КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ - СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ
Интервью с Плешаковым В.А.,
кандидатом педагогических наук,
доцентом, членом-корреспондентом
МАНПО и МАН ИПТ,
автором теории киберсоциализации человека
- Владимир Андреевич, о чем Ваша книга?
На рубеже XX-XXI вв. человек практически любого возраста находится в ситуации постоянно нарастающего темпа и ритма жизни.
«Информатизация, компьютеризация и интернетизация!» - эти слова стали девизом всех областей производства, науки и образования.
В наше время - впервые в истории человеческой цивилизации - «поколения идей и продуктов» человеческой деятельности сменяют друг друга быстрее, чем поколения людей.
Благодаря динамичной киберэволюции компьютерных технологий и всемирной глобальной сети Интернет современный человек - Homo Sapiens -становится ещё и «Homo Cyberus'ом» - человеком киберсоциализирующимся.
- Что такое киберсоциализация?
В 2005 году я предложил этот термин. Если не по-научному, а своими словами, то смысл киберсоциализации в том, что человек меняется в процессе использования новой техники и современных технологий. У человека меняется отношение к миру, к другим людям, к себе. Меняются интересы, трансформируются мотивы деятельности, сознание…
Киберсоциализация человека (от англ. Cyber-- в настоящий момент, cвязанный с компьютерными технологиями и, в особенности, со всемирной глобальной сетью Интернет, префикс, который используют, ссылаясь на различные электронные и/или сетевые ресурсы, информацию, объекты, события, когда идёт речь о компьютерной технике + англ. Socialization - социализация) - социализация личности в киберпространстве - процесс качественных изменений структуры самосознания личности, а также мотивационно-потребностной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, компьютерных и цифровых технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности.
- Как, по Вашему мнению, изменилась жизнь человека под влиянием современной техники и технологий?
Современный человек мегаполиса, крупного населённого пункта, а сейчас уже и малого города, чтобы считаться успешным, практически обязан быть всегда «онлайн»: с включенным круглосуточно сотовым (мобильным) телефоном, настроенной на мгновенное оповещение о новом письме электронной почтой (e-mail), онлайн в программах-клиентах для мгновенного обмена сообщениями (IСQ, Odigo или других интернет-пейджерах) и нескольких социальных сетях интернет-среды (например, популярных для России «Вконтакте» и «Одноклассники») и т.д. В народе появилась новая поговорка: «без Интернета как без рук».
- И что же происходит с человеком в процессе киберсоциализации?
У активных пользователей современных технологий - в первую очередь, детей, подростков и молодёжи - в процессе киберсоциализации качественно трансформируются психические процессы, такие, как:
- познавательные, а именно: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь;
- эмоционально-мотивационные, конкретно: эмоциональные состояния, собственно, эмоции и чувства, мотивация, потребности;
- личностные характеристики, непосредственно: характер и темперамент, индивидуальные особенности;
- а также сознание, деятельность, специфика межличностных и групповых отношений обретают характер сетевых, формирующихся в условиях информационно насыщенной социализирующей среды киберпространства, пронизывающего нашу современную реальность.
- Этому посвящена Ваша книга «Теория киберсоциализации человека»?
И этому и не только. Сейчас издается много литературы, посвященной этому вопросу. В своей книге я попытался систематизировать уже имеющееся знание в данной области и создать именно целостную теорию киберсоциализации человека:
- В книге киберсоциализация рассмотрена как особый вид социализации современного человека - "Homo Cyberus'a".
- Раскрыты четыре ипостаси человека как объекта, субъекта, жертвы и жертвы неблагоприятных условий киберсоциализации.
- Представлена классификация факторов киберсоциализации мега-, макро-, мезо- и микроуровня. От киберпространства до игрового персонажа в компьютерной игре.
- Киберсоциализация рассмотрена как контекст семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания.
- Отдельное внимание уделяется феномену киберонтологии личности.
- Разработаны основы инновационной отрасли психолого-педагогической мысли - киберпедагогики - педагогики XXI века.
Таким образом, книга может быть интересная и полезна не только специалистам в области психологии и педагогики киберпространства, но и всем интересующимся людям, не равнодушным к своей жизни в XXI веке. Ведь существуют вполне конкретные вопросы, ответы на которые ищут и молодежь, и родители, и учителя, заинтересованные в безопасной киберсоциализации:
- В каком возрасте целесообразно давать доступ в киберпространство Интернета ребёнку и почему над этим стоит обязательно задумываться?
- Что делать, чтобы обезопасить ребенка (да и взрослого тоже!) от кибераддикции (зависимости от современных информационно-коммуникационных, компьютерных и интернет-технологий)?
- Зачем и как контролировать деятельность детей и взрослых в киберпространстве Интернета?
- Понимая и избегая таящиеся в киберпространстве Интернета опасности, как помочь человеку любого возраста с пользой проводить в нём время?
Поиск ответов на эти вопросы необходим, чтобы помочь современному человеку сделать безопасной свою деятельность в киберпространстве Интернета, оградить от негативной деформации личности, наоборот, способствуя развитию самосознания и повышению уверенности в позитивных информационных, а, главное, развивающих и воспитательных возможностях киберпространства.
http://fotron.ru/cms.php?id_cms=15 Книгу можно приобрести по телефонам 8-(495)-764-12-71, 8-(495)-768-69-64. Стоимость книги:
999 рублей.