Про "Школу"

Jan 14, 2010 16:20

Обычно, когда я вижу массовое обсуждение какого-то фильма (или книги), я сразу для себя делаю пометку: "Посмотреть с другой стороны". Так было с   "Царём" Лунгина, так было и с сериалом "Школа" Валерии Гай Германики (это фамилия режиссёрши, да).

Если вкратце, то сначала в газете "Взгляд", а потом и в еще нескольких источниках писали, что по Первому каналу показывают сериал "Школа", в котором-де (одно мнение) учителя показаны дебилами, а ученики - сексуально озабоченным быдлом (другое мнение) показана суровая ужасная правда жизни.

Тут стоит сказать, что вообще школа - для меня очень больная тема. Школа очень сильно искалечила меня, но со школой же связаны и лучшие годы моей жизни.
В 1-6 классах я был "лохом", которому могли безнаказанно плюнуть в лицо, и закончилось это бунтом - коротким, но жестоким, на уроке труда. По счастливой случайности, всё обошлось - а ведь у меня на совести по настоящему мог бы быть труп.
В 7-8 классах я учился на дому, экстерном, вместо школы ходил в секцию по дзю-до, куда меня отдали для укрепления характера. Не ошиблись: через 1,5 года я стал разрядником, впервые узнал вкус борьбы и победы, а летом на даче начал путешествовать - на вёсельной лодке по Каме.
В 9-м классе меня отдали в частную школу (расценки скажу сразу - 300$ в месяц, так что вовсе я не алегарх), где класс был 5-10 человек, и почти все туда попали так же, как я - не от хорошей жизни (это была самая дешёвая частная школа в Москве, поэтому туда шли не от избытка бабла).
Там у меня появился первый в жизни Настоящий Друг. Звали его Шурик, и был он типажом настоящего Русского Разбойника. То есть, родись он лет на 500 пораньше - собрал бы корифанов, пошёл бы в Степь и покорил какое-нибудь ханство; или пришёл бы из Степи и спалил бы какой-нибудь русский город, так как был он татарин. В средней школе (до меня) он был скинхэдом, брат его был чемпион России по боксу и тоже скинхэд, такой Шурик в квадрате, за полгода до армии начавший закатывать истерики в духе "А, бляяяяяя, в Чечню хочу, духов мочить!!!". 2000-2001-й годы...

Новичков Шурик обычно профилактически бил день на 2-3, так же точно он позвал за угол школы меня... но внезапно передумал бить. Пацанам сказал, что я нормальный пацан, и стали мы друзьями не разлей вода на весь 9-й класс (в 10-м он ушёл учиться на слесаря, и вскоре вылетел из ПТУ за драку с преподом). Шурик был не гопник, а именно Разбойник: одних слабых он бил и грабил, других - бескорыстно защищал от тех, кто бьёт и грабит. У него было хотя и чудовищно пошлое, но очень меткое чувство юмора. Он очень много врал, сочиняя на ходу - но правда из его жизни часто была намного безумнее вымысла, и поэтому ему было легко верить. Его было трудно не уважать.
Шурик показал мне школьное "дно", показал издали, чтобы я не пропал там. О том, как в сортирах после уроков "опускают лохов", как "петухов" на зоне. О том, как токсикоманы ловят малолеток и заставляют их нюхать клей. О сломанных рёбрах, проломленных головах, порванных лёгких, опаздавших "скорых". О скиновских "трибуналах" над нацменами. Об оргиях 13-15 летних парней и девчонок, о том, как теряют девственность в вонючем сортире.

Это было страшно - но это было и интересно.
Сейчас так говорить - конечно, "цинизм". Но в 14 лет это было действительно захватывающе, эта необъявленная война в закоулках и подвалах. Сейчас мне уже не кажется это страшным - это жизнь.
Война между Выхинским паханством и Жулебинским авторитетством с набегами Люберецкой орды.
Кстати, сам я за свою жизнь ни разу не дрался.

К чему я всё это?
К тому, что в сериале "Школа", по крайней мере в 1-й серии, которую я посмотрел, показана ПРАВДА. Но НЕ УЖАСНАЯ правда.
Правда в том, что школьная "давалка" не станет проституткой; школьный гопник не станет бандитом; тот, кто плохо учился - не станет дебилом; тот, кто "рано начал" - не станет маньяком и не заболеет СПИДом. Точнее - может быть и станет, но в порядке исключения. 
Все эти омерзительные подростки станут... Ну наверное не "инженерами, полярниками, космонавтами" - но "менеджерами, программистами, медиками". А кто-то - учёными, путешественниками, художниками, священниками. Кто-то, конечно - ворами и бомжами - но так было и будет всегда и везде.

...У нас в сознании слишком плотно засел соцреализм (в том числе "диссидентский реализм" как разновидность последнего). Мы всё воспринимаем или как ОБЛИЧЕНИЕ, или как ПРОПАГАНДУ. От любого социального источника ждём оценочности. Всё, что "про нас" или "про них" - обязательно воспринимаем как критическое.
В этом беда наша - не только искусства, но и всего культурно-идейного фундамента.

литература, с человеческим лицом

Previous post Next post
Up