Очень много современного осетинского фэнтези)) Особенно "кундаджик" сильно глаза режет. У Масуди был некий к. рк. ндадж, и это совершенно точно не каган. Видимо это какой-то тюркский титул типа того же багатура. Этот "кэркундедж" вымучивают невероятными способами, как правило через венгерский титул кенде (типа венгерский каган). Но даже кенде у хазар скорее всего изначально был кюндуром - неким чиновничьим титулом. В общем, не было у алан кагана и быть не могло, ибо каган в тех краях был только хазарский. В знаменитой переписке византийцев с императором франков Людовиком II последний отказывался признавать даже кагана хазар и заодно кагана норманнов (русов). В те времена с такими вещами было строго. Более близким арабам титул каган было хорошо известен, и если он появился бы у алан они бы так и писали.
Думаю, что Нижний Архыз это действительно Магас. Других вариантов столицы с церквями на Северном Кавказе просто нет.
Правитель у алан это несомненно багатар. Этот титул упоминается чаще всего. Иногда в форме богайр у Ибн-Рустэ, «царь аланов называется Б. гайр каковое (имя) прилагается к каждому из царей их».
Самая лучшая параллель багатару - это славянский князь. На Руси князьями называли всех правителей - если крупных, то Великий Князь. И на Руси как известно существовал и титул каган (у Владимира Святого и Ярослава Мудрого). В отличии от Алании русский каган подтвержден в источниках.
Потом Алания объективно небольшое гос-во. Известен всего один город, он же столица. Правда, каганом называли правителя соседнего Сарира в арабских источниках. Это тоже не особо значительное объединение. Но Сарир - это такая кавказская Шамбала, о его истории известно еще меньше. В Сарире могла быть связь не только с хазарами, но даже с аварами. Авар - еще один титул правителя Сарира. А авары как мы знаем были известны своими каганами на весь мир.
Обрати внимание на дату провозглашения Казачьей республики - 19 августа 1991 года. Первый день путча, когда ещё ничего не известно. Местные казаки то ли выжидают, то ли наоборот, провозглашают республику в целях противодействия ГКЧП. Кстати, в Чечне именно в эти дни и началась движуха, когда местные депутаты низложили подчинившееся путчистам руководство республики и объявили о суверенитете...
Ясы и сейчас сохраняют определённое самосознание, но язык утратили ещё в начале 18 века.
А почему Аланская кафедра сразу стала митрополией? Да потому что в Константинополе традиционно присваивали этот статус церковным кафедрам одной независимой страны, населённой "варварами". Что Киевской Руси, что Алании, что Болгарии, что впоследствии Великому княжеству Литовскому. Посвящение храма св. Александру Невскому можно объяснить тем, что средства на реставрацию монастыря с его древними храмами мог выделить Александр III, а освящение престола в честь его небесного покровителя было одним из условием этой финансовой помощи.
Все не отпускает тема. Вот адыги в Алании вообще ни в каком виде не состояли, выходит? Т.е. как будто две темы существовали параллельно, но все равно какое-то взаимодействие должно было быть. Скажем так, действительно интересно подмечено, что нахско-дагестанские народы и вне Алании участвовали видимо в закономерном для того периода историческом процессе в виде Албании, а как условия сдвига алан к Кавказу и приход тюрок сказывался именно на адыгских краях? По идее, кроме Дербента и перевалов середины Кавказа, тот же исторический процесс должен был что-то запустить и на черноморском побережье.
По-поводу Маджар-Магаз интересно, версию слышу впервые, но она не кажется дикой! Дело в том, что у предков огузов и огуров была интересная особенность языка, они плохо различали "р" и "з" (собственно, это и есть один этноним изначально, разделившийся по принципу произношения). Когда эти языки перенимали народы с субстратом языка, в котором это далекие звуки, они очень четко различались, и сейчас татарские и чувашские з и р звучат очень четко и по
( ... )
Кстати, когда говорят, что тюркские языки четко распались на "-р" язык (в итоге из живых один чувашский) и "-з" языки (все остальные), немного лукавят. В кипчакских языках есть грамматические суффиксы, в которых рандомно "застыли" -р и -з, как магнитные домены в охлажденном ферромагнетике )) Есть такой элемент, "понудительный залог", и вот его суффикс не подничняясь никаким законам реализуется то как "-керу", то как "-кезу", а иногда в одном языке в разных диалектах по-разному. "Доставка" по-татарски "җиткерү", по-казахски "житкiзу", и т.п. То есть "оконачательное разделение" на "-р" и "-з" произошло где-то в корнях слов, но не везде. Что намекает, что это было видимо не два варианта произношения, а смешанный звук, который носители субстратных языков как могли перенесли на свою фонетику, кто где как мог.
У вас все примеры не с корнями, а суффиксами. Что опрокидывает вашу теорию о том, что, дескать, в архаике не различались звуки «р» и «з». Так же, без доказательства отстутвия в принципев в языке фонемы «р» там, где вместо неё говорят «з» - ну-ну :) С тем же успехом, например, можно толкать теории, что итальянцы когда-то не различали звук «ч» и потому в некоторых словах говорят вместо него «с».
> есть грамматические суффиксы, в которых рандомно "застыли" -р и -з
Англицизм random в данном контексте выглядит туповато - «random» это этимологически не только случайно, но и «быстро»/«внезапно» Если это калька в русский с современного слэнга миллениумов native speaker, которые употребляют это слово уже в несколько другом смысле - тогда его вставка и вовсе только стыдъ :)
Comments 21
Очень много современного осетинского фэнтези)) Особенно "кундаджик" сильно глаза режет. У Масуди был некий к. рк. ндадж, и это совершенно точно не каган. Видимо это какой-то тюркский титул типа того же багатура. Этот "кэркундедж" вымучивают невероятными способами, как правило через венгерский титул кенде (типа венгерский каган). Но даже кенде у хазар скорее всего изначально был кюндуром - неким чиновничьим титулом. В общем, не было у алан кагана и быть не могло, ибо каган в тех краях был только хазарский. В знаменитой переписке византийцев с императором франков Людовиком II последний отказывался признавать даже кагана хазар и заодно кагана норманнов (русов). В те времена с такими вещами было строго. Более близким арабам титул каган было хорошо известен, и если он появился бы у алан они бы так и писали.
Reply
Что, кстати, думаешь о местоположении Магаса?
Reply
Думаю, что Нижний Архыз это действительно Магас. Других вариантов столицы с церквями на Северном Кавказе просто нет.
Правитель у алан это несомненно багатар. Этот титул упоминается чаще всего. Иногда в форме богайр у Ибн-Рустэ, «царь аланов называется Б. гайр каковое (имя) прилагается к каждому из царей их».
Самая лучшая параллель багатару - это славянский князь. На Руси князьями называли всех правителей - если крупных, то Великий Князь. И на Руси как известно существовал и титул каган (у Владимира Святого и Ярослава Мудрого). В отличии от Алании русский каган подтвержден в источниках.
Потом Алания объективно небольшое гос-во. Известен всего один город, он же столица. Правда, каганом называли правителя соседнего Сарира в арабских источниках. Это тоже не особо значительное объединение. Но Сарир - это такая кавказская Шамбала, о его истории известно еще меньше. В Сарире могла быть связь не только с хазарами, но даже с аварами. Авар - еще один титул правителя Сарира. А авары как мы знаем были известны своими каганами на весь мир.
( ... )
Reply
Обрати внимание на дату провозглашения Казачьей республики - 19 августа 1991 года. Первый день путча, когда ещё ничего не известно. Местные казаки то ли выжидают, то ли наоборот, провозглашают республику в целях противодействия ГКЧП. Кстати, в Чечне именно в эти дни и началась движуха, когда местные депутаты низложили подчинившееся путчистам руководство республики и объявили о суверенитете...
Ясы и сейчас сохраняют определённое самосознание, но язык утратили ещё в начале 18 века.
А почему Аланская кафедра сразу стала митрополией? Да потому что в Константинополе традиционно присваивали этот статус церковным кафедрам одной независимой страны, населённой "варварами". Что Киевской Руси, что Алании, что Болгарии, что впоследствии Великому княжеству Литовскому. Посвящение храма св. Александру Невскому можно объяснить тем, что средства на реставрацию монастыря с его древними храмами мог выделить Александр III, а освящение престола в честь его небесного покровителя было одним из условием этой финансовой помощи.
Reply
Reply
А на втором фото что за две башни на горе?
Reply
Reply
Вот этого я не понял, поэтому и спросил.
Reply
Reply
Все не отпускает тема. Вот адыги в Алании вообще ни в каком виде не состояли, выходит? Т.е. как будто две темы существовали параллельно, но все равно какое-то взаимодействие должно было быть. Скажем так, действительно интересно подмечено, что нахско-дагестанские народы и вне Алании участвовали видимо в закономерном для того периода историческом процессе в виде Албании, а как условия сдвига алан к Кавказу и приход тюрок сказывался именно на адыгских краях? По идее, кроме Дербента и перевалов середины Кавказа, тот же исторический процесс должен был что-то запустить и на черноморском побережье.
По-поводу Маджар-Магаз интересно, версию слышу впервые, но она не кажется дикой! Дело в том, что у предков огузов и огуров была интересная особенность языка, они плохо различали "р" и "з" (собственно, это и есть один этноним изначально, разделившийся по принципу произношения). Когда эти языки перенимали народы с субстратом языка, в котором это далекие звуки, они очень четко различались, и сейчас татарские и чувашские з и р звучат очень четко и по ( ... )
Reply
Кстати, когда говорят, что тюркские языки четко распались на "-р" язык (в итоге из живых один чувашский) и "-з" языки (все остальные), немного лукавят. В кипчакских языках есть грамматические суффиксы, в которых рандомно "застыли" -р и -з, как магнитные домены в охлажденном ферромагнетике )) Есть такой элемент, "понудительный залог", и вот его суффикс не подничняясь никаким законам реализуется то как "-керу", то как "-кезу", а иногда в одном языке в разных диалектах по-разному. "Доставка" по-татарски "җиткерү", по-казахски "житкiзу", и т.п. То есть "оконачательное разделение" на "-р" и "-з" произошло где-то в корнях слов, но не везде. Что намекает, что это было видимо не два варианта произношения, а смешанный звук, который носители субстратных языков как могли перенесли на свою фонетику, кто где как мог.
Reply
Так же, без доказательства отстутвия в принципев в языке фонемы «р» там, где вместо неё говорят «з» - ну-ну :)
С тем же успехом, например, можно толкать теории, что итальянцы когда-то не различали звук «ч» и потому в некоторых словах говорят вместо него «с».
> есть грамматические суффиксы, в которых рандомно "застыли" -р и -з
Англицизм random в данном контексте выглядит туповато - «random» это этимологически не только случайно, но и «быстро»/«внезапно»
Если это калька в русский с современного слэнга миллениумов native speaker, которые употребляют это слово уже в несколько другом смысле - тогда его вставка и вовсе только стыдъ :)
Reply
Я не знал, что своим комментарием раню Вас. Как я могу отозвать его наиболее безболезненным для Вас образом?
Reply
Leave a comment