Новороссийск. Часть 1: горы и море

May 26, 2009 00:12



Все-такие русские (включая "бывшие русские") портовые города - это совершенно особая тема. Я уже видел Севастополь, Керчь и Мурманск, а в глубоком детстве - еще и Петропавловск-Камчатский. И каждый представлял собой феерическое зрелище, каждый был абсолютно непохож ни на что, в том числе и на своих "собратьев". И Новороссийск - крупнейший торговый порт России и Черного моря - в этом ряду не исключение.

Новороссийск представлят собой феерическое зрелище, и тоже непохож абсолютно ни на что. Это не "второй Севастополь" и не "южный Мурманск". Это просто Новороссийск. В первой части (а всего их будет три) речь пойдет о городе в общем, и я покажу здесь дорогу к Новороссийску через горы и виды вокруг Цемесской бухты.

Новороссийск начинается задолго до собственно Новороссийска. Если ехать поездом, то вы не минуете Новороссийских тоннелей у поселка Верхнебаканский. Железная дорога сюда пришла в 1888 году, и примерно тогда же были построены два тоннеля длиной, соответственно, 1560 и 350 метров. Ехать по ним интересно: темнота, шуршание воздуха и редкие удары колес, похожие на удары молота. А на откртой местности поезд идет по краю горы, и виды из его окон - как с самолета.

Еще интереснее дорога от Анапы по шоссе. От самой Анапы (а ведь между городами час езды!) виден "шприц" - Новороссийская телебашня.



Высота ее 261 метр, и стоит она на вершине горы, поэтому обслуживает довольно крупный район. Вместе с горой - выше, чем Останкинская башня. Это единственная в России за пределами Москвы железнобетонная телебашня (есть еще третья, недостроенная, в Екатеринбурге), и удивляет, во-первых, то, что она была построена даже не в областном центре, а во-вторых, что она была построена в 1994-1996 годах - в самое трудное время. Если верить Википедии, среди всех телебашен она 3-я по высоте в России (после железобетонной Останкинской и металлической Санкт-Петербургской) и 60-я - в мире.



Башня расположена не в самом Новороссийске, а примерно в 14 километрах от центра города.



Телебашня стоит на вершине хребта, и от нее, через перевал Волчьи ворота, начинается спуск к Новороссийску:





Очертаниями город напоминает перевернутую букву Y. Фрагмент до развилки - это так называемая Цемдолина, то есть долина речки Цемес, которая и дала название Цемесской бухте, вокруг которой вырос город. По Цемдолине ехать придется довольно долго, и здесь нередки мощные пробки. Западная сторона Цемесской бухты - это исторический и деловой центр города с крупнейшими жилыми районами. Горы здесь отходят от бухты весьма далеко, местность ровная и более удобная для жизни. Восточная сторона - узкая полоса у подножья Маркотхского хребта, и там расположена преимущественно промзона: 4 цементных завода, грандиозный элеватор с вокзалом у подножья и большая часть порта.

Вот так выглядят панорамы Цемесской бухты с западной стороны:







Маркотхский хребет - это часть Главного Кавказского хребта. Высота гор у Новороссийска - 500-700 метров.



Характерный скайлайн горных вершин над портом



Характерная особенность новороссийских гор хорошо видна на "длинных" кадрах - белые пятна карьеров. Ведь первый толчок к подъему Новороссийска дал не порт, а богатейшие залежи мергелей - оснвоного сырья для производства цемента. Еще с 1870-х годов здесь началось развитие цементной промышленнности, и ныне в городе действуют 4 цементных завода. Новороссийск - главный в стране центр этой отрасли, а неотъемлемая часть городского пейзажа - плотная белая пыль.



Но все-таки в наше время Новороссийск - это в первую очередь морской порт, ставший в последние годы главным торговым портом России. Его годовой грузооборот сейчас - около 80 миллионов тонн. Для сравнения - грузообороты крупнейших в мире портов Шанхая, Сингапура и Роттердама - примерно по 360 миллионов тонн. Ну а на Черном море Новороссийский порт не имеет себе равных - даже Одесса с ее аванпортами далеко позади.









Увы, фотографии не передают всего величия Новороссийского порта. Однако то, что он здесь заметно крупнее, чем в Мурманске, видно сразу же. Еще более эффектно порт выглядит со стороны берега - но об этом в другой раз.

От штормов открытого моря Цемесскую бухту защищают два мола. Западный в длину более километра, восточный - около 800 метров. Западный мол начинается прямо у главной городской площади, и это лучшая смотровая площадка в Новороссийске.



Но прежде, чем отправиться вдоль этого мола, следует рассказать еще об одном явлении, без которого потрет Новороссийска никак нельзя считать полным. Это - новороссийская бора. БорА - название характерных для многих регионов мира местных ветров "стокового типа": масса холодного воздуха как бы "стекает" с вершин гор к морю, и представляет собой настоящую "воздушную лавину". Иногда бора становится настоящим ураганом (на перевалах Маркотхского хребта наблюдался ветер скоростью до 60 м/с!), и нередко мощная бора приводит к большим человеческим жертвам и топит флоты (особенно катастрофическим был ураган зимой-2002). Кроме того, она способна вызвать суточный перепад температуры до 40 градусов, и зимой во время боры в Новороссийске нередко бывает и -30. В это время южный субтропический город страшнее поселков Северного Морского пути:



Отсюда.

В день моего приезда с гор дул сильный ветер. Конечно, это была еще не бора, но тем не менее отдельные его порывы вполне могли бы сбить человека с ног. По молу против ветра я шел 20 минут, по ветру - не более десяти. Это было непривычно, но ощущения оставались незабываемыми. Причем ветер дул именно поперек бухты, с гор, и на восточной стороне не ощущался.

А рыбаки на моле как ни в чем ни бывало удили рыбу с бордюра:



Виды с мола на порт, за которым находится элеватор - на момент постройки крупнейший в мире:





Виден за портом и Шприц:



С мола хорошо видны кварталы западной стороны Цемесской бухты:

Сталинки на набережной у Морвокзала:



Деловой центр с небоскребом рядом с ними:



Многоэтажки ближе к окраине:



Частный сектор и горы с радиолокационной станцией на вершине. За горами - Анапа:



Вообще, Новороссийск кажется гораздо более крупным и "статусным" городом, чем он есть на самом деле. Он выглядит если не столичнее Краснодара, то уж точно не провинциальнее. Он гораздо круче Тольятти - крупнейшего "нерегионального" города России. С трудом верится, что население Новороссийска - всего 280 тысяч человек (а без пригородов - 230 тыся). Если бы я не знал, сколько здесь жителей, я бы мог принять Новороссийск за миллионник или хотя бы 600-700 тысячник. 500-тысячные областные центры выглядят куда провинциальнее и по масштабам новостроек, и по темпу жизни.

Вид от конца мола к началу:



В конце мола - маяк:



Рукой подать до окончания второго мола. Проход между ними - самые настоящие Морские Ворота России:



Я заснял процесс пересечения этих ворот морским судном. Сначала ему навстречу из порта выходят буксиры:



И ведут вдоль местного фарватера:





Проводят сквозь ворота. Флаг на судне турецкий.



А вдали - открытое море. Отсюда этого не видно, но уже с Малой Земли можно различить десятки разного рода грузовых судов, стоящих на рейде:



Следующие две части будут посвящены, соответственно, двум сторонам Цемесской бухты: западной и восточной.

природа, Новороссия, Новороссийск, дорожное, Краснодарский край, транспорт, "Воля вольная", суда и корабли, рыбацкое, индустриальный гигант, Русский Юг, "Путь на Юг"

Previous post Next post
Up