Рига - город совсем иного масштаба, да ещё, к тому же, с несколько иным культурно-историческим влиянием. Если в Вильнюсе наблюдается влияние Речи Посполитой, то в Риге больше немецкого и скандинавского, хотя и польский след там тоже присутствует. Ну, а Таллинн - это, если можно так выразиться, чисто скандинавский город.
Города на столько разного масштаба, что рижане в Вильнюсе начинают икать и теряют речь, а когда ошеломлённость немного проходит, не могут сдержать эмоций и впечатлений. :))))
\\есть и более экзотическая гипотеза: что основание колокольни - это фрагмент языческого храма\\ у язычников не было храмов. ты когда на замок Бальга ездил, тебе надо было прусское капище посетить, тогда бы представление имел, что храмами там и не пахло)))
А где там на Бальге капище?! Сколь мне известно, для североевропейских язычеств были характерны Священные рощи. Про "языческую" гипотезу я написал скорее для хохмы. Хотя кто знает, как могло бы эволюционировать язычество в позднем Средневековье в столице крупного европейского государства?
Извиняюсь, первоначально неверно Вас понял: в том достопамятном посте я упоминал, что Бальга находилась недалеко от Ромове, и за это был осмеян. Выходит, всё же гипотеза, допускающая такой вариант, существует?
Облик кафедрального собора на макете с фото 4 несколько озадачил. ЕМНИП, единственное описание, сделанное очевидцем, говорит, что он был похож на собор в городе Фрауэнбурге (Фромборке), сохранившемся до наших дней. Но он похож, скорее, на дворец Радзивиллов с фото 5, с круглыми фланкирующими башнями. Откуда же на макете романика с единственной башней на западном фасаде? Или это - попытка показать еще большую архаику времен Миндовга (Миндаугаса
( ... )
Я, признаюсь, тоже знаю Вильнюс слабее всего из всех прибалтийский страниц. Недостаток качественой краеведческой литературы, увы, сказывается :-( Удалось ли вам до поездки отыскать книгу Т. Венцлова "Вильнюс, горд в Европе" и приобрести в Литве книгу на английском "Вильнюс, город странников" (автора позабыл)?
Что касается телеграфа. Прежде всего, кабель тут ни при чем. Это был оптический телеграф - то сеть нужно было сооружение повыше, чтобы передаваемую изменением позиций реек или фонарей конструкцию было лучше видно с другой телеграфной вышки. А так как башня Гедемина - абсолютная высота в городе, ее грех было не задействовать...
Слышал, что башню хотели снести как одину из знаковых для местных сепаратистов постройку и лишь какой-то чиновник, решивший, что незачем ломать башню и строить рядом новую, специально для телеграфа, будет слишком накладно, спас памятник архитектуры от окончательного разрушения. Возможно, это только легенда.
Башню спас никакой не телеграф, а один очень конкретный человек, имя которого Йонас Басанавичюс. В 1911 власти города и губернии решили снести башню и остатки замка, а на том месте построить резервуар для воды и водонапорную башню, но Басанавичюс писал жалобы, протестовал, ездил в Петербург и умолял, угрожал, просил, настаивал, чтобы это безобразие прекратили. От проекта из-за этого отказались. Так-же, Басанавичюс агитировал и об реставрации, консервации, сохранении замков в Тракай и Лиде.
Йонас Басанавичюс. Человек, которого именем называется одна из главных улиц города Варны.
улица Свинторога (Швянтарагё) - полулегендарного князя 13 века, основатееля традиции ритуальных кремаций на Виленском капище.
Т. Венцлова пишет, что Свинторог - фигура полностью легендарная, "изобретенная" Т. Нарбутом в середине 19 века. А "имя" этого "князя" - не более чем древний языческий топоним, означающий "Святой рог" в смысле "Священная стрелка двух рек".
Томас Венцлова писатель и поэт, а не историк-медиевист, археолог, лингвист-семиотик, или специалист по герменевтике. У него много разных теорий которые очень сильно расходятся с действительностью. Советую почитать Береснявичюса, Греймаса, Ласавицкаса, Киткаускаса, Вайткевичюса, Топорова, Гимбутене. Сам Нарбут уже сто лет обвиняется чаще всего незаслужено во всех вопросах, даже не проверяя что он пишет, хотя его уже реабилитируют (например) А можно просто сразу прямиком обратится к мифу о Вайдевутисе-Брутенисе и Совию, названиям 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 89, 1011, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 (Ром-крив-белый-чёрный, и сакральные названия отдельных владельцев-хранителей святого-швянта пространства) и станет яснее чего вытворяли в долине Вильни, какое было устройство государства и какие религиозные реформы пришлось проводить.
Comments 64
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
у язычников не было храмов. ты когда на замок Бальга ездил, тебе надо было прусское капище посетить, тогда бы представление имел, что храмами там и не пахло)))
Reply
Сколь мне известно, для североевропейских язычеств были характерны Священные рощи.
Про "языческую" гипотезу я написал скорее для хохмы. Хотя кто знает, как могло бы эволюционировать язычество в позднем Средневековье в столице крупного европейского государства?
Reply
Reply
Reply
Reply
Да, но насчёт телеграфа как чуда - у башни было много возможностей разрушиться и до прокладки этого кабеля.
Reply
Удалось ли вам до поездки отыскать книгу Т. Венцлова "Вильнюс, горд в Европе" и приобрести в Литве книгу на английском "Вильнюс, город странников" (автора позабыл)?
Что касается телеграфа. Прежде всего, кабель тут ни при чем. Это был оптический телеграф - то сеть нужно было сооружение повыше, чтобы передаваемую изменением позиций реек или фонарей конструкцию было лучше видно с другой телеграфной вышки. А так как башня Гедемина - абсолютная высота в городе, ее грех было не задействовать...
Слышал, что башню хотели снести как одину из знаковых для местных сепаратистов постройку и лишь какой-то чиновник, решивший, что незачем ломать башню и строить рядом новую, специально для телеграфа, будет слишком накладно, спас памятник архитектуры от окончательного разрушения. Возможно, это только легенда.
Reply
Йонас Басанавичюс. Человек, которого именем называется одна из главных улиц города Варны.
( ... )
Reply
Т. Венцлова пишет, что Свинторог - фигура полностью легендарная, "изобретенная" Т. Нарбутом в середине 19 века.
А "имя" этого "князя" - не более чем древний языческий топоним, означающий "Святой рог" в смысле "Священная стрелка двух рек".
Reply
Reply
Leave a comment