Къ празднику Срѣтенія Господня

Feb 14, 2014 23:23






Кондакъ празднику, гласъ 1-й


Въ этотъ праздникъ воспоминается принесеніе Іисуса Христа Пресвятою Маріею, по исполненіи дней очищенія, въ храмъ (Лук. 2, 22-39), для установленнаго закономъ Моисея (Лев. 12, 2-8; Исх. 13, 2, 13; Числ. 3, 13, 8, 16-18) выкупа. Пречистая Дѣва, хотя и не имѣла нужды въ очищеніи, однако явилась во храмъ, чтобы все исполнить по закону.
          Въ храмѣ Младенецъ былъ встрѣченъ праведнымъ Симеономъ (см. о немъ 3 февр.). Въ священномъ восторгѣ св. старецъ возсылаетъ хвалу и благодареніе Богу, исполнившему чаяніе сердца его, и, проникнутый чувствомъ неземнаго блаженства, беретъ въ свои объятія Младенца и на закатѣ дней своихъ произноситъ дивныя слова, которыя св. Церковь ежедневно повторяетъ въ вечерней пѣснѣ при закатѣ дня: Нынѣ отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему съ миромъ: яко видѣстѣ очи мои спасеніе Твое, еже еси уготовалъ предъ лицемъ всѣхъ людей: свѣтъ во откровеніе языкомъ, и славу людей Твоихъ Израиля.      

Слушая слова сіи, Іосифъ и Марія дивились имъ, ибо эти слова ясно свидѣтельствовали, что тайна Божія уже открыта праведнику Симеону. Продолжая затѣмъ свое богодухновенное пророчество, праведный старецъ обратился къ Маріи и, указавъ Ей на Младенца, сказалъ: «Се лежитъ Сей на паденіе и на возстаніе многихъ во Израили, и въ знаменіе пререкаемо: и Тебѣ же Самой душу пройдетъ оружіе: яко да открыются отъ многихъ сердецъ помышленія» [1]. Въ то время, какъ св. старецъ произносилъ свою пророчественную рѣчь о Богомладенцѣ, въ храмѣ находилась праведная Анна (см. 3 февр.).
           Она тоже присоединила свой вдохновенный голосъ къ голосу Симеона, славя Бога и, какъ пророчица, вѣроятно, вѣщая о Младенцѣ въ пророчественномъ смыслѣ. Совершивъ въ храмѣ все требуемое закономъ Моисея, Іосифъ и Марія возвратились съ Богомладенцемъ въ Назаретъ. Отъ событія встрѣчи Богомладенца праведнымъ Сѵмеономъ получилъ свое названіе и самый праздникъ въ Церкви православной. Событіе Срѣтенія празднуется 2/15 февраля по тому, что этотъ день есть 40-й послѣ 25 декабря.
           Начало праздника восходитъ къ глубокой древности. Несомнѣнно, что этотъ праздникъ въ церкви Іерусалимской былъ извѣстенъ въ IV вѣкѣ [2]; изъ Іерусалима онъ перешелъ къ другимъ церквамъ въ V-VI в. Собственно торжественное празднованіе его въ церкви западной и восточной началось не въ одно время и по разнымъ поводамъ. Западные Писатели приписываютъ установленіе торжественнаго празднованія этого праздника (собственно литіи) одни - папѣ Геласію (496 года), а другіе св. Григорію Великому (600 г.), и полагаютъ, что этимъ путемъ названные папы имѣли въ виду уничтожить языческій праздникъ люперкаліевъ, который падалъ на февраль и въ ту эпоху былъ еще въ силѣ между римлянами. Въ церкви восточной начало торжественнаго празднованія Срѣтенія относится ко времени Юстиніана (къ 542 г.).
          Въ концѣ 541 г. въ Константинополѣ и его окрестностяхъ появилась сильная моровая язва, продолжавшаяся 3 мѣсяца и подъ конецъ ежедневно поражавшая смертію отъ 5 до 10 тысячъ человѣкъ. Къ этому бѣдствію скоро присоединилось новое - землетрясеніе въ Антіохіи (Сирійской), разрушившее многія зданія и погубившее много народа. Во время этихъ бѣдствій въ праздникъ Срѣтенія въ Константинополѣ было совершено всенародное торжественное моленіе, или литія, объ избавленіи отъ золъ, и бѣдствіе прекратилось. Въ благодарное воспоминаніе избавленія отъ бѣдствій Церковію было установлено совершать въ этотъ праздникъ предъ литургіей литію въ монастыряхъ (внѣ обителей) [3].
          Празднованіемъ Срѣтенія Господня св. Церковь, исповѣдуя и утверждая, что «Христосъ явился мірови не мнѣніемъ, ни привидѣніемъ, но истиною», обличаетъ тѣхъ древнихъ лжеучителей, которые отвергали въ Іисусѣ Христѣ естество человѣческое, считая оное недостойнымъ Бога и неистиннымъ.
         Вмѣстѣ съ этимъ примѣромъ Спасителя и Его Пречистой Матери, исполнившихъ все требовавшееся закономъ, намъ внушается необходимость исполнять правила и обряды св. Церкви и напоминается о нашемъ воцерковленіи въ Церкви Христовой, о нашемъ посвященіи Богу, Которому мы и должны приносить души и тѣлеса свои въ жертву живую, чистую и благодатную. Кромѣ того, св. Церковь, воспѣвая въ этотъ праздникъ свв. Симеона и Анну, внушаетъ намъ, что мы должны находить, по примѣру прав. Симеона, благодатное утѣшеніе и спасеніе во Христѣ, ввѣряя Его всеблагому промышленію свою жизнь и смерть, а по примѣру пророчицы Анны, должны, какъ можно чаще, посѣщать храмъ Божій и благоугождать Господу молитвами и постомъ.
           Наконецъ, праздникъ Срѣтенія научаетъ насъ въ бѣдствіяхъ, насъ постигающихъ, обращаться къ Господу Богу, всегдашнему и скорому Помощнику и Покровителю всѣхъ, призывающихъ Его съ вѣрою и съ истиннымъ раскаяніемъ.
      Примѣчанія:
[1] Эти пророческія слова прав. Симеона предсказали вееобщую жестокую борьбу вѣры и невѣрія, вѣ которой нельзя было не принять участія, вслѣдствіе чего явленіе и дѣятельность Спасителя послужили къ обнаруженію того, что хранилось въ глубинѣ сердца каждаго израильтянина, какъ задатокъ вѣры и невѣрія, и что при внѣшней принадлежности его кѣ народу Божію, оставалось сокровеннымѣ, незамѣченнымъ даже для его собственнаго сознанія. Послѣднія слова Богопріимца показываютъ, что спасеніе чрезъ Христа и погибель есть вина собственныхъ душевныхъ качествъ каждаго человѣка (ср. Іоан. 3, 19, 9, 39, 41; Матѳ. 21, 42-44). Что же касается пророческихъ вѣщаній Богопріимца о Пресвятой Дѣвѣ, то хотя Она и во время земной жизни Спасителя неоднократно уязвлялась сердцемъ при видѣ Его страданій, но окончательно исполнилось пророчество св. Симеона, когда Она стояла у креста Христова (Іоан. 19, 25). «Терніе вѣнца Іисуса, гвозди распятія Его, копіе прободенія Его, Его раны, Его болѣзненный вопль, Его умирающій взоръ вотъ - по выраженію митрополита Филарета - тѣ оружія, которыми матернее сердце Ея пронзено было столь же безпримѣрно глубоко, сколь совершенна была любовь Ея и безпримѣрна непорочность».
[2] Это видно изъ описанія путешествія Сильвіи (IV в.), жившей въ Іерусалимѣ 3 года и посѣтившей всѣ св. мѣста. По этому описанію, день Срѣтенія, который путешественница называетъ «четыредесятницею епифаніи», тогда праздновался въ Іерусалимѣ. Это свидѣтельство о праздникѣ Срѣтенія - древнѣйшее. Что же касается такихъ свидѣтельствъ объ этомъ праздникѣ, какъ, напр., - Меѳодія Патарскаго (III в.), Кирилла Іерусалимскаго (IV в.) и Іоанна Златоуста (IV в.). то относящіяся къ этому предмету бесѣды первыхъ двухъ невѣрно приписываются этимъ лицамъ, въ словѣ же св. Іоанна Златоуста на Срѣтеніе говорится объ евангельскомъ событіи, а не о праздникѣ, при чемъ самое заглавіе слова признается неподлиннымъ. (См. подр. Н. Покровскаго. Евангеліе въ памятникахъ иконографіи. Спб. 1892 г., 102 стр.).
[3] У насъ на юго-западѣ въ день Срѣтенія принято освѣщать воду (по обыкновенному чину малаго водоосвященія). Въ Кіевѣ это водоосвященіе бываетъ предъ литургіей въ церквахъ или въ церковныхъ оградахъ; по селамъ, во многихъ мѣстахъ, для этого водоосвященія послѣ утрени или послѣ литургіи идутъ крестнымъ ходомъ «на крыницу» (колодезь) или на рѣку; въ иныхъ мѣстахъ (напр., Волынской и Подольской губ.) Срѣтенское водоосвященіе совершается до утренней зари или на зарѣ, для чего утреня отправляется «по рану». По мнѣнію однихъ, обычай освященія воды въ день Срѣтенія введенъ у насъ, по примѣру греческой церкви, духовной іерархіей изъ греческаго клира съ первыхъ же временъ христіанства на Руси; по мнѣнію другихъ, Срѣтенское водоосвященіе явилось у насъ въ эпоху двоевѣрія, какъ уврачеваніе языческаго недуга суетной вѣры въ «пристритъ», т. е. въ дурную встрѣчу съ человѣкомъ, могущимъ причинить своими глазами вредъ встрѣтившемуся. Всякая болѣзнь человѣка и животныхъ, необъяснимая и непонятная для простолюдина, относится имъ къ области пристрита и лѣчится чрезъ кропленіе Срѣтенскою водою и вспрыскиваніе солью; этою же водою вспрыскиваютъ при самомъ рожденіи дитя и животное, чтобы предупредить надъ ними «пристритъ». На существованіе этого суевѣрія въ древности еще указываетъ Номоканонъ (23 ст.), осуждающій «у с т р ѣ т е н ію  внимающихъ», и несомнѣнно, что это суевѣріе есть наслѣдіе языческой старины, когда наши предки вѣрили въ разныхъ чародѣевъ, дружившихъ съ нечистою силою и при ея помощи могшихъ причинять людямъ всякое зло. Такъ какъ у суевѣровъ вода считалась однимъ изъ главныхъ цѣлебныхъ средствъ и наилучшимъ противодѣйствіемъ «лихому глазу», то наши пастыри, для успокоенія немощствующей совѣсти христіанъ-суевѣровъ и для отогнанія мнимыхъ и дѣйствительныхъ козней діавола и его аггеловъ въ духѣ и плоти, избрали тоже воду, которую освящали по церковному чиноположенію; на пріуроченіе же этого водоосвященія ко дню Срѣтенія имѣла вліяніе аналогія между названіемъ этого праздника и названіемъ суевѣрія о встрѣчѣ или «устрѣтеніи» (Срѣтеніе, т. е. встрѣча, откуда - пристритъ). Сопоставляя эти два приведенныя мнѣнія о происхожденіи обычая Срѣтенскаго водоосвященія, нѣкоторые отдаютъ предпочтеніе первому. Вѣра въ «устрѣтеніе» и въ дурной глазъ распространена повсемѣстно, а между тѣмъ этотъ обычай уцѣлѣлъ у насъ только на юго-западѣ; на юго-западѣ, какъ старѣйшемъ и ближайшемъ къ греческой церкви, могла лучше сохраниться память объ этомъ обычаѣ; кромѣ того, на юго-западѣ могъ удержаться этотъ обычай въ пераллель и въ противовѣсъ сосѣдней католической церкви, гдѣ въ день Срѣтенія совершается торжественный крестный ходъ вокругъ костеловъ съ окропленіемъ срѣтенскою св. водою всего народа, невольно привлекая «вслѣдъ себѣ» взоры и православнаго населенія. По поводу Срѣтенскаго водоосвященія нужно замѣтить, что вѣра въ пристритъ есть суевѣріе, и освященіе воды именно отъ пристрита есть поддержка этому суевѣрію. Но, съ другой стороны, нельзя упускать изъ виду и того, что Срѣтенское водоосвященіе ведетъ начало изъ древности, а древніе церковные обычаи и обряды слѣдуетъ не забывать, а вновь возрождать къ жизни и дѣйствію на сердца и умы вѣрующихъ православныхъ христіанъ (Ц. Вѣд. 1890, 5). Но само собою разумѣется, что въ этихъ случаяхъ пастыри должны руководиться прямыми указаніями высшей церковной власти и, по долгу своего служенія, стараться объ искорененіи суевѣрій въ средѣ своихъ пасомыхъ, въ простотѣ сердца принимающихъ за вѣру то, во что не должно вѣровать, разъясняя имъ истинное значеніе церковныхъ чинопослѣдованій и пагубность суевѣрій, подвергающихъ зараженныхъ ими особымъ прещеніямъ и наказаніямъ, по правиламъ соборовъ и свв. отцовъ. - На нашихъ западныхъ окраинахъ праздникъ Срѣтенія извѣстенъ еще подъ именемъ «громницъ», отъ обычая освящать въ этотъ день въ церкви свѣчи, называемыя громницами, которыя, будто-бы, имѣютъ силу противъ грома, молніи, проливного дождя и града, низводимыхъ чародѣями или волшебницами. Эти свѣчи даютъ и умирающимъ для пораженія и отогнанія сатаны. Простолюдины этими свѣчами въ день Срѣтенія обжигаютъ другъ другу крестообразно волосы въ предупрежденіе и излѣченіе головной боли. Такія воззрѣнія на значеніе Срѣтенскихъ свѣчей и отсутствіе установленнаго Православною Церковію чина ихъ освященія достаточно говорятъ противъ указаннаго обычая. Появленіе этого обычая въ практикѣ нашихъ западныхъ окраинъ относятъ ко времени уніи и объясняютъ вліяніемъ католической церкви, гдѣ ежегодно совершается въ день «Очищенія Пр. Дѣвы Маріи» (какъ именуютъ католики праздникъ Срѣтенія) освященіе свѣчей на литургіи. - Существующія народныя выраженія: «въ Срѣтеніе солнце на лѣто, зима на морозъ поворотили»; «на Срѣтеніе зима съ лѣтомъ встрѣтилась», - показываютъ, что для простолюдина день Срѣтенія служитъ границею между зимою и весной; этимъ именно объясняютъ нѣкоторые изъ простого народа и самое названіе праздника, а потому слѣдуетъ обратить особенное вниманіе на ознакомленіе простого народа съ исторіей Срѣтенія Господня.
            Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). - Изданіе третье, исправленное и дополненное. - Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Лавры, 1913. - С. 69-72.

старообрядчество, дореволюцiонные тексты, богословіе, исторія, царь грядетъ, месяцесловъ

Previous post Next post
Up