Впервые опубликовано в книге "Корпорация "Вымпел". Системы ракетно-космической обороны" (М., 2005, стр. 50-72)
Кризис и его разрешение
К 1968 г. в разработке ПРО назрела кризисная ситуация. Сроки создания московской системы ПРО А-35 были сорваны. Но главным содержанием кризиса стал провал проекта системы территориальной противоракетной обороны «Аврора». Одной из основных причин его провала являлось то, что он отстал от реальности в самом главном - исходном представлении о средствах нападения вероятного противника. Подобно системе А-35, система «Аврора» проектировалась в расчете на оснащение баллистических ракет противника моноблочными головными частями без применения специальных средств противодействия информационным и огневым средствам ПРО.
Провал проекта «Аврора» обусловил необходимость кардинального пересмотра идеологических, научно-технических и организационных концепций дальнейших работ как по частной проблеме ПРО, так и по проблеме РКО в целом.
Сразу после заключения комиссии по проекту «Аврора» в головном предприятии по проблеме ПРО ОКБ «Вымпел» на базе ряда его технических и научных подразделений был образован Научно-тематический центр (НТЦ) с задачами разработки основополагающих вопросов и научно-технической идеологии дальнейших работ. На должность начальника НТЦ назначили одного из ведущих разработчиков КБ-1, заместителя А.А. Расплетина, Героя Социалистического труда А.Г. Басис-това, который впоследствии долгие годы осуществлял научно-техническое руководство работами в области ПРО в качестве главного конструктора системы А-135 и генерального конструктора НИИРП. Заместителем начальника НТЦ по научной работе стал один из ведущих ученых ОКБ «Вымпел» В.Г. Репин, который впоследствии стал научно-техническим руководителем работ по ПРН и ККП и главным конструктором систем ПРН и ККП и за выдающиеся достижения по созданию оборонной техники был удостоен звания Героя Социалистического труда.
В Министерство радиопромышленности новым заместителем министра, ответственным за создание компонент РКО, назначили работавшего до этого времени директором НИИДАР В.И. Маркова, в прошлом одного из ведущих заместителей А.А. Расплетина. Он получил широкие полномочия для подготовки и последующей реализации организационных мероприятий. Это назначение и последующая деятельность В.И. Маркова по организационному руководству работами в области РКО, несмотря на их неоднозначное восприятие разными людьми, в целом, безусловно, имели громадное положительное значение для достижения выдающихся успехов 70-х годов.
К разработке концептуальных вопросов наряду с НТЦ ОКБ «Вымпел» привлекались многие коллективы военных и гражданских организаций и отдельные специалисты. Эту напряженную работу подытожили в конце 1969 г. узкой по составу экспертной группой специалистов, которая для исключения давления разного рода руководящих и лоббистских кругов формировала свое итоговое заключение в обстановке неизвестности самого факта ее существования и полной изоляции от внешних воздействий. В состав группы входили А.Г. Басистов, выдающийся специалист в области радиолокации и системотехники сотрудник КБ-1 Т.Р. Брахман, Г.В. Кисунько, начальник управления 2 НИИ МО В.Н. Журавлев, заместитель главного конструктора МКБ «Факел» Б.Д. Пупков, В.Г. Репин и заместитель научного руководителя работ по созданию ядерного оружия Ю.Б. Харитона- Ю.А. Романов.
Заключение группы, рассмотренное и одобренное в руководящих инстанциях, на долгие годы вперед определило научно-техническую политику в области РКО и послужило основанием для последующих серьезных организационных мероприятий и директивных решений.
Основные рекомендации экспертной группы состояли в следующем:
- признать, что при имеющемся и прогнозируемом состояниях научно-технических знаний, создание эффективной системы территориальной обороны от массированного удара невозможно. Основной причиной является возможность количественного насыщения любой системы ПРО боевыми и ложными целями и, как следствие, деградация боевых возможностей ПРО с ростом масштаба ракетного удара и совершенствованием мер его маскировки. В дальнейшей практической деятельности руководствоваться этим непреложным фактом;
- признать, что в условиях распространения, наращивания и качественного совершенствования ракетного оружия, все большего разнообразия возможных способов его боевого применения, а также в условиях бурного освоения космического пространства, в том числе в военных целях, качественно новую значимость приобретает возможность получения оперативной и достоверной информации о текущем состоянии ракетной и космической обстановки. В связи с этим решающее значение приобретают проблемы разработки и создания информационных компонент РКО, которые в дальнейшем должны рассматриваться как первоочередные;
- в области ПРО целесообразно завершить работы по созданию системы А-35 и ввести ее в эксплуатацию без кардинального изменения принятых технических решений, но с возможно более полным при имеющихся технических ограничениях увеличением способности перехвата СБЦ. Параллельно провести научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные разработки объектовой системы ПРО, рассчитанной на отражение ограниченного удара современных и перспективных ракет с полным комплексом средств противодействия ПРО;
- с учетом этих факторов, рекомендовалось интенсифицировать переговоры между СССР и США по вопросам ПРО и заключить всеобъемлющее соглашение об ограничении систем ПРО. В конечном итоге эти переговоры завершились подписанием в 1972 г. договора по ПРО.
Для реализации новых концептуальных установок и проведения единой научно-технической политики последовал ряд значительных организационных преобразований.
В Министерстве радиопромышленности в начале 1970 г. создали первое в стране Центральное научно-производственное объединение (ЦНПО) «Вымпел», - головное по проблемам РКО, - генеральным директором которого стал заместитель министра В.И. Марков.
Впервые реализованная идея научно-производственного объединения в дальнейшем вполне оправдала себя и послужила примером для последующего массового перевода прикладной науки и производства на новые организационные формы НПО.
Не вошедшие в состав ЦНПО «Вымпел» другие головные по тематике РКО предприятия Министерства радиопромышленности - ЦНИИ (впоследствии ЦНПО) «Комета», Головное производственно-техническое предприятие со своими многочисленными филиалами (впоследствии НПО «Гранит») были подчинены В.И. Маркову как заместителю министра. Для решения оперативных вопросов реализации программы РКО, особенно в части создания объектов, под эгидой В.И. Маркова было создано Специальное (затем 10-е Главное) управление Министерства радиопромышленности (начальник В.Г. Дудко) с включением в его состав ЦНПО «Комета» и НПО «Гранит».
При образовании ЦНПО «Вымпел» было определено также персональное распределение обязанностей по научно-техническому руководству разработками РКО. Научно-техническим руководителем работ по проблемам предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства и главным конструктором соответствующих информационных систем (СПРН и СККП) стал В.Г. Репин. Научно-техническим руководителем работ по проблемам ПРО и главным конструктором нового поколения системы ПРО г. Москвы и Московского района стал А.Г. Ба-систов. Г.В. Кисунько сохранил обязанности научно-технического руководителя и главного конструктора работ по системе ПРО А-35, но вскоре на смену ему назначили его первого заместителя И.Д. Омельченко, под руководством которого и были успешно завершены работы по созданию первой в стране боевой системы ПРО А-35 и ее модернизации А-35М.
Для обеспечения согласованного научно-технического руководства разработками и выполнения важнейших системных функций на базе теоретических и тематических подразделений ОКБ «Вымпел», РТИ и НИИДАР в объединении было сформировано головное системное предприятие - Научно-тематический центр (НТЦ) ЦНПО «Вымпел», в составе трех системных конструкторских бюро (СКБ-1,2,3) по соответствующим направлениям, которые возглавили В.Г. Репин, А.Г. Басистов и Г.В. Кисунько. С привлечением ведущих специалистов Министерства обороны, промышленных министерств и АН СССР при ЦНПО «Вымпел» был образован Научно-технический Совет по проблемам РКО, решения которого имели высокую степень обязательности.
Для решения важнейшей задачи корректной оценки современного состояния и перспектив развития ракетного оружия вероятных противников в стране создали кооперацию во главе со 2 НИИ МО, ЦНИИМАШ Министерства общего машиностроения и ЦНИИ-108 Министерства радиопромышленности, ответственную за разработку единых исходных данных по баллистическим целям и возможным вариантам их боевого применения для проектирования и оценки характеристик разрабатываемых и создаваемых компонент РКО. В свою очередь, в Министерстве обороны СССР образовали очень важную для реализации проектов структуру - Специальное управление по вводу в эксплуатацию объектов РКО.