Ростов-на-Дону. Часть 3: Армения-на-Дону

Nov 09, 2008 15:48



В России, благодаря многонациональности, часто при строительстве нового торгового города создавали рядом купеческие слободы иных народов. Так, около Оренбурга, служившего воротами в Туркестан, возникла Татарская Каргала, где жили купцы-татары. Ростов же, ставший первыми русскими воротами в Средиземноморье, обзавелся в 1770-е пригородом Нахичевань-на-Дону (или Нор-Нахичевань), куда по приглашению Екатерины Второй переселились армяне из Крыма. Так два города, стоявшие вплотную друг к другу (как нынешние Ростов и Аксай), развивались параллельно, и к началу ХХ века Нахичевань-на-Дону достигла внушительного размера: 30 тысяч жителей - это примерно как тогдашние Вологда, Рязань или Выборг. В Нор-Нахичеване было 6 армянских церквей, а за городом имелся монастырь Сурб-Хач.

В третьей части речь пойдет об армянском наследии Ростова: историческом центре Нахичевани и монастыре Сурб-Хач на северной окраине города.

В первой части мы остановились на Театральной площади в конце Большой Садовой улицы - ростовского Невского. Эта площадь, украшенная конструктивистским театром 1930-х годов, до Революции служила границей Ростова и Нахичевани и называлась Ничейное поле - по разные ее стороны располагались городские заставы. И если Ростов к Ничейному полю был обращен окраиной, то Нахичевань, наоборот, "фасадом" - в восточной части Тетральной площади возвышается монументальное здание, ныне занятое дирекцией Северо-Кавказской ЖД.



Около этого здания начинается главная улица бывшей Нахичевани, являющаяся почти прямым продолжением Большой Садовой - сейчас она называется Советская, дореволюционное название я так и не нашел. Ныне Б. Садовая и Советская соотносятся примерно как Невский и Старо-Невский - кто видел, поймет. По Советской ходит тот же автобус №3 от вокзала, что и по Большой Садовой.

За дирекцией СКЖД находится парк имени Вити Черевичкина. Персонаж, в честь которого он назван, был мальчиком и жил в Ростове во время немецкой окуппации. До войны он был смотрителем голубятни, а во время войны приучил голубей доставлять письма в штаб Красной Армии (т.е. видимо голуби были почтовыми и до войны, но он нашел им применение), за что был расстрелян немцами. Уверен, сейчас в комментах всплывет "настоящая, а не агитпроповская, история этих событий".

Граница старой Нахичевани:



Первая половина улицы Советской нарушена некоторым количеством "неисторических" зданий, среди которых есть неплохие образцы конструктивизма и сталианса:





Однако по мере продвижения к площади Карла Маркса (бывшая Базарная площадь, рынок у которой до сих пор носит название "Нахичеванский") дореволюционная застройка делается все более цельной и аутентичной:









В конце концов Советская выводит к площади Карла Маркса, ансамбль которой тоже очень интересен - но увы, увидел я его лишь из окон автобуса, а вернуться не успел. Однако Нахичевань, как и Ростов, сохранила не только главную улицу, но и обширную систему переулков, многие здания в которых имеют ощутимый армянский колорит. Причем здесь большая часть центра находится не к югу (как в Ростове) от главной улицы, а к северу.



Нахичеванские переулки заметно отличаются от ростовских - они более малоэтажные, менее наклонные, и в целом производят очень "провинциальное" впечатление. Однако именно такими когда-то были окраины небольших губернских городов. Улицы же здесь по большей части называются "линиями" и имеют номера. На большинстве из них одностороннее, и очень мощное движение.











Частный сектор. Кварталы таких домов тянутся еще очень далеко, почти до самого Шолоховского проспекта (который переходит в шоссе на Новочеркасск, оно же федеральная трасса "Дон").



Вообще, всю Нахичевань я так и не обошел. В прошлом здесь было еще и 6 армянских церквей (в том числе кафедральный собор Сурб-Лусаворич 18 века), из которых уцелела только одна - Сурб-Карапет (фото pouchkine ), построенная в 1880-е годы. Но о ее суещствовании я узнал только по возвращении.

Посему перенесемся на северную окраину Ростова-на-Дону, где находится армянский монастырь Сурб-Хач, построенный в 18 веке.

Сурб-Хач

Сурб-Хач (в переводе "Святой Крест") был основан за городом как армянский мужской монастырь в 1783 году, почти одновременно со строительством Нахичевана. Армяне переселились сюда из Крыма, и назвали новый монастырь в честь так же имеющегося в Крыму монастыря Сурб-Хач (3км от поселка Старый Крым). А крымский Сурб-Хач, в свою очередь, происходил от монастыря Сурб-Хач в малоазиатском городе Ани, разрушенном турками. Нынешний монастырь Сурб-Хач - главная "официальная" достопримечательность Ростова-на-Дону.

Добираются туда на маршрутке, причем ехать около 20 минут. Садиться лучше всего на Ворошиловском проспекте - оттуда до монастыря едешь почти по прямой.

Высаживайтесь около вот этого храма - это новодел, к Сурб-Хач не имеющий никакого отношения, но армянский монастырь отсюда прекрасно виден с правой стороны.



Здесь организован так называемый Парк Дружбы, посвященный городам-побратимам Ростова - а их не мало:



В парке проложены дорожки, растут молодые деревца (разбит совсем недавно), и стоят разного рода скульптуры, видимо, отражающие суть городов-побратимов.





За Парком Дружбы - набор аттракционов: аквапарк, летний каток и т.д. За ними и стоит монастырь Сурб-Хач, расположенный на высоком холме у пруда - место для монастыря армяне подбирали специально похожим на то, где стоит крымский Сурб-Хач.



Собор поражает необычностью своего облика. Армянский классицизм - удивительное зрелище! Не знаю, есть ли подобные церкви за пределами России (может быть еще на Украине), но в Армении их нет точно.



Вообще же, поговорка "Когда родился армянин - еврей заплакал" очень даже соответствует действительности. О еврейских кварталах и синагогах в городах Китая знают многие, а вот о том, что Армянская церковь 19 века есть в Сингапуре - неизвестно почти никому!



В советское время в Сурб-Хач располагался музей Русско-Армянской дружбы, но ныне собор действует. Когда я зашел туда, шла какая-то треба, причем такая, какой в русском православии нет - обряд совершался над мальчиком и девочкой лет 10. Действо происходило на армянском языке, и вид у всего этого был очень колоритный. Вообще, в Сурб-Хач стоит зайти: аскетичное убранство, отсутствие икон и украшений впечатляет не меньше роскоши православных церквей. Здесь же хранится подлинный хачкар (камень с вырезанным на нем фигурным крестом - в древней Армении форма памятника, нечто вроде мемориальной домски) 11 века - его армяне, как святыню, вывезли из Ани в Крым, а потом и в Ростов. И крымский, и ростовский Сурб-Хач строились вокруг этого хачкара, в советское время он хранился в Сурб-Карапете, а теперь вернулся на свое законное место.

Помимо собора в ансамбль монастыря входят каменные лестница и источник - они были построены в 1880-е годы в национальном стиле.

Лестница имеет приличную высоту, а ее ступеньки давно не поновлялись - спускайтесь осторожнее!





Обрате внимание на рельефы у подножья лестницы - кресты и пятиконечные звезды:



Чуть дальше - родник, ныне не действующий. В низине перед Сурб-Хач находится обширный искусственный пруд, созданный в 1970-е годы. Поднятие уровня воды привело к тому, что родник пересох. Осталась лишь каменная надколодезная часовня (или не знаю, что это).



Район Сурб-Хач - видимо, одно из любимых мест отдыха ростовчан: выше монастыря расположен показанный уже Парк Дружбы, ниже, на пруду люди рыбачат, кормят птиц (уток и чаек), а летом, наверное, еще и купаются. Этот район заметно выше, чем центр Ростова, очень просторный (как и большая часть ростовских окраин), хорошо продувается степными ветрами - поэтому здесь чистый воздух и мягкое Солнце. А купол монастыря Сурб-Хач остается доминантой окрестностей:



На этом рассказ о достопримечательнотсях Ростова закончен. Но осталась последняя часть: ростовская
экзотика, или Дворы.

P.S. Тема поста вызывает неизбежный вопрос - а как с национальным составом в нынешней официальной столице Северного Кавказа? Удивительно, но по сравнению с Москвой город заметно более "славянский", что подтвердила мне женщина, вместе с которой я ехал в Москву - до этого она жила в столице. Зато (опять же по сравнению с Москвой) бросается в глаза обилие милиции во всех важных местах - в присутствии стражей порядка лучше ничего не фотографировать. Вообще же, сами ростовчане все больше и больше напоминают питерцев: все с завистью поглядывают на соседний Краснодар, который развивается и строится намного быстрее, обещая в ближайшие десятилетия стать новой "столицей Кавказа", но с гордостью добавляют, что в Краснодаре нету такой истории и культуры, как в Ростове и его пригородах.

Ростов-на-Дону, Новороссия, "Воля вольная", дорожное, Ростовская область, "Путь на Юг", Русский Юг

Previous post Next post
Up