Как устроен французский детский сад

Sep 25, 2015 06:32




Расскажу вам сегодня, как устроен наш новый французский детский сад и чем он отличается от других французских садов. С русскими сада я, к сожалению, сравнить не смогу за неимением опыта.

Как я писала ранее, наш сад относится к категории родительских садов. Это значит, что им управляют родители. Они решают все важные моменты, связанные с функционированием сада. Так как сад субсидирует мэрия нашего округа, к нам предъявляются определенные требования, соблюдать которые обязательно, иначе мы лишимся не только субсидий, но также поставим под угрозу существование сада.

В нашем саду 12 детей. Раньше мне казалось, что такое количество детей - норма и что во всех других сада столько же человек. Но на прошлой неделе я познакомилась с одной французской мамой, дочь которой пошла впервые в сад несколько дней назад. Сад обычный, муниципальный. Она мне рассказала, что у них в саду 33 человека. По сравнению с муниципальным садом мы, конечно же, крошечная структура.

В саду три группы : малыши от 3 месяцев, средняя группа до 2 лет и старшая - от 2 до 3 лет. Каждой группой занимается отдельный воспитатель. Всего на наш сад 3-4 воспитателя. 3 постоянных сотрудника и одна практикантка.

У входа в сад висит огромное табло, на котором расписана информация по каждому ребенку за день. Приходя за детьми, родители могут прочесть все, что указано на табло, чтобы иметь представление, что происходило с их ребенком в течение дня. На доске отмечается время, когда ребенок проснулся, когда позавтракал, во сколько пообедал, что обедал и как (все ли съел или отказался от еды), сколько часов спал в какие игрушки играл, что ел на полдник, и сколько раз ходил в туалет (этот пункт касается пока только Александры, потому что она единственная, кто уже без подгузников).

Кстати история с подгузниками нас тоже очень порадовала. Мы приучили Александру к горшку до того, как она пошла в сад. Я очень боялась, что воспитатели не станут терпеливо спрашивать у нее время от времени, хочет ли она сходить в туалет, а просто напросто наденут ей подгузник. Оказалось, что к каждому ребенок в саду применяют индивидуальный подход. И если родители начали приучать к горшку, воспитатели будут продолжать это делать и в их отсутствие.

Вечером, когда родители приходят за детьми, у них есть перед глазами полное описание того, что происходило с ребенком и как он себя вел. Так как детей мало, воспитатели всегда могут подробно рассказать, как прошел день.

Сад открывается в 8.15, но мы не обязаны приводить детей к открытию. Нас просят, чтобы дети были в саду не позже 10 часов утра, так как в этом время у них начинаются “занятия”. Завтрака в саду нет, только обед и полдника. Сад открыт до 18.15.

Обед готовит на весь сад один человек, вернее одна дама. Она приходит рано утром, около, кажется, шести, сначала проводит небольшую уборку в саду, а затем готовит обед и полдник. Совсем маленьким дают молоко, а детям постарше пюре или обычную еду, в зависимости от возраста. Все готовится на месте. Еда разнообразная, меню на каждую неделю нам высылает мама, ответственная за коммуникации нашего сада. В меню много овощей, в том числе и таких, которые дети, как правило, едят неохотно. Брокколи, например, или стручковая фасоль, или цветная капуста. Многое готовится на пару. Теперь я понимаю, почему многие мои знакомые французы так любят отварной шпинат - блюдо, которое на вид производит неприятное впечатление. Все начинается с детского сада.

Продукты для обеда мы закупаем сами, поэтому всегда в курсе того, что едят дети. За продукты мы, конечно же, не платим сами, просто их выбираем. В цену сада уже входят и продукты, и всякие средства гигиены, и подгузники, и крем, прочие, необходимые в ежедневной работе продукты и товары.

Тихий час для разных возврастных групп начинается в разное время. Маленькие дети спят два раза в день. Дети постарше - один. При этом воспитатели кладут их спать по желанию. Как правило, все спят после обеда, но если кому-то захотелось спать чуть раньше или чуть позже, воспитатели буду следовать желаниям детей.

Раз в неделю в понедельник в сад приходит музыкальный работник. Она поет песни с детьми, танцует, играет, показывается разные музыкальные инструменты. Помимо этого детей собираются водить в местную библиотеку. Я, правда, пока не выяснила, что именно с ними там будут делать.

Что мне очень нравится в саду - так это дисциплина и приучение к порядку, даже самых маленьких. Детям, как правило, разрешается играть с любыми игрушками, но, если, например, кто-нибудь возьмет самосвал, а затем ему захочется поиграть в лего, воспитатели пропросят ребенка сначала убрать на место самосвал, а затем разрешат играть с другими игрушками. Удивительно, но все дети следуют этому правилу.

Я недавно дежурила в саду, и меня рассмешил разговор воспитательницы с двухлетним мальчиком. Французы в разговорной речи вместо OUI (да, произносится как уи) говорят иногда OUAI (произносится как уэ). Дети, чьи родители так говорят, конечно же, невольно перенимают эту манеру произношения. Один мальчик, Эмир, на все вопросы воспитательницы отвечал УЭ, за что несколько раз получал замечание и строгий взгляд, сопровождаемый комментарием - "во французском языке нет слова УЭ, нужно говорить УИ, Эмир". Александру еще никто не исправляет, ее языковой винегрет могу разобрать пока только я.

И напоследок нужно, конечно же, упомянуть о doudou - плюшевая игрушка, без которой немыслимо детсво ни одного французы. У всех здесь свой дуду. Считается, что они помогают детям чувствовать себя спокойнее и в некоторой степени в безопасности. В моей семьей не было традиции мягких личных игрушек, у Камило тоже, поэтому мы Александре никогда ничего подобного не навязывали, а она никогда не выказывала протребность в подобной игрушке. Но в саду верят, что без них дети не могу даже заснуть. В первые дни мне говорили, что Александра плохо спала днем, никак не могла заснуть, долго лежала в кровати с открытыми глазами. Я пыталась им объяснить, что это нормально, что она может так час пролежать в кровати, прежде чем заснет. Но воспитатели меня убеждали, что все дело в дуду и что нужно обязательно принести ее дуду в сад. Пришлось выбрать что-то из мягких игрушек Александры, дать ей и объяснить, что теперь это ее дуду и она будет с ним ходить в сад.

При входе в саду под табло с информацией о поведении детей висят кармашки, в каждом из которых лежат дуду детей. Утром Александра его туда кладет, перед сном достает, после сна снова убирает обратно, а когда прихожу я, просит его снова достать, чтобы унести домой. Так нам привили любовь к дуду.

Кажется, я рассказал все, что выяснила о французском саду за эти три дни недели. Если буду вопросы - спрашивайте. А если вспомню еще что-нибудь обязательно напишу в следующий раз.

Детский сад, Хроника Парижской Жизни

Previous post Next post
Up