Пожары бывают разные, сложные, простые страшные. Характеризуются они все по площади горения, количеству вещества участвующего в горении (пожарной нагрузке), и в принципе все тушатся одинаково, а иногда выгорают сами. Исключение составляют газонефтяные фонтаны, у них нет площади горения как таковой, у них есть высота пламени. Пожарная нагрузка их не поддается исчислению, так как под землей всего этого добра может быть просто море. А вот ущерб подсчитывается очень быстро, достаточно знать дебет (отдачу скважины) и умножить ее на стоимость нефти, и мы получим то количество денег что сгорает в течении секунды. Для тушения такого вот нестандартного пожара нужна нестандартная техника.
Для тушения газо-нефтянных фонтанов и предназначен АГВТ (Автомобиль Газо Водяного Тушения) .
Как видно на иллюстрации машинка дико интересная, обычное автомобильное шасси, с установленным на него... правильно Турбовинтовым авиационным двигателем. Принцип действия прост, основан он на эфекте распыления воды в реактивной струе. Вода в струю реаткивную струю подается с помощью нескольких стволов расположенных непосредственно на ТВРД, для достижения необходимого давления и водоотдачи АГВТ обвязывают с одной или двумя ПНС (Пожарно Насосной Станцией).
Первая АГВТ в России (
пруфлинк) появилась в Тюменском гарнизоне в 1966 году, и была сделана на основе отремонтированного двигателя ВК-1 от МИГ-15. Появление такой машины было связано с развитием нефтегазового комплекса в Сибири. Необходимость в ней появилась почти сразу, так как один из самых первых нефтяных фонтанов горел недалеко от Сургута в течении трех месяцев.
После этого появилась мелкосерийная АГВТ-100 (157К) на основе того же двигателя.
Следующий мелкосерийный АГВТ-100 (131) ПМ141 производился в Торжке, в 1971-1974 гг. Изготавливался только по непосредственным заказам гарнизонов и имел следующие характеристики:
боевой расчет - 3 чел., марка турбореактивного двигателя - ВК-1, тяга - 2700 кгс., объем топливного бака - 2000 л., расход воды на тушение - 60 л/с., расход воды на охлаждение - 18 л/с., перемещение турбоустановки в вертикальной плоскости: -20° +60°, в горизонтальной - ±40°, время работы по топливу - 45 мин., габаритные размеры: 7900х2600х3100 мм, полная масса - 10.475 т., максимальная скорость - 80 км/ч.
Хозяйке на заметку: маркировка моделей пожарных автомобилей читается просто:
АГВТ - Автомобиль ГозоВодяного Тушения
100 - Максимальная Водоотдача
(131) - Автомобильное шасси (Зил 131)
ПМ141 - маркировка модели
Следующим в серийным АГВТ стала модель АГВТ-150 (375) ПМ168 того же завода на шасси автомобиля УРАЛ 375.
Характеристика: боевой расчет - 3 чел., марка турбореактивного двигателя - Р11В-300 от МИГ-21, тяга - 4500 кгс., объем топливного бака - 2000 л., расход воды на тушение - 90 л/с., расход воды на охлаждение - 18 л/с., перемещение турбоустановки в вертикальной плоскости: -18° +60°, в горизонтальной - ±45°, время работы по топливу - 35 мин., габаритные размеры: 8000х2730х2800 мм, полная масса - 13.300 т., максимальная скорость - 75 км/ч.
После распада СССР распада этот вид техники продолжал совершенствоваться, и в итоге появились три новые модели:
АГВТ-150(43114). 2001 г.
Характеристика: боевой расчет - 3 чел., объем бака для воды системы орошения - 300 л., марка турбореактивного двигателя - ВК-1, объем топливного бака - 2000 л., расход воды на тушение - 90 л/с., расход воды на охлаждение - __ л/с., перемещение турбоустановки в вертикальной плоскости: -15° +60°, в горизонтальной - ±45°, габаритные размеры: 8200х2500х3100 мм, полная масса - 14.000 т., максимальная скорость - 90 км/ч.
АГВТ-150 (VOLVO FL6). 2006 г.
Характеристика: боевой расчет - 3 чел., объем бака для воды системы орошения - 300 л., марка турбореактивного двигателя - ВК-1, объем топливного бака - 2000 л., расход воды на тушение - 90 л/с., расход воды на охлаждение - __ л/с., перемещение турбоустановки в вертикальной плоскости: -15° +60°, в горизонтальной - ±45°, электрогенератор - 4 кВт., осветительная мачта - 8 м., прожектора - 2х500 Вт., габаритные размеры: 8860х2500х3370 мм, полная масса - 14.650 т., максимальная скорость - 90 км/ч.
Помимо АГВТ на базе колесных шасси существует и вот такой вот аппарат:
Это ПСУГВТ-200 (ГПС). Выпущен он в 2006 году и имееет следующие характеристики: боевой расчет - 3 чел., марка турбореактивного двигателя - ВК-1А - 2 шт., тяга двигателя - 1920 кгс, частота вращения номинальная - 9000 об/мин., максимальная - 10000 об/мин., температура реактивной струи - 645°С, расход топлива - 1840 л/час., объем топливного бака - 2500 л., расход воды на тушение - 120 л/с., расход воды на охлаждение - 20 л/с., перемещение турбоустановки в вертикальной плоскости: -15° +60°, в горизонтальной - ±180°, габаритные размеры: 9000х3500х3500 мм.
Но это еще не все, в разное время, были созданы и несколько «кустарных» образцов. Слово «кустарных» я специально занес в кавычки, потому как сделать такое кустарям одиночкам типа известного героя книг Ильфа и Петрова не под силу, так что эти машины показывают уровень технических знаний и подготовки советских, украинских и российских пожарных.
АГВТ-100 (131). Начало 2000-х годов. Луганский гарнизон Украина.
АГВТ-300 (255В). Начало 1980-х годов. Черниговский гарнизон.
Машина очень интересная хотя бы своей водоотдачей 300 литров в секунду. Автомобиль газоводяного тушения АГВТ-300 на шасси КрАЗ-255В изготовлен местными рационализаторами на базе областного техотряда. На автомобиле использовано два турбореактивных двигателя Р11В-300. В 1988 и 1991 годах на ВДНХ УССР демонстрировался автомобиль газоводяного тушения в действии!!!
АГВТ-300 (138). Середина 1970-х годов. Суммской гарнизон.
Ну и наконец несколько фото этих машин в действии:
Тот самый АГВТ-300 (255В).
Турбореактивный двигатель работает.
Работа двух машин одновременно. Видны магистральные линии для подачи воды.
В создании статьи использовались материалы сайтов:
http://www.firedesign.narod.ru http://www.pozhtechnika.ru http://17ofps.ru