Облик кафедрального собора на макете с фото 4 несколько озадачил. ЕМНИП, единственное описание, сделанное очевидцем, говорит, что он был похож на собор в городе Фрауэнбурге (Фромборке), сохранившемся до наших дней. Но он похож, скорее, на дворец Радзивиллов с фото 5, с круглыми фланкирующими башнями. Откуда же на макете романика с единственной башней на западном фасаде? Или это - попытка показать еще большую архаику времен Миндовга (Миндаугаса). Что касается «чуда», благодаря которому башня Гедеминаса сохранилась до наших дней - то оно называлось «линия оптического телеграфа СПБ-Варшава». Благодаря ей башню в 19 веке не снесли, а надстроили деревянной телеграфной вышкой. Нынешний облик башни - результат межвоенной реставрации и послевоенного восстановления. Что касается Стуока-Гуцявичюса. Все же, он не построил нынешний собор, а перестроил его из предшественника, используя коробку стен предыдущего здания. Это особенно заметно в интерьере: узкие боковые нефы кабэ намекают нам: нет, это не чистый классицизм! А своды свидетельствуют: тут когда-то была готика. Да и при взгляде на собор со стороны памятника Гедеминасу очевидно, что это трехнефная базилика, а не точна реплика античного храма (как например, парижский Пантеон). Что касается «латиноамериканского» ракурса. ЕМНИП, Д.Ф.Кеннеди, посетивший довоенный Вильно студентом писал, что больше всего он показался ему похож по своей архитектуре на колониальные горда, основанные иезуитами в Андах. Что касается "фундамента языческого храма". Есть версия, что его поклонники Перуна обрудовали после смерти Миндовга в выстроенном им соборе. Самые упоротые упорные поклоннки неоязычества умудряются усмотреть пять ступеней от этого храма где-то в подвалах нынешнего кафедрала. Весию с колокольней не знал.
Я, признаюсь, тоже знаю Вильнюс слабее всего из всех прибалтийский страниц. Недостаток качественой краеведческой литературы, увы, сказывается :-( Удалось ли вам до поездки отыскать книгу Т. Венцлова "Вильнюс, горд в Европе" и приобрести в Литве книгу на английском "Вильнюс, город странников" (автора позабыл)?
Что касается телеграфа. Прежде всего, кабель тут ни при чем. Это был оптический телеграф - то сеть нужно было сооружение повыше, чтобы передаваемую изменением позиций реек или фонарей конструкцию было лучше видно с другой телеграфной вышки. А так как башня Гедемина - абсолютная высота в городе, ее грех было не задействовать...
Слышал, что башню хотели снести как одину из знаковых для местных сепаратистов постройку и лишь какой-то чиновник, решивший, что незачем ломать башню и строить рядом новую, специально для телеграфа, будет слишком накладно, спас памятник архитектуры от окончательного разрушения. Возможно, это только легенда.
Башню спас никакой не телеграф, а один очень конкретный человек, имя которого Йонас Басанавичюс. В 1911 власти города и губернии решили снести башню и остатки замка, а на том месте построить резервуар для воды и водонапорную башню, но Басанавичюс писал жалобы, протестовал, ездил в Петербург и умолял, угрожал, просил, настаивал, чтобы это безобразие прекратили. От проекта из-за этого отказались. Так-же, Басанавичюс агитировал и об реставрации, консервации, сохранении замков в Тракай и Лиде.
Йонас Басанавичюс. Человек, которого именем называется одна из главных улиц города Варны.
Пляж города Варна, который был объявлен курортом стараниями Йонаса Басанавичюса.
Басанавичюс во время проживания в Праге. 1883.
1885. Басанавичюс с женой немкой Габриэллой Элеонорой Молл.
Басанавичюс теряет любимую жену...
Басанавичюс в Вильнюсе на фотографии отелье литовского фотографа Юрашайтиса, что находилось по пр. Георгиевскому.
Басанавичюс и члены литовского научного общества около замка в Тракай. 1908.
1913. Йонас Басанавичюс в Лондоне с местными литовцами.
1913. Йонас Басанавичюс и Мартинас Ичас по дороге в США, где будут собирать средства для строительства Дома Нации на горе Паменкальнис (строитеьство намечалось на 1914-1915...).
1917. Басанавичюс с учениками литовской школы Вильнюса.
Что касается «чуда», благодаря которому башня Гедеминаса сохранилась до наших дней - то оно называлось «линия оптического телеграфа СПБ-Варшава». Благодаря ей башню в 19 веке не снесли, а надстроили деревянной телеграфной вышкой. Нынешний облик башни - результат межвоенной реставрации и послевоенного восстановления.
Что касается Стуока-Гуцявичюса. Все же, он не построил нынешний собор, а перестроил его из предшественника, используя коробку стен предыдущего здания. Это особенно заметно в интерьере: узкие боковые нефы кабэ намекают нам: нет, это не чистый классицизм! А своды свидетельствуют: тут когда-то была готика. Да и при взгляде на собор со стороны памятника Гедеминасу очевидно, что это трехнефная базилика, а не точна реплика античного храма (как например, парижский Пантеон).
Что касается «латиноамериканского» ракурса. ЕМНИП, Д.Ф.Кеннеди, посетивший довоенный Вильно студентом писал, что больше всего он показался ему похож по своей архитектуре на колониальные горда, основанные иезуитами в Андах.
Что касается "фундамента языческого храма". Есть версия, что его поклонники Перуна обрудовали после смерти Миндовга в выстроенном им соборе. Самые упоротые упорные поклоннки неоязычества умудряются усмотреть пять ступеней от этого храма где-то в подвалах нынешнего кафедрала. Весию с колокольней не знал.
Reply
Да, но насчёт телеграфа как чуда - у башни было много возможностей разрушиться и до прокладки этого кабеля.
Reply
Удалось ли вам до поездки отыскать книгу Т. Венцлова "Вильнюс, горд в Европе" и приобрести в Литве книгу на английском "Вильнюс, город странников" (автора позабыл)?
Что касается телеграфа. Прежде всего, кабель тут ни при чем. Это был оптический телеграф - то сеть нужно было сооружение повыше, чтобы передаваемую изменением позиций реек или фонарей конструкцию было лучше видно с другой телеграфной вышки. А так как башня Гедемина - абсолютная высота в городе, ее грех было не задействовать...
Слышал, что башню хотели снести как одину из знаковых для местных сепаратистов постройку и лишь какой-то чиновник, решивший, что незачем ломать башню и строить рядом новую, специально для телеграфа, будет слишком накладно, спас памятник архитектуры от окончательного разрушения. Возможно, это только легенда.
Reply
Йонас Басанавичюс. Человек, которого именем называется одна из главных улиц города Варны.
Пляж города Варна, который был объявлен курортом стараниями Йонаса Басанавичюса.
Басанавичюс во время проживания в Праге. 1883.
1885. Басанавичюс с женой немкой Габриэллой Элеонорой Молл.
Басанавичюс теряет любимую жену...
Басанавичюс в Вильнюсе на фотографии отелье литовского фотографа Юрашайтиса, что находилось по пр. Георгиевскому.
Басанавичюс и члены литовского научного общества около замка в Тракай. 1908.
1912. Басанавичюс, Яблонскис и Густайтис в Чехии.
1913. Йонас Басанавичюс в Лондоне с местными литовцами.
1913. Йонас Басанавичюс и Мартинас Ичас по дороге в США, где будут собирать средства для строительства Дома Нации на горе Паменкальнис (строитеьство намечалось на 1914-1915...).
1917. Басанавичюс с учениками литовской школы Вильнюса.
Reply
Leave a comment