Ростов-на-Дону. Часть 2 - от Большой Садовой к Дону

Nov 09, 2008 11:15



В принципе, одной Большой Садовой уже достаточно, чтобы сделать Ростов-на-Дону уникальным и достойным посещения. Но все же Большая Садовая дает о старом Ростове примерно такое же представление, как Тверская или Арбат о старой Москве. Как и Старая Москва, Старый Ростов - это в первую очередь переулки. Поэтому, изучив Большую Садовую, поворачивайте направо (если стоять спиной к вокзалу) - и окажетесь в совершенно особом мире, настоящем Старом городе, где на многих улицах лишь обилие машин напоминает о том, что на дворе век силикатных панелей, стекла, бетона и пластика.

Район, который я исследовал и показываю в данном посте, ограничен Буденновским проспектом, Большой Садовой, Ворошиловским проспектом и берегом Дона. Он представляет собой прямоугольную сеть узких переулков с ветхими домиками, где есть одна (параллельная Дону) крупная улица - Московская, и есть явный центр всей этой системы - Кафедральный собор Рождества Богородицы. Из-за его положения точно в середине квадрата, и из-за его значимости для города, начнем мы с него.



Ничего не напоминает? Кафедральный собор Ростова-на-Дону, возведенный в 1850-90 годах, является уменьшенной копией московского Храма Христа Спасителя. Основное визуальное отличие - присутствие рядом гигантской колокольни того же типа:



Причем, в отличие от "старшего брата-близнеца", ростовский ХХС не разрушался, и ныне вполне аутентичен. Однако на самом деле вся история немного сложнее: в середине 19 века были выдвинуты официальные догматы царизма: "Православие, Самодержавие, Народность" - и с точки зрения этих догматов планировалась создать официальную архитектуру. Так возник преславутый "русско-византийский стиль", в котором архитектор Тон воздвиг ХХС и другие постройки. Русско-византийский храм был по своему облику "идеологически правильным", и поэтому во второй половине 19 века началось повальное возведение маленьких ХХС-ов по всей России. Они строились почти в каждом хоть сколько-нибудь значительном городе, втыкались в старинные ансамбли, росли как грибы... Естественно, что когда большевики пришли к власти, за уничтожение "идеологических" храмов они взялись особенно рьяно, и большая часть ХХС-ов была уничтожена. На мой взгляд - и правильно. Как мне кажется, эти храмы были самой неудачной страницей в русской архитектуре (по крайней мере до постановления о борьбе с архитектурными излишествами), и если существование нескольких таких храмов оправдано, то видеть ХХС в каждом городе я бы не хотел. И кстати, совершенно, по-моему, напрасно винят во всем Тона - он умел строить гораздо более интересные постройки (скажем, собор в Ельце), но стал жертвой собственной важности...



Но если говорить о Ростове - его "клон ХХС" украшает, и находится здесь, как бы, на своем месте. Собор окружают постройки епархии, занимающие целый квартал:



Но мне здесь не понравилось - очень уж много напоминаний, что неплохо бы и во славу Господа с церковью поделиться, слишком уж нагло висят расценки на все требы, слишком уж недружелюбен "персонал"... Хотя в меркантилизме ростовского "кафедрала" я виню не РПЦ и не Православие в целом, а конкретных людей, бюрократов-от-духовенства.



К тому же собор стоит посреди огромного рынка, и гуляя по кварталу епархии, постоянно слышишь разного рода рекламные объявления, усиливающие неприятное впечатление.

Ну а теперь - в переулки!



Колорит старого Ростова начинается сразу за Большой Садовой, параллельно которой проходит улица Шаумяна. Уже здесь видишь тихие и тенистые, постоянно темные улочки, ветхие каменные дома, похожие на деревянные, и лишь асфальт да множество машин напоминает о дне сегодняшнем.



Хотя это не значит, что весь центр Ростова свободен от новоделов - их здесь немало, но они стоят незаметно, а два стеклянных небоскреба, воткнутых в самую глубину переулков, с большинства точек не видно - улицы слишком узки. И лишь кое-где эти "башни-близнецы" возникают за домами, придавая улочкам еще больший колорит:



Параллельно Большой Садовой на полпути к Дону проходит улица Московская, на которой и стоит Кафедральный собор. Здесь - "рассадник цивилизации", светло и шумно, а кроме того, видимо, в 19 веке эта улица была в Ростове главной:



Здесь есть даже ампирные постройки, что для насквозь "капиталистического" Ростова очень нехарактерно:



Обойдите рынок, и дальше, между Московской и Доном, начинается подлинное "царство переулков", где старина почти не нарушена новоделами.



Переулки, перпендикулярные Дону, идут вниз под большим уклоном. Наиболее колоритен из таких переулков Соборный переулок, начинающийся прямо за "ХХС".



Здешняя застройка очень колоритна и необычна - я всегда так представлял себе Одессу (думается, последняя похожа на Ростов, но еще лучше):





Домики ростовских переулков удивляют своей ветхостью - иногда камень кажется похожим на дерево.



Но видимо, в этом-то и кроется причина сохранности Ростова, Одессы, Харькова и других южных городов - здесь почти не было деревянных домов, города строились из камня. А деревянные застройки или погибали в войну, или заменялись пятиэатжками - поэтому городская среда городов Центра и Севера погибла гораздо быстрее.













Но самый колоритный район в этой части города - Еврейский квартал, едва ли не единственный в нынешней России. Ныне здесь живут те же люди, что и везде в Ростове, но в дореволюционных списках почти все фамилии здешних жильцов без труда идентифицировались как еврейские. Да и колорит у этого места особенный. Здесь же снимался вводный кадр поста.



На краю этого квартала, зажатого между Ворошиловским проспектом и соседней улицей, находится синагога. Был в Ростове и свой Бабий Яр - Безымянная балка.



Есть в переулках и церкви - я набрел на одну из них, оказавшуюся старообрядческой. Нестандартный облик церкви - один из примеров поиска индивидуальной формы для староверских церквей в начале 20 века.



Невероятны тут и дворы - но о дворах Ростова у меня набралось материала на целый отдельный пост. Переулки же, между тем, выводят к Набережной, которая тут не хуже, чем в Самаре (только гораздо короче и без пляжа).

Набережная в Ростове, как не трудно догадаться, район элитный. Гостиница "Якорь" (так она по-моему называлась изначально) - один из архитектурных символов советского Ростова, часть комплекса зданий Речного вокзала.



Современность:









Есть в Ростове и место еще круче набережной - зона отдыха Левбердон. Название красивое, и вызывает ассоциации с чем-то французским. Может быть, Левбердон - это такой ростовский дюк Ришелье (как в Одессе)? Нет, это всего лишь Левый Берег Дона. Говорят, там очень вкусные шашлыки - но я уже не добрался. На набережной много довольно дорогих ресторанов и кафе, специализирующихся на казачьей кухне.

Вверх ведет Ворошиловский проспект, начирающийся у моста (в нескольких километрах южнее будет пригород Ростова Батайск). Вот несколько кадров, отснятых в час пик - оцените ритм жизни "Южной столицы".







А с Ворошиловского моста, в который перходит проспект, открывается роскошная панорама Дона:



Дон - река, в общем-то, совсем не большая. По полноводности он уступает таким рекам, как Ока, Днестр, Северная и Западная Двина. Однако судоходство на Дону, если смотреть "на глаз", активнее, чем на Волге, а разводной мост в кадре видимо дважды в сутки поднимается для пропуска судов класса "река - море". Дон оказал на Россию не меньшее влияние, чем Волга - ведь именно Дон долгое время был главным путем России на Юг (Волга в нижнем течение была татарской рекой, да и вела скорее на Восток, а Днепр был рекой украинской и польской, да и к тому же судоходство затрудняли пороги). И именно Дону обязан всем великолепием исторической застройки Ростов - расположенный в центре черноземных житниц Поволжья, Предкавказья и Малороссии, Ростов начала ХХ века был главным в России (а тем самым и в мире) портом по вывозу хлеба.

На Ворошиловском проспекте я поймал маршрутку и уехал к армянскому монастырю Сурб-Хач. В следующей части речь пойдет о "Ростове армянском", о двух местах, расположенных на значительном удалении друг от друга: Нахичевани-на-Дону в центре города и монастыре Сурб-Хач на дальней северной окраине.

Ростов-на-Дону, Новороссия, дорожное, "Черта оседлости", "Воля вольная", "Раскол", староверы, Ростовская область, Русский Юг, "Путь на Юг"

Previous post Next post
Up