Театр и виноградники (1)

Aug 29, 2023 20:00

Отчет о нашем путешествии в Грецию 19.08.-26.08.2011. (У меня сохранились записи).

Да славится в веках, как в веке нынешнем,
Лавровенчанная! Элладу посетили мы
И дивный космос эллинов изведали:
Премудрой Деве поколнились в Аттике,
на Сунионе-мысе чашу выпили
За Посейдона, властелина всех морей;
парад эвзонов доблестных увидели -
чудны одежды, грациозен шаг;
Возничий Стреловержца нас приветствовал
И Пуп Земли нам в Дельфах показал;
на Метеоры также мы вскарабкались,
где на высотах чтится христианский Бог
поближе к небу, от земли подалее,
узрели Феофана бородатого
и вниз сошли с его благословением;
в Лутраки искупавшись в море ласковом,
мы Арголиду по кольцу объехали
и видели Атрида многомощного
лежащим на горах близ золотых Микен.
Прославлю красоту земли божественной,
прославлю персиков и винограда вкус,
прославлю щедрость и радушье жителей.
О Греция! Что о тебе скажу,
чтоб не было банальным, было истинным?

Те, кто любит мифы и интересуется историей, должны, кажется, хотеть съездить в Грецию - если уже там не живут. Меня несколько беспокоило одно обстоятельство, на которое вообще не следовало обращать внимания - языковой барьер. Английского мне мало, нужен местный язык. Поэтому я познакомилась с языком наиболее простым скоростным способом: освоила алфавит и правила чтения, а затем переписала в тетрадки диалоги на туристические темы и выучила их на память. Подход себя оправдал: греки были довольны.
Так я выяснила, что греческое слово “действительность” (η πραγματικότητα, и прагматикОтита) однокоренное со словом “το πράμα”, то прама, то прагма - “вещь”, “дело”. И картина Греции состоит в моих воспоминаниях не столько из совершенных там действий, сколько из множества увиденных там вещей разного значения: зданий из разных эпох, амфор, скульптур, деревьев, фруктов… Прикасаться к ним не обязательно руками - можно взглядом, но остается впечатление большой отчетливости.
Подлетая к греческому побережью, мы видели на море очень много белых пятен. Папу очень заинтересовало, почему они такие, и он все время допытывался у встречных греков - вернее, проверял свою гипотезу: белые пятна образуются вследствие того, что в этих местах дно близко подходит к поверхности и потому волны волнуются как-то по-особенному… Уж я не умею правильно пересказать папиной гипотезы, но помню, что она очень его занимала. Греки никак не могли удовлетворительно ответить, и их объяснения были проще: а море было спокойное? А может, это купающиеся? А точно не чайки? Уже потом гид Дима объяснил нам, что название Эгейского моря образовано, оказывается, не от имени царя Эгея, отца Тезея - как мы привыкли считать - но от греческого слова, означающего барашки на море.
Наш первый день в Афинах - день Преображения Господня и день двадцатилетия начала путча ГКЧП. Интересно, обращал ли кто внимание, что первый день путча приходится на Преображение? Ну, наверное, обращал. Ибо мир преобразился с тех пор…
Хотелось бы мне отставить воспоминания о политике, но тема развала Союза нас в первый день точно не миновала, так как мы познакомились с двумя греками, приехавшими именно из бывшего Советского Союза на родину предков - меланхоличным Михаилом и деловым Семеном. Михаил встретил нас, отвез в гостиницу и поселил, а Семен сообщил нам окончательную программу тура и погулял с нами по афинской Плаке.
Михаил рассказал нам, что семья его приехала в Россию из Османской империи, спасаясь, и жила в Крыму, но их деда расстреляли, а семью выслали в Казахстан, поэтому Михаил родом из Алма-Аты. Сам Михаил переехал из Казахстана сначала в Москву, но, так как “там все сложно”, репатриировался в Грецию. Он тоже ученый, хотя не работал в Греции по специальности, так как для этого надо было бы защититься на греческом, и рассказал, что в прошлом году возил самого Жореса Алферова, сразу заявившего ему: “Я не господин, я - товарищ”.
Семен был родом из Абхазии, хитрый, но общительный; когда хвалил достопримечательности, любил слово “роскошный”. Он скоро сообразил, что главный человек в этой экспедиции - я (в смысле, наиболее подкованный человек в греческой тематике), потому спросил меня лично: “Вы очень довольны этой программой?” - “О, это пока больше, чем я ожидала.” (Еще бы, ведь он объявил нам, что мы бесплатно поедем в Дельфы).
В первый вечер я решила, что Афины имеют вид курортного города. Дома - белые соты, вырезанные из бумаги и наклеенные на горы. Этому городу подходят розовый свет и сладковатый запах. Похоже на Крым, на Рим и на Одессу, но все выглядит куда более по-свойски. Аккуратность, видимо, не входит в число национальных добродетелей или же не слишком распространена. На улицах стоят “фанари”-светофоры, но переходить надо, как говорил Семен, “по-гречески”, то есть или когда минутка выпадет, или нагло и глядя в оба. Переходов-“зебр” почти нет, а там, где есть, рассмотреть их можно с трудом: они никому не нужны. Семен предупредил нас особо насчет карманников, настаивая на том, что это не греки, а иммигранты, которые развлекаются. ”Смотрите же, если вам будут предлагать шубу из золота…” - “Нам не нужно, у нас уже алмазная есть”.
В районе, где мы шли в наш первый афинский вечер, было очень много раскопок. По словам Семена, они ни к чему не привели, но их можно было разглядывать. Так как был сезон распродаж, изо всех магазинов все было повыставлено: платки, длинные юбки, но, вопреки ожидаемому, не так много шуб. Были магазины, заставленные иконами сверху донизу. Проходили мы также мимо нескольких старинных церквей, и меня удивило, что перед ними нет большого открытого пространства. Вообще улицы более узкие, чем я привыкла видеть в центре города, даже главная торговая улица Эрму - Гермеса.
Еще меня удивило, что по Плаке и вообще по центру города свободно бегают довольно большие бродячие собаки. Как объяснил Семен, “собаки уважают”. Когда через день мы ездили на экскурсию на Акрополь, одна собака встретила нашу машину при въезде, а другая разлеглась прямо перед кассами. Туристы фотографировали ее, а она позировала. Кто-то нарочно капнул на неё водой, она встала, отряхнулась, вышла из роли и ушла.
В первый вечер с улицы Эола мы издалека увидели Акрополь в розовом свете: колоннаду Парфенона и храм Ники Аптерос. Когда мы ненадолго подошли к подножию Акрополя, вид был по настроению примерно такой, как если бы мы смотрели на Андреевскую церковь с одной из подольских улиц. Тихо, никакой помпы. На скале развивается национальный флаг - греки любят его везде вешать: “Это наше и мы здесь надолго”. Доносится звон из церквей. Трава в этом месте длинная. Вверху - Акрополь во всем величии, а внизу, у нас на глазах, подошел тощий черный котенок и стал нюхать травинку. Один из видов который должен был запомниться в Афинах.
На другой день пошли гулять сами. На центральных улицах была масса граффити и стоял запах мочи - авось местные жители после недавних беспорядков так прочувствовали свободу. В тот день мы посмотрели два больших музея - Национальный археологический и Новый музей Акрополя.
О Национальном археологическом музее я сперва думала, что его экспозиция - не так уж велика и репрезентативна: все самое знаменитое из Греции - или в Лондоне, или в Париже, или в Ватикане, или в Неаполе. Оказалось, что я счастливо ошиблась: на родине осталось очень много, и восторгам моим при знакомстве конца не было.
Рядом с музеем Акрополя запомнилась еще одна полуантичная картинка. На горе - Парфенон в розовом и белом, и рядом на земле - белый игрушечный “Паровозик из Ромашково” предлагает экскурсию. Я подумала: вот они, Афины!
Музей - стеклянный дом с прозрачными стенами и полами: ходишь по верху - смотришь вниз, ходишь снизу - видишь тех, кто наверху. Изобразить его можно с помощью одной фотографии, которой у меня нет, потому что в этом музее нельзя фотографировать: смотрительница с тряпкой на швабре протирает стеклянный пол, под которым - раскопки и в маленькой лунке лежит керамическая посуда.
На первом этаже экспозиция очень напомнила выставку театра “Глобус”: много экспонатов рассказывают, как жили люди “вообще в то время”. На втором самое главное - оригиналы кариатид. Одна затянута полотном со всех сторон: ее реставрируют лазером и на видео показывают всем зрителям, как дело движется. Надпись “Осторожно!” Моя мама, не заметив этой надписи, попробовала заглянуть под занавески, и мы испугались. Девушка-служитель успокоила: лазер сейчас не работает.
В музее Акрополя много “осколков” статуй. Иногда есть только кусок туловища на коне, иногда - только ступни или даже пальцы ног. Характерный экспонат - “голова мужчины, предположительно всадника”. Две юношеские головки при некоторой вольности могут сойти за портрет говоровского “театрального мальчика”. Пластинка “Афина думает”, изображения Афины-ткачихи, рот горгоны Медузы, сражающиеся животные… Или абсолютное спокойствие, или огромная энергия боя.
На третьем этаже - копии тех рельефов, что мы уже видели в Британском музее, и оригиналы оставшихся. Пояс шествия в честь Афины и битвы лапифов с кентаврами. Кентавры применяют иногда запрещенные приемы: один схватил лапифа за горло, другой бьет другого лапифа по мужскому копью. Там, где от фигур остались только контуры или обломки, в которых выражается очень напряженное движение, мне вспомнились слова Микеланджело: “В куске мрамора - ангел, который хочет выйти”. Здесь тоже - персонажи хотят выйти, а камень их не пускает. С верхнего этажа музея через стеклянные стены видно сам Акрополь, город и горы.
Главное содержание третьего дня составила экскурсия на Акрополь. Проводил ее гид Дима, а наш знакомый Семен в этот раз был шофером. Кроме нас, на экскурсии было еще три человека.
Гид Дима в темных очках был похож на какое-то насекомое. У него была больная нога и, наверное, поэтому он был немного злой, хотя старался быть добрым. Но по Акрополю лазил он довольно ловко, а лазить там неудобно. Дима рассказал экскурсантам немало интересного, и некоторые его перлы я записала на память.
1) (возле церкви св. Дионисия Ареопагита): Апостол Павел смог обратить в христианство только двух афинян, потому что афиняне все были хорошие ораторы, искушенные в философии. А апостол Павел этого не умел (это - мнение Димы).
2) Когда в Европе был лед, многие народы жили здесь, так что ваши далекие дедушки-бабушки могут быть здесь похоронены. А потом другие народы ушли, а самые ленивые остались и стали греками.
3) В Греции если богиня с луком или с копьем, это обязательно девственница. Те, которые не девственницы, более-менее нормальные, не считая Геры, которая преследовала мужа своего Зевса. (Со своей стороны замечу: а что, не за дело?)
4) Все великие греческие герои относятся к железному веку. Память о них осталась очень страшная, потому что все их подвиги - сплошные убийства. (Со своей стороны замечу: не все так однозначно). Но культивировала истории о них военная верхушка, которая в каждом городе сидела на акрополе. Никто не знает, отчего погибли эти агрессивные режимы. То ли начались разборки после Троянской войны, то ли пришли народы моря… Все акрополи были разрушены, только в Афинах сохранился. А Писистрат - он как Ленин, был родом из аристократии, но произвел переворот - весь Акрополь отдал богам.
5) Дима, чтобы народу было понятнее, сравнивал не только Писистрата с Лениным, но и папу Герода Аттика с Березовским (внезапно разбогател), а Спарту называл “типичным Советским Союзом того времени”, так как спартанцы не хотели общаться с иноземцами, чтоб у них не научиться порокам.
6) В V веке до н.э. в Афинах произошла интересная вещь. Много гениев - все эти Фемистоклы, Периклы, Эсхилы и т.д. - получили сразу много денег. Обычно или гениев, или денег не хватает.
7) (насчет того, что античные статуи были наряженные и раскрашенные): куклу Барби греки придумали.
8) Все здесь было разукрашено разными цветами и рисунками. Работа Микеланджело того времени… украинская хатка.
9) Греки любили всему давать такие объяснения, чтоб было красиво и логично. Эгей якобы бросился в море отсюда, с Акрополя, но, если вы поедете на Сунион, вам скажут, что он бросился там. Настойчивый был мужчина, много раз прыгал.
10) Друзья мои, сейчас мы пройдем к Пропилеям, не будем никого приносить в жертву… или принесем, кого скажете. (Тут моя мама предложила принести самого Диму, но он, конечно же, возмутился: “А кто же вам рассказывать будет?”)
11) (после того, как Дима нам объяснил, как и почему шумят цикады, я сказала, что они поют серенады): - Ну, если Вы считаете, что мужик, который дерет себе брюхо, поет серенаду…
- Я считаю, потому что вкусы женщин прихотливы.
12) До Пропилей Дима имел вид преимущественно скептический и стремился развенчать общепризнанные представления об античности. Возле Эрехтейона он вдруг обрел поэтический дар и дал первое в моей жизни доходчивое объяснение древнегреческой религии:
- Забудьте о богах как о бессмертных людях-волшебниках. Вы все - однобожники. Греки между одно- и многобожниками разницы не видели. Они верили, что Бог - это светлая энергия, которая разделяется на разные функции, и представляли ее себе во многих лицах. Почему Афина победила Посейдона? Может быть, потому, что олива - это культура, а вода - дикая стихия.
13) Парфенон, каким он был, не восстановит уже никто и никогда. Потому, что древние греки превзошли нас и в плане искусства, и в организационном плане. Как можно было с одного раза так скоординировать работу мастеров из разных мест Греции?
14) (о разрушении венецианцами Парфенона): Венецианцы стреляют, выпускают ядро - и прекрасное здание, которое танцевало танец живота тысячелетие, разрушается! Парадокс в том, что все те самые люди, которые признавались в любви к Греции и ее культуре, разрушили Парфенон! История - очень противоречивая вещь, в ней много разных фактов…и знакомиться с ней нужно очень информативно.
15) Рекомендуется гулять по городу Афины. Кафе, ресторанчики, зрелища… Здесь еще и можно жить.

Мы с мамой попросили Диму cфотографироваться с нами.

- Это для контраста с кариатидами?
- Нет, на память. Без Вас мы бы давно отсюда свалились - сказала я, и тотчас же мы все трое едва не слетели с Акрополя. - А вот падать не надо, - заметил Дима.

После Акрополя мы еще заехали к Панафинейскому стадиону, а потом поехали к эвзонам и успели как раз на смену караула. Это выглядело еще забавнее, чем я думала: когда бедняги-парни вскидывают ноги, видно, что чулки у них под юбкой прикреплены на длинных шлейках (или помочах, как это называется?) - словом, как женские. На юбках у них, Семен рассказал, по 400 складок - так как Греция 400 лет была под турецким игом.
Меня стало интересовать, о чем думают эвзоны, когда после смены караула с ними фотографируются. Ругаются, наверное…
Из-под ног бронзовых статуй в мраморных пьедесталах остаются выемки, сравнимые с отпечатками ног многих и многих паломников на дорогах. Если угнетает зрелище великих развалин, можно вообразить, что это или многое из этого недостроено.
В конце третьего дня мы по совету Семена ездили к храму Посейдона на мыс Сунион. Дорога туда на автобусе длилась примерно час сорок минут, и пейзаж напомнил мне кадры из какого-нибудь зарубежного детектива. По левую руку - на горы, похожие на крымские, наклеены словно бумажные строения и зелень. Очень много маленьких пальм. Пальмы похожи на зарытые в землю кокосовые орехи, а сверху торчат зеленые листья, как веники - или букеты. По правую руку - синее, именно синее море с шушукающимися и белыми барашками, которые играют в бег наперегонки и теперь уж никаких вопросов не вызывают.
Храм владыки морей Посейдона на мысу Сунион - белая колоннада, в которой, говорят, есть роспись лорда Байрона. Но проверить этого было нельзя: в колоннаду не пускали - видно, чтоб сверху не расписались. Высокая гора, самое ярко-синее море в моей жизни. И много великолепного ветра. Если не боишься простыть, можно было, как я, поиграть с ним, что ты сразу летишь, плывешь и танцуешь.
Еще один шедевр Димы:
- Вот, друзья, когда вы перейдете в мир иной - а это со всеми нами произойдет раньше или позже - Господь Бог спросит вас: что вы делали на Земле? И вы сразу отвечайте: мы были на Акрополе. И вам за это простят 50% грехов, потому что быть на Акрополе - это очень важное дело.

Вид из окна гостиницы Кандия



Афинские виды









Мы с папой в первый вечер в Афинах



Мы с мамой продавец и Семен (справа) в сувенирном магазине



Вид на Акрополь



Паровозик у Акрополя



Виды на Акрополь





Вид с Акрополя



Позирующая на Акрополе собака и фотограф





Одеон Герода Аттика



Гид Дима и мы с мамой



Парфенон и я



Эвзоны



Эвзон моей мечты



Вид с Суниона



Храм Посейдона на Сунионе



Мы с мамой на Сунионе


(конец первой части)

фото, история, изобразительное искусство, путешествия

Previous post Next post
Up