Новороссийск. Часть 2 - западная сторона.

May 26, 2009 04:18



Официально Новороссийск был основан в 1838 году и недавно отмечал свое 170-летие. На самом деле он старше еще на 100 лет - город у Цемесской бухты был основан турками как крепость Суджук-Кале в 1728 году. А вот до этого здесь жил мало кто: недолго просуществовала греческая колония Бата в античности и генуэзская фактория Батарио в Средние века, но в целом в Цемесской бухте люди селились неохотно - видимо, из-за боры.
Но парадокс в том, что Новороссийск нашего времени отличается от старого Новороссийска примерно так же, как тот - от Суджук-Кале. Оборона Новороссийска в 1942-43 годах, длившаяся 355 дней (дольше держался только Ленинград!) стала причиной того, что старый город исчез почти бесследно. Но это не значит, что смотреть в Новороссийске не на что.

Центр города - набережная и площадь около нее. Здесь сохранился единственный действительно интересный архитектурный ансамбль. Послевоенные сталинки, одни из красивейших в бывшем СССР.









К сталинкам вплотную примыкает современный деловой центр, уже достроенный, но еще не сданный в эксплуатацию.



Стеклянная высотка - наверное, самое высокое здание в "нерегиональных" городах России:





Между деловым центром и сталинками находится Морвокзал с пассажирским причалом. У причала стоят "Кометы", какие-то катера, но самое главное - корабль-музей "Михаил Кутузов", настоящий крейсер.



Построен он был в Николаеве в 1955 году, а в 2000-м был выведен из состава флота и переобрудован в музей. По-моему, это очень хорошее применение для списанного военного корабля: всяко лучше, чем металлолом или плавучее казино в Китае. Говорят, в Мурманске таким же образом превратили в музей первый атомный ледокол "Ленин".



В историческом плане "Кутузов" ничем не примечателен, и даже в крупных боевых действиях никогда не участвовал (только огневая поддержка дружественных СССР сил в региональных конфликтах Холодной войны). Однако где еще у вас будет возможность посмотреть на крейсер и даже подняться на его палубу?



Потрясает размер. На кадре выше он хорошо виден. Говорят, в высоту крейсер с 10-этажный дом, а в длину - как дом с 9-ю подъездами.

По трапу можно подняться на палубу. Посещение крейсера - с экскурсионными группами от 10 человек, а обслуживают его вполне аутентичные матросы (видимо, срочники). Мне не повезло, и дальше палубы я не прошел.

Орудия:



Странные "узкоколейки" - это дорожки для сброса мин, которых крейсер мог нести до 70 штук.



До этого в портах Кронштадта и Севастополя я видел только небольшие военные корабли и подводные лодки. Из отдельных достопримечательностей Новороссийска (то есть не считая самого городского пейзажа) "Михаил Кутузов" произвел на меня самое сильное впечатление. Поражает масштаб и мощь. А еще тот факт, что по классификации это "легкий крейсер". Что такое "тяжелый крейсер" или "линкор" - страшно даже представить.

По набережной и площади расставлены памятники:

Стела "Морской славы России":



Памятник основателям города:



Оригинальный "форт" со старыми пушками, очень красиво расположенный:



И легкомысленная русалка на фоне зеленых гор:



Здесь же - своеобразный музей под открытым небом: на специальных плитах сложены якоря, пушки, мины и многое другое.

Недалеко в городскую застройку вклинивается начинающийся у берега сквер, называющийся площадь Героев. Здесь находится мемориалы Победы:



И уж не раз сфотографированный путешественниками Вечный огонь интересной конструкции:



Отсюда мы отправимся в город. За стенами домов нет ветра, но жарко. А из улиц открываются непривычные для России виды:





Но надо сказать, что в _чисто архитектурном_ плане Новороссийск исключительно беден. В войну его раздолбали едва ли не сильнее, чем Сталинград. В центре города я не увидел НИ ОДНОГО дореволюционного здания, ближе к старым окраинам сохранились довольно примитивные домики, но они могли быть построены и позднее. О масштабах потерь говорит хотя бы такой факт, что город Черноморск из "Золотого Теленка" - это был именно довоенный Новороссийск! Но ведь его не узнать...

Новостройка "под модерн":



Увы, центр города застроен преимущественно пятиэтажками, и лишь на улице Советов (главной) попадаются отдельные интересные дома:







Но ради пейзажей и атмосферы можно простить архитектурную бедность. Где еще увидишь Ленина, глядящего на горы за Домом Советов:



Неподалеку находится огромный Мефодиевский рынок и автовокзал. Около последнего, среди частного сектора и гаражей, чудом сохранился Успенский собор середины 19 века с новодельной пристройкой:



Район автовокзала и рынка - главный транспортный узел Новороссийска. Отсюда маршрутки ходят по трем направлениям: в Цемдолину, на юг западной стороны и в Шесхарис - на юг восточной стороны. При этом, поскольку сами районы очень немаленькие, в каждый идет несколько маршрутов. Например, к Малой Земле удобнее всего добираться маршруткой №28.



Лишний раз напоминать историю Малой Земли вряд ли стоит. Один из самых иррациональных эпизодов Великой Отечественной, когда командование по сути дела провалило операцию по захвату западной стороны, но 275 десантников под командование Цезаря Куникова, которые должны были не более чем отвлечь удар немцев перед высадкой основных сил, закрепились на маленьком плацдарме и держали оборону 225 дней. В итоге о том, что на самом деле операция была провалена, вспоминают в основном либеральные правдюки, а о том, что здесь произошло самое настоящее чудо - помнят и без "мемуаров" Брежнева.

За время обороны на каждого защитника Малой Земли было сброшено в среднем 1,25 тонн разных боеприпасов. Существовал когда-то грустный исторический анекдот: "Один ветеран - другому: Пока ты в Сталинграде отсиживался, я на Малой Земле воевал!". Страшно...

Мемориал Малой Земли - самая известная достопримечательность Новороссийска:



Он и сделан весьма сильно - но слишком уж много я видел его на фотографиях раньше:





Недалеко от мемориала - музей военной техники, остатки валов турецкой Суджук-Кале, которая стояла именно здесь, и церковь Новомученников Российских на улице Героев-Десантников:



Отсюда виден и рейд с десятками судов - но заснять его невозможно, 12-кратный зум не справляется с морской дымкой. А из под арки Малой Земли я увез "сувенир" - несколько гладких, обточенных волнами. разноцветных камней.



В следующей части - о восточной стороне Цемесской бухты. Но это будет пост не для слабонервных!
 

Новороссия, "Воля вольная", дорожное, рыбацкое, "Путь на Юг", Русский Юг

Previous post Next post
Up