Чкаловск. Город одной легенды.

Feb 23, 2015 21:26



В детстве я читал какую-то иллюстрированную детскую книжку о полёте в Америку через Северный полюс на самолёте с огромными красным крыльями. Тогда я даже не запомнил, что лётчика звали Валерий Чкалов, и не думал о том, что в его честь называют улицы и города: по сути, Чкалов - это такой прото-Гагарин, молодой и красивый советский покоритель небес, взмывший туда прямиком из народа. Краснокрылый самолёт, между тем, сохранился и преспокойно стоит себе в музее в Чкаловске (11 тыс. жителей) - родном городке лётчика, бывшей Василёвой Слободе на Волге в 120 километрах выше Нижнего Новгорода, окрестностям которого была посвящена прошлая часть. Впрочем, город хотя и одной легенды, а всё равно не Чкаловом единым - есть тут и кое-какая старина, и другая персоналия - гениальный корабел Ростислав Алексеев...

Василёва Слобода зародилась как крепость древней линии обороны - не вполне очевидно, что в 12 веке Русь вела колониальную экспансию в кажущиеся теперь исконно нашими финно-угорские земли, и процесс этот шёл не всегда мирно. Основателем слободы был Василий Юрьевич, сын Юрия Долгорукого, в 14-17 веках ей владели Шуйские, в том числе Василий Шуйский, неудачливый царь Великой Смуты, после падения которого слобода стала сначала монастырской, а с 1764 года - и вовсе императорской. Местные занимались кто ремёслами (слобода славилась на всю Волгу своими гончарами), кто бурлачеством, а в 1883 году здесь заработали мастерские по ремонту и обслуживанию землечерпалок, в 1920-е годы выросшие в крупный завод, первый в СССР с такой редкой специализацией. В общем, жизнь текла своим чередом, и вряд ли в 1904 кто-то обратил особое внимание на рождение будущего героя в семье котельщика тех самых мастерских. Зато населённого пункта имени себя Валерий Чкалов удостоился ещё при жизни, в 1937-м, но городом слобода сделалась лишь в 1955 году, когда её старая часть ушла на дно Горьковского водохранилища. Большая часть нынешнего Чкаловска - какой-то самодельный, искусственный, неуютный массив бараков, пятиэтажек и частного сектора, в который мы с dima1989 забурились практически наугад:

2.


Посреди всей этой серости - огромная треугольная площадь, достойная областных центров:

3.


Дворец Спорта да памятник Чкалову - он здесь главный, я даже не помню, видел ли я в Чкаловске памятник Ленину:

4.


Где-то в окрестностях площади ещё есть церковь Анастасии Узорешительницы, перестроенная в 1995 году из магазина, да некая школа в конструктивистском стиле, но мы их не стали даже искать. Зато если поехать в сторону Волги, среди изб и бараков вдруг поднимается тонкий, почти адмиралтейский, кабы ни суровый дух сталианса, шпиль. Нам туда:

5.


Это местный Дом культуры (1938-40), обращённый фасадом к Волге, в унылом пейзаже городка выглядящий настоящим дворцом среди трущоб. У входа было людно - кажется, мы попали на День учителя или ещё что-то в этом роде:

6.


Но во дворец пойдём позже - по соседству с ним находится собственно Мемориальный музей Чкалова, включающий ангар:

7.


И избушку, построенную в 1896 году отцом Валерия Павловича и перенесённую после войны из зоны затопления ГЭС. Видно, что для пролетарских людей Чкаловы жили очень неплохо:

8.


Перечислять в ЖЖ экспонаты - занятие в общем неблагодарное, но экспозиция оказалась действительно интересной, причём биография, авиатехника и этнография волжского села тут переплелились как-то уж очень плотно и неразрывно. Вот скажем вещи из обыкновенного дома, где ещё не знали, что в честь одного из сыновей назовут через тридцать лет всю слободу:

9.


В 1919 (то есть в 15 лет) Валерий Чкалов пошёл кочегаром на пароход "Баян", и именно там, увидев с его палубы пролетающий над Волгой гидросамолёт, впервые понял, чего в жизни хочет. В армии он сразу пошёл в авиацию - но сначала авиаслесарем в Нижнем Новгороде, и лишь потом учился на лётчика: год в Егорьевске (1921), два в Борисоглебске под Воронежем, ещё два в Серпухове и наконец в 1924 в должности лётчика-истребителя заступил на службу на Комендандтском аэродроме Ленинграда. Тут надо сказать, удалью лётчик отличался вполне русско-народной, и потому вечно нарушал дисциплину - то какой-нибудь пируэт несанкционированный выкинет (по известной легенде, как-то он взял да пролетел под одним из мостов на Неве, но вроде бы это только легенда), то пьяную драку устроит. Наконец, когда в 1928 уже в Брянске он разбил самолёт и сам чудом жив остался, терпением начальства лопнуло - его уволили из вооружённых сил и от тюрьмы его тогда спасло только ходатайство Клима Ворошилова. О подвигах лихого парня наверху уже знали, и потому пригласили сначала в Осоавиахим, лётчиком-испытателем. В последующие годы, в Ленинграде и Москве, Чкалов совершил более 800 полётов, часто оказываясь на волосок от гибели - вот например слева цилиндр разбившегося самолёта, сохранённый Валерием Павловичем как память:

10.


А справа... К середине 1930-х годов Чкалов перерос уже и уровень лётчика-испытателя, и вместо опытов занялся рекордами. Летом 1936 года его экипаж совершил перелёт на остров Удд в Охотском море (ныне, как нетрудно догадаться, остров Чкалова) - 56 часов, 9375 километров, и по возвращении на подмосковном аэродроме Щёлково (ныне, разумеется, Чкаловском) их встречал лично Сталин, а награды, звания и подарки посыпались на Валерия Павловича как из рога изобилия. Но кульминация наступила следующим летом - тот самый легендарный полёт в Америку через полюс. Преодолев 8504 километра в сложнейших условиях, самолёт Чкаловского экипажа приземлился в городке Ванкувер, штат Вашингтон (не путать с канадским Ванкувером!), немного не дотянув до конечной цели - Портланда в Орегоне. Ванкувер почему-то (действительно?) Chakolov-city так и не стал, но улица Chkalov street, памятник лётчику и вроде даже небольшой музей на военном аэродроме Пирсон-Филд там есть. Так что в правой половине кадра, как вы уже догадались - одежда Чкалова из этих перелётов и красный бортовой журнал "Сталинского маршрута" к острову Удд. Чкалов после этого стал героем всесоюзного масштаба, два месяца спустя в его честь переименовали Василёву Слободу, отдельный зал в музее даже посвящён подаркам - вот например такой перочинный ножик ему сделали рабочие из нижегородского же Павлова (это где ПАЗики делают):

10а.


А вот как всё закончилось... Чкалов, как и Гагарин после покорения космоса, оставался действующим лётчиком-испытателем, а это, тем более в те времена, действительно опасная работа, и Чкалов и Гагарин были не единственными, кто погиб в небе героями вдали от всяких войн. Слева - одежда, в которой он был в свой последний полёт и не раскрывшийся парашют, справа - злополучный самолёт и описание крушения. В 1938 городом Чкаловом стал Оренбург (до 1957-го), а улицы, районы, станции метро и конечно же аэродромы с именем Валерия Павловича связаны в десятках городов бывшего СССР:

11.


Музей начался создавать практически сразу после гибели Чкалова, ни разу не оказывался в зоне военных действий, и потому весьма богат и информативен, подавляющее большинство вещей в нём - подлинные:

12.


В общем-то сейчас, когда человечество огорчается, что не достигло даже какого-то паршивого Марса, не говоря уж про Альфу Центавру, а то и туманность Андромеды, значение Чкалова и почему в его честь назывались города не вполне очевидно. Но думаю каждый слышал об этой жестокой романтике ранней авиации, сюда же Сент-Экзюпери с его "Планетой Людей". Например, в Литве лётчики Дарюс и Гиренас, совершавшие перелёт из Нью-Йорка в Каунас и разбившиеся над Германией за пару сотен километров до цели, герои одного порядка со всеми князьями, поэтами и борцами за независимость. Да, спустя каких-то 30 лет их всех затмили Гагарин и Армстронг, вырвавшиеся за пределы Земли, но лётчики 1930-х годов были героями последней ступени перед космосом, предтечами космонавтов.

13.


Но конечно ради одной этой экспозиции я бы сюда не поехал, и всё же куда больше дома-музея впечатляет его ангар. Слева направо, по мере удаления от входа: По-2, АНТ-25, И-16 и И-17.

14.


Гвоздь программы - конечно же, "краснокрылый гигант" АНТ-25, построенный как уникальный самолёт в 1932 под руководством Сухого и Туполёва (основоположники "Су" и "Ту" соответственно), потом долго доводился до ума, а в сентябре 1934 года кругами налетал непрерывно 75 часов и 12 тысяч километров, поставив мировой рекорд, так и не превзойдённый Чкаловым "в поле". На нём Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков летали на Удд и в Ванкувер, а буквально через месяц, в июлне 1937-го второй такой же самолёт с экипажем Михаила Громова, Андрея Юмашева и Сергея Данилина совершил ещё более дальний (10 тысяч километров), чем все чкаловские, перелёт, так же через полюс достигнув Калифорнии... но они уже не были первыми и затмить Чкалова не смогли. Всего, получается, было построено два таких самолёта, плюс в 1988-м была сделана полноразмерная копия для музея ВВС в Монино. Здесь стоит, конечно, чкаловский:

15.


Лодка, палатка, печка и снегоступы прилагаются - авиационная романтика тут тесно переплетена с полярной, и если герои-лётчики были предтечами космонавтов, то к полярникам свою родословную через пару веков будут возводить покорители других планет.

16.


У АНТ-25 потрясающе, непропорционально длинные крылья - при длине корпуса 13 метров, размах крыльев все 34. Рядом - биплан По-2, созданный в 1929 году Николаем Поликарповым и бывшим одни из самых массовых самолётов в истории - всего таких было сделано 33 тысячи штук, не всякий автомобиль подобным тиражём похвастается. Конкретно этот подарили Чкалову в апреле 1937 года, и в последний год он периодически с понтом заявлялся в посёлок имени себя и даже катал на нём земляков.

17.


Под красным крылом - макеты ещё нескольких самолётов (например, бело-красный "Тен Ромео", на котором американец Миллард Харман к 50-й годовщине пролетел чкаловский маршрут в обратную сторону), а также ещё два подарка Чкалову 1937 года - моторная лодка (от Рыбинского катерного завода) и автомобиль "Паккард" (от советского посла в США Трояновского):

18.


С другой стороны - то, что Чкалов испытывал. И-17 (который маленький с красными крыльями) в серию так и не пошёл, зато истребитель И-16 был одним из самых массовых военных самолётов в истории (более 10 тыс. эксземпляров). От него ещё прилагается отдельно стоящий двигатель:

19.


МиГ-15 же, до которого Чкалов уже не дожил, здесь стоит как самолёт, о котором герой мог бы только мечтать. Тоже между прочим самый массовый в истории (15 тысяч машин), один из самых дешёвых (себестоимость производства была примерно как бронетранспортёра) и прослужил разным странам больше полувека.

20.


Ещё один МиГ-21 стоит уже за музейной оградой, на фоне ДК:

21.


Последний был, видимо, подарком советской власти василёвцам в компенсацию за то, что не убергли их героя. Интересное здание, только вот мне одному здешний барельеф Чкалова выражением лица напоминает трололо?

22.


Увидев открытую дверь, мы зашли внутрь и почти сразу были посланы охранником на... второй этаж, где обитает некий Музей скоростей:

23.


В Чкаловск редко заезжают по земле, но однако город это весьма туристический - ведь у ДК и мемориала частенько останавливаются круизные теплоходы. Музей Чкалова для всего теплохода сразу, ясное дело, тесноват, а иногда что-то сделать под нужды туризма умеют даже у нас, и в общем-то всяких мелких музейчиков по "мышкинскому" образцу на Волге хватает.
И первые залы тут отнюдь не скоростные - обычные краеведческий музей с витринами сельского быта и макетом Васильёвой Слободы до затопления (запомните крайний правый дом):

24.


Слобода - то есть считай ПГТ, вроде и город, а вроде и нет. В центре стояли Вознесенский собор (1755), бывший храмом местного "филиала" московского Вознесенского монастыря, и церковь Анастасии Узорешительницы (1797). Первый взорвали примерно в те же годы, когда строился ДК, а вот вторую разобрали в 1913-м году - начали "реконструировать со сносом", а потом, как у нас часто бывает, стало уже не до того. Ещё один стенд посвящён деревянной Покровской церкви в Милино (1780), рухнувшей пару лет назад, но в целом главным храмом Чкаловского района остаётся Спасо-Преображенская церковь показанного в прошлой части села Пурех.

25.


Макеты земснарядов - основное промышленной специализации города:

26.


27.


Но почему это называется именно Музеем скоростей, становится понятно чуть дальше - около половина коридора и самый большой зал посвящены ещё одной советской легенде - экранопланам:

28.


Думаю, каждый хоть раз видел на советских и постсоветских реках, озёрах, морях суда на подводных крыльях - "Ракеты", "Кометы", "Метеоры" и прочие. Быстрые и красивые, с обязательными крыльями из поднятых брызг, они и в наше-то время смотрятся футуристично, что уж говорить про 1950-е годы, когда на поднятых ими волнах вполне могли ещё подскакивать деревянные пароходы? Менее очевидно, что у них был свой "отец", очередной русский изобретатель, опередивший на сто лет своё время, и как инженер Шухов с его гиперболоидам - при этом вполне себе признанный. Ростислав Алексеев, родом из Новозыбкова, ещё в 1942 разрабатывал военный катер на подводных крыльях, и хотя до боевых действий они так и не дошли, сама технология была в 1951-м отмечена Сталинской премией и Ростислав Евгеньевич занялся созданием "Буревестников", "Восходов" и "Ракет", к 1962-му году создав практически всё известное по нашим рекам семейство этих судов. Ну а следующим детищем стали именно экранопланы, легендарные в силу того, что остались в основном лишь экспериментами, машины: катера, способные двигаясь низко над поверхностью воды на воздушном экране развивать скорости самолётов Чкаловских времён и неподвластные волнам и отмелям. На испытаниях экраноплана Алексеев и погиб в 1980-м году, а дальше история в общем та же, что и с шуховской башней - идея витает в воздухе, с ней экспериментируют то у нас, то у них, но для массовости чего-то не хватает, возможно - ростилавова гения?

28а.


Строилось всё это великолепие, конечно же, на нижегородских верфях, но именно в Чкаловске музей не случайно - на широком заливе подпёртой водохранилищем речки Троца (она опознаётся по дороге из Нижнего по металлическому мосту) Ростислав Алексеев испытывал свои разработки и провёл в Чкаловске (уже Чкаловске, а не Василёвой Слободе) несколько лет чистого времени. Вот ещё пара экспериментальных моделей экранопланов:

29.


29а.


И личные вещи - как связанные с работой:

30.


31.


Так и просто - но всё, как и у Чкалова, подлинное. Один раз двое здешних героев пересекались - Ростислав Алексеев был увлечённым яхтсменом, и живя с 1933 в Нижнем Новгороде, как-то выиграл здесь регату, которую молодому человеку вручил на церемонии награждения лично легендарный лётчик:

32.


Ну а пока самым популярным устройством скоростных судов остаётся воздушная подушка - первые опыты с ними проводились ещё в Швеции 18 века, и в отличие от подводных крыльев и экранопланов, ярко выраженного отца-основателя у них нет. Вроде бы, "подушек" сейчас много курсирует между Нижним Новгородом и Бором. Ещё можно вспомнить, что танкер и теплоход тоже были изобретены в начале ХХ века на Волге по заказу братьев Нобель (см. Астрахань, Рыбинск), то есть в ХХ веке Волга отличалась самым современным и технологичным флотом среди всех мировых рек.

32а.


Выйдя из ДК, немного прогулялись и по самому Чкаловску, бывшей Василёвой слободе. Рядом - Воскресенская часовня, построенная в память о затопленных водохранилищем культурных ценностях:

33.


На горизонте - Нижегородская ГЭС (см. прошлую часть):

34.


Залив речки Санахты, а где-то за тем мысом носились экранопланы:

35.


Тот самый "крайний правый дом" с макета:

36.


И просто дома и виды бывшей слободы:

37.


38.


38а.


39.


40.


41.


На мостике школьницы стрельнули у нас сто рублей на "ягу" и сигареты, и это было довольно противно. Всё-таки круизный туризм как ни один другой развращает местное население, регулярно привозя богатеньких белых мистеров, рядом с которыми небогатые жители начинают ощущать себя туземцами. Чкаловск же производит впечатление города откровенно бедного и деградирующего, скорее печальная Ивановщина, чем добротная Нижегородчина.

42.


И кстати об Ивановщине - на той стороне Волги, между прочим, живут сепаратисты: в 1994 году Сокольский район отделился от Ивановской области, присоединившись к Нижегородской... ну, по современным меркам это кажется вполне логично, ведь Ивановщина могла бы своим патриотам только гимнастёрок нашить, а вот нижегородцы всякой крутой военной техники вплоть до экранопланов "Лунь", могли наклепать немерено, так что губернатору Текстильного края пришлось смириться, да и противостоял ему в те времена могущественный губернатор Борис Немцов. Хотя безусловно дело не в идентичности, а бунт был "колбасным" - ведь Нижегородская область намного богаче Ивановской, но и район "чемодан без ручки" и весь 1994 год в Нижнем Новгороде на любую фигню было принято язвительно отвечать "Зато Сокольский наш!". Хотя вообще-то всё вышесказанное - горький юмор на злобу дня, а на самом деле всё было буднично и прозаично: просто отрезанный водохранилищем район ещё в советское время был целиком завязан на Нижний Новгород и Городец, и все проблемы спокойно решились на бумаге, хотя обращения к властям на тему передачи района в Нижегородскую область шли с советских времён.

43.


В следующих трёх частях - про Городец. У него не было высокотехнологичного прошлого, зато настоящее куда как веселее.

ВЕРХНЯЯ ВОЛГА-2014. Часть 2: поиски Китежа
Обзор двух частей и оглавление.
Дорога к Волге
Дрезна.
Орехово-Зуево. Орехово.
Орехово-Зуево. Крутое и Зуево.
Непарадная Владимирщина. Петушки, Лакинск, Собинка.
Гороховец. Средневековый русский городок.
Нижегородчина - Россия в миниатюре.
Зарисовки по окрестностям. Бор, Кстово, Заволжье, Пурех.
Чкаловск. Город советской легенды.
Городец. Верхний город.
Городец. Музеи и промыслы.
Городец. За пределами вала.
Григорово и Вельдеманово. Родина антагонистов.
Большое Мурашкино. Дворцы в захолустье.
Лысково и Макарьев, переправа в заволжье.
Семёнов. Матрёшкин град.
Керженская сторона. Потайной край староверия.
Светлояр, где скрылся Китеж.

Нижегородская область, дорожное, авиация, Поволжье, "Молох", транспорт, "Раскол", деревянное, речной транспорт

Previous post Next post
Up