Олесь Бузина: москали и хохлы - это один русский народ

Jul 22, 2013 22:40

"Как только ты понимаешь, что украинец - это всего лишь такой русский, на тебя нисходит благодать. Ты успокаиваешься и несешь свой крест", - заявил Олесь Бузина во время чата с читателями на сайте Главред.


Далее, уроды-комароиды, как и прочие уроды, могут быть свободны.

"Общаясь с читателями, он рассказал о слабости украинской литературы, трагедии Тараса Шевченко как человека, своем отношении к федерализации и собственном "маленьком рае", а также почему при крепостном праве народ страдал меньше, чем сейчас. Кроме того, он объяснил, почему считает деятельность "Свободы" лишь имитацией, и прокомментировал снесение "свободовцами" памятника Ленину.
Представляем стенограмму чата с Олесем Бузиной.

den_: Благодаря вашим книгам Шевченко будто ожил, стал реальным человеком, а не просто портретом - спасибо. Два вопроса. 1) Работая над книгами о Шевченко, какие мифы о нем вы, прежде всего, стремились развенчать? 2) Почему именно Шевченко, а не кто-либо другой из украинских писателей или общественных деятелей? Спасибо!

Олесь Бузина: 1) Все мифы, какие были о Шевченко, я развенчивал. Я боролся с идолом. Я хотел вернуть ему жизнь. Ведь это был самый обычный человек. Как мы с вами. Вряд ли нормальному человеку хочется даже после смерти быть тупым идолом для неграмотных профанов. Шевченко для меня тоже русский. Недаром же у него есть фраза "наша русская тоска". Это очень важный для Украины писатель. В нем, как в фокусе, собрана противоречивая украинская натура. Она одновременно тянется ввысь и погрязает в анархии. Эту анархию нужно преодолеть. Иначе распад - гибель. Не отдельного человека, а целого украинского русского племени. Да, без запятых - украинского русского племени. Мне этот народ было бы жаль.

2) Как-то перечитывал "Гайдамаки" Шевченко. С иллюстрациями Сластиона. И подумал: а ведь хороший был поэт! Кстати, эта книга была издана в Российской империи легально. Никакой цензуре ее не подвергали. Все проблемы Шевченко были не из-за "Гайдамак" или "Кобзаря", а из-за "неприличных рисунков на императрицу". Это нужно помнить и понимать. Императрица выкупила его, он "отблагодарил" ее. Трагедия Шевченко как человека - это трагедия неблагодарности. Нельзя быть неблагодарным! Вы сейчас скажете мне: "Так это же была эпоха крепостного права! Народ страдал!" А я Вам отвечу: при крепостном праве народ страдал меньше, чем сейчас. Три дня на пана. Три дня на себя. Седьмой - выходной. Пану был нужен мужик. Мужику - пан. Пан поддерживал порядок в селе. Обязан был иметь по закону запас зерна, чтобы раздавать крестьянину в голодный год.

[Spoiler (click to open)]
Вот такая была николаевская Россия! И народ плодился и размножался. А теперь - вымирает. Я не говорю, что крепостное право было идеальным. Я вообще потомок казаков, крепостного права не знавших. Но для многих людей, для их же блага, нужна узда. Иначе они просто сопьются и умрут, как это происходит, начиная с 1991 года, на Украине. У меня так куча соседей вымерла. Я живу в большом девятиэтажном доме. На первом этаже водочный магазин. Там на протяжении всех 90-х и начала 2000-х жизнь просто кипела. А теперь спокойно, как в морге - все клиенты умерли. Последний - мой ровесник - отдал концы в прошлом году. Пил три дня, а потом головой лег на стол и остановился как сломанные часы. Вот и Шевченко так остановился. От того же - от водки и неправильно понятой воли, которая без узды несет нас, как бешеная лошадь, прямо в пропасть.
[...]
Kkkuzia: Пане Олесе, як ви ставитеся до ініціативи Чечетова заборонити вишиванки в Раді?

Олесь Бузина: А как же тогда Чечетов поймет, где свои, а где чужие. Я бы наоборот ввел правило, чтобы оппозиция ходила только в вышиванках. Вышиванка дешевле, чем костюм от Бриони. Оппозиционер должен выглядеть ярко, но скромно. Шаровар оппозиции не хватает. И плахт. Чтобы было понятно: если в плахте, значит, это Фарион, если без плахты - значит, Анна Герман.

[...]

gf_43: Скажите, а каково это жить, зная, что к вам, мягко говоря, испытывает неприязнь половина страны?

Олесь Бузина: Вы явно преувеличиваете мою известность. Мне, конечно, приятно, что Вы возносите личность Бузины на такой постамент - просто создаете мне культ. Но я знаю, что не настолько известен, как Вам кажется. Мне есть еще над чем работать. Думаю, Ющенко хуже, чем мне - его половина страны любила, а половина ненавидела, а теперь вся страна презирает. Вот на его месте я не хотел бы оказаться. А на моем мне уютно.

polit_ua: Олесь, у вас никогда не возникало желания жить и работать в другой стране, или уехать на время?

Олесь Бузина: Нормальное человеческое желание. Время от времени оно у каждого возникает. Но, в принципе, я люблю Украину. Это прекрасное место для реализации активной личности. Хотя слабые здесь не выживают. Как в вестернах на диком западе.

Smilik: 1. Что Вас больше всего смешит в украинской политике? 2. Почему новости о падении метеорита увлекли людей больше, чем сообщения о чем-либо другом в последнее время? Благодарю.

Олесь Бузина: 1) То, что власть и оппозиция делают вид, что между ними существует большая разница. Причем принципиальная! Это смешит.

2) У людей образное мышление. Мысль, что каменюка могла упасть им на голову, но пролетела мимо всех, вызывает искренний интерес и даже вдохновение. Такая простая человеческая радость.

[...]

Omega: Вопрос, скорее, как к историку. Проблема языка в Украине выдумана политиками или действительно существует?

Олесь Бузина: Проблема языка в Украине действительно существует, а политики никак не могут ее решить.

Omega: Что, на ваш взгляд, способно сегодня украинцев объединить? Какие темы, герои, проблемы?

Олесь Бузина: Людей объединяют только две вещи - ненависть к кому-то третьему и совместный проект будущего. Ненависть украинцев может только разделить. У нас огромная "внутривидовая агрессивность". Граждане Украины боятся выбросить свою агрессивность вовне и тратят ее друг на друга. Так что ненавистью нацию не объединишь. Остается только проект будущего. Когда страна строит, противоречия сглаживаются. Людей увлекает движение и призы, которые они могут получить в результате. Но Вы же видите, что у нас ничего не строят. Строительство заменено сказкой о рае, который якобы наступит после вступления в ЕС. Рай не наступит. Лично я свой маленький рай уже построил и прекрасно вижу, что он не зависит не только от ЕС, но даже от Таможенного союза. Главное, чтобы писателя читали. А меня читают.

Omega: Каково ваше отношение к федерализации Украины?

Олесь Бузина: Федерализировал бы уже вчера. Германия - федерация. США - федерация. Россия - федерация. Разве это плохо? Мне не нравятся унитарные страны. Унитарность уничтожает полутона. Унитарная Франция убила провансальский язык, убивает бретонский, госконский и еще кучу маленьких языков. Результат? Черный Париж!

[...]

dim-dim: Обязан ли, по-вашему, каждый украинский чиновник говорить на украинском языке?

Олесь Бузина: Обязан говорить на двух - по-русски и по-украински.

Prokop: Что думаете о деятельности "Свободы" в Раде? Как скажется ее пребывание там на обществе, стране?

Олесь Бузина: Деятельность "Свободы" в Раде свелась к имитации деятельности. Кроме пиар-акций, я ничего в ней положительного не вижу. Ни в экономике, ни в политике "Свободе" нечего предложить обществу. "Свобода" - это в высшей степени удобная для Партии регионов форма оппозиции.

[...]

Otseola3: Уважаемый Олесь! Действительно ли у хохлов такой менталитет, как утверждают нижеперечисленные знаменитости: "Мы, украинцы - нация злодеев" Леся Украинка (Л.П. Косач-Квитка). "Украинцы - народ подзаборников, бездельников и злодеев." Т.Г. Шевченко. "Украинская нация не дала ни одной творческой идеи" М.С. Грушевский. Став "нэзалэжнымы", мы это подтвердили? Как Вы думаете?

Олесь Бузина: Я - хохол. Я - украинец. Я - русский. У меня другой менталитет. Мы не злодеи. Мы - избранный Богом народ. Я имею в виду всех русских, состоящих из москалей, из хохлов, из белорусов или, как их называют, бульбашей. Я не считаю эти клички оскорбительными. И даже слово "жид" не считаю оскорбительным. Важно не что ты произносишь, а как. С какой интонацией. Есть ли в твоих словах любовь.

У нас три государства. Но мы один народ. Бог нас избрал хранить светоч истинной православной веры. После отречения последнего царя мы живем в смуте. Царь отрекся от своего народа. Народ отрекся от своего царя. Сатана стал особенно силен в мире. Потому что православный царь - это "удерживающий". Он не просто скипетр держит или плохого опричника за шиворот, он удерживает Святую Русь и весь наш мир от проникновения в него сатанинского начала, от бесовского беспредела. Обратите внимание, как только пала в России монархия, через год пала монархия в Германии и Австрии, пришел нацизм и зажглись крематории концлагерей. Вот что произошло, когда не стало "удерживающего". Это мистический вопрос, богословский, философский.

Об этом редко думают и еще реже говорят. Особенно публично. Но миссия нашего триединого народа, даже без царя, которого, надеюсь, Господь нам снова пошлет, по мере сил выполнять свой долг и бороться с чертом внутри себя и вовне - в миру. Мы не можем быть плохими людьми. Мы можем просто плохо или хорошо выполнять свою миссию богоизбранного русского народа. Богоизбранным народам всегда тяжело. Им многое небо дает, но и жестко с них спрашивает. Как только ты понимаешь, что украинец - это всего лишь такой русский, на тебя, не побоюсь этого слова, нисходит благодать. Ты успокаиваешься и несешь свой крест. Вот и все.

украина, идентичность, литература

Previous post Next post
Up