празднику - Обрезания Господня. У древних евреев на восьмой день совершался специальный обряд, при котором происходило наречение Имени. С одной стороны,
такая привязка логична - наречение имени является завершающей точкой Рождества, и может быть отправной точкой Новой эры. А с другой?
Что это вообще за слово такое "обрезание" в понимании нормального современного человека? Лучше промолчим, чтоб греха не набраться. Давно пора было Отцам Церкви подкорректировать этот ветхозаветный аттавизм, переименовав службу "
Еже по пло́ти Обрѣ́заніе Го́спода на́шего Іису́са Христа́" , скажем, в "Наречение Господа нашего Иисусом". И в народе никто не вспоминает ни про какие медицинские процедуры, все говорят - Васильев День, ибо на него отмечается еще и память Святителя Василия Великаго, что несомненно роднее и актуальнее для православного народа.
И вообще, на удивление, в нашем, православном богослужении осталось целая куча просто режущих слух еврейских моментов. Ни в коем случае не хочу унизить пророческое значение Ветхаго завета, но в богослужебной практике надо было бы все-таки внести некоторые если не коррективы, то смягчения. "От стражи утренния до нощи да уповает Израиль на Господа," - известный стих из вечернего богослужения. Когда мы служили Рождественскую службу, мой пономарь не выдержал и прочитал: "от стражи утренния до нощи да уповает Россия на Господа!". Мне хотелось зделать замечание, растолковать, что имеется ввиду новозаветный Израиль, однако захватившая меня улыбка заставила промолчать. И задуматься!
Итак, поздравляю всех читателей ЖЖ с Новым годом! Здоровья и счастья в Новом году!
И, наконецъ, новогоднія пожеланія изъ текста праздничной Божественной литургіи (между прочим, совершаемой по чину
Василия Великаго):
«Благорастворены и полезны воздухи нам даруй, дожди мирны, земли ко плодоносію, благослови вѣнецъ лѣта благости Твоея, утоли раздоры Церквей, угаси шатания языческая, еретическая востания скоро разори силою Святаго Твоего Духа; всѣхъ насъ пріими въ Царство Твое, Твой миръ и Твою любовь даруй намъ, Господи Боже нашъ, вся бо воздалъ еси намъ!»
Click to view
Click to view