Новороссийск. Часть 3 - восточная сторона.

May 26, 2009 06:35



Заключительный пост о Новороссийске (и о кубанском путешествии вообще) - о восточной стороне Цемесской бухты. Здесь горы подходят к морю почти вплотную, а их склоны богаты мергелем - сырьем для производства цемента. На восточной стороне почти нет жилых районов, но есть военные мемориалы и мощнейший индастриал. Вообще, действительно зрелищной промышленности на Русском Юге очень мало, и пожалуй, Новороссийск - единственный южный город, где промзону можно считать полноценной достопримечательностью. Но осматривать все это очень трудно: здесь нет ветра, который спасает от жары на той стороне бухты, а воздух наполнен цементной пылью.

Вот так выглядит шоссе, ведущее на восточную сторону с западной. Виден гигантский элеватор, а вокзал у его подножья не виден вовсе.



Шоссе идет параллельно порту, и виды на крупнейший порт страны с берега ничуть не менее впечатляющее, чем с моря:







Способы подойти к ЖД-вокзалу сначала найти довольно трудно. Быстрее всего - по улице Магистральной, около которой висит вывеска "Зона таможенного контроля". Там вы выйдете к путепроводу, с которого к тому же открывается лучший вид на вокзал и Элеватор:



Построенный в конце 19 века, Элеватор на тот момент был крупнейшим в мире. Сейчас он однозначно крупнейший в России, размером примерно как европейские кафедральные соборы. Вокзал, хотя и сам по себе небольшой, с Элеватором соотносится примерно так же, как Элеватор - с горами.





Чуть дальше - небольшой жилой район, в котором мне запомнилась странного вида церковь. Возможно, армянская.



Еще одно сооружение, похожее на обезглавленный костел, стоит чуть поодаль. Я его заснять не успел. Теоретически, в этих краях имеется полуразрушенная дача Голицына начала ХХ века. Может быть, "костел" - это она в воставновленном виде? Не знаю... Мой путь лежал дальше через промзону, к мемориалу "Рубеж Обороны".

С восточной стороны Цемесской бухты почти подряд стоят три гигантских цементных завода. Главный - "Новороссцемент" с тремя высокими трубами.



Эти трубы кажутся игрушечными лишь на фоне гор. На самом деле они высотой не меньше сотни метров. Но еще интереснее хорошо видимые на верхнем кадре горизонтальные трубы - это крутящиеся печи, в которых происходит обжиг мергеля. Они действительно поворачиваются - медленно, тяжело, с характерным гудением и скрипом. И это зрелище слегка гипнотизирует.



А над заводом - карьеры, с гор будто содрана шкура.

Около этого завода находится разрушенный в войну ДК Железнодорожников. Его руины, изрешеченные пулями и осколками, были сохранены после войны как памятник, по типу Мельницы в Волгограде. Открытие этого ДК планировалось на 22 июня 1941 года...





Участок местности вокруг фантастически неухожен. Может быть, специально. Но полное ощущение, что ты попал в настоящий разрушенный войной город. Очень похожие пейзажи можно было видеть в недавних хрониках из Цхинвала.

В нескольких сотнях метров от руин ДК находится мемориал "Рубеж Обороны", представляющий собой 40-метровую плиту, перекинутую через шоссе:



Дальше этой черты за все 355 дней обороны Новороссийска немцы не прошли ни разу. Фактически, они контролировали 90% города, кроме последнего цементного завода. Дальше на юг вдоль побережья война не зашла.



С другой стороны:



Рядом с мемориалом еще один подленник - остов вагона, использовавшегося как баррикада. Металл на его колесах оплавлен.



Дальше - еще один цементный завод. Вот так этот район выглядит с Малой Земли:



А так - вблизи:







Опять те же крутящиеся печи. Устройство завода хорошо видно на плакате внизу:



Дальше находится район Шесхарис, в который от рынка ходит маршрутка №11. Застроенный в основном частными домами, Шесхарис примечателен своим нефтеналивным терминалом.





Шоссе отсюда уходит дальше на юг, в Геленджик, в Туапсе, в Сочи, в Абхазию... От Малой Земли хорошо видны далекие горы в морской дымке:



Там начинаются субтропики. В этих горах  - трехтысячелетние дольмены, водопады и реликтовые рощи, у их подножья - курортные городки и пляжи. Но все это - "совсем другая история". Когда-нибудь, тоже в несезон, я вернусь в Новороссийск, чтобы отправиться вдоль этих гор, до Сочи или до Сухума...

Новороссия, Новороссийск, дорожное, "Молох", Краснодарский край, "Воля вольная", рыбацкое, индустриальный гигант, Русский Юг, "Путь на Юг"

Previous post Next post
Up