Кто может быть врачом для народа? В период революционной ситуации особенно дискутировался вопрос о том, кто должен оказывать медицинскую помощь крестьянам. Много копьев в этот период было сломано при обсуждении вопросов «любит или не любит наш мужик лечиться», «верит или не верит докторам».
По существу это была попытка перевести проблему из экономического аспекта в моральный, этический, попытка поставить вопрос с ног на голову, ибо такая его постановка давала возможность безболезненно переложить вину на народ, его «нравственное неразвитие», безграмотность, отсутствие у него гигиенических навыков.
«Напрасно говорят, - писал издатель «Журнала землевладельцев»,- что наш народ не любит лечиться. Действительно, он не любит платить деньги за лечение, особенно когда не видит скорой и верной помощи».
Докторам они верят, лечиться не прочь...
Почти теми же словами, те же мысли выражает помещик П. П. Сумароков, регулярно публиковавший в «Отечественных записках» «Письма из деревни». «Напрасно многие думают, - писал он, - что крестьяне наши не любят лечиться и не верят докторам. Докторам они верят, лечиться не прочь, но не любят только платить деньги за лекарства». В доказательство своей правоты помещик Сумароков приводит два разительных примера.
Больной крестьянин, узнав, что в доме помещика есть доктор, пришел к нему посоветоваться. Доктор прописал ему лекарство и велел немедленно начать леченье. Мужик лекарство не покупал. «Месяца через полтора так без леченья и умер. А лекарство стоило 30-40 копеек».
К тому же доктору приходила крестьянка, которой доктор тоже обещал выздоровление. Но муж ее медлил покупать лекарство до тех пор, пока она не погибла. «Ценность лекарства оказалась в 50 копеек. Будь у крестьян даровая аптека, и эти два субъекта были бы живы», - добавляет П. П. Сумароков. Содержание даровой аптеки и доктора потребует очень необременительной подати». Но мы уже знаем, что 50 коп. - огромная сумма для крестьянина. Это пятая часть его месячного бюджета.
Содержание больницы со стороны помещика
Помещиками возлагались надежды на то, что крестьяне сами будут устраивать больницы и приглашать врачей. Так, тот же П. П. Сумароков пишет, что при оброчном имении в 4000 душ была устроена помещиком больница с аптекою и при ней содержались доктор и два фельдшера. В больницу, кроме своих крестьян, принимались и посторонние с платой по 3 руб. серебром в месяц. После объявления манифеста 19 февраля помещик решил продать крестьянам всю землю, около 20 000 десятин. «На что крестьяне кажется (!?) и согла шаются.
Вследствие такого окончательного отрешения от крестьян отпуск сумм на содержание больницы со стороны помещика прекращен». Доктор начал уже искать себе другое место, но мировой посредник предложил крестьянам сохранить больницу. «Надобно сказать к чести крестьян - они согласились на это беспрекословно, приняв на себя все расходы, которых пало до 25 коп. на душу в год, кроме помещения, выпрошенного (!) у помещика безвозмездно». Пример показывает «норму стоимости» больницы и ее содержания. Помещение найдется в любом имении, - полагает автор,- владельцы не потребуют за то никакой платы.
Устройство больниц в деревнях
В 217 «Московских ведомостей» за тот же 1861 г. было помещено письмо мирового посредника об устройстве больниц в деревнях. Приведенный в статье расход на больницу намного превышал данные Сумарокова. Мысли мирового посредника показались Сумарокову столь важными, а роль их самих в устройстве больниц для крестьян столь значительной, что в апреле 1862 г. он вновь возвращается к своим предложениям К Сообщение Сумарокова- вряд ли факт.
Это скорее литературная выдумка, навеянная статьей в «Московских ведомостях». Это выдумка хотя бы потому, что 4000 душ могли составить в лучшем случае 800 дворов (если считать по пяти душ на двор) с очень разным достатком. Очевидно, что 800 крестьянских хозяйств прежде всего не могли купить 20 000 десятин земли - по 25 десятин на двор. Больницу нельзя было содержать на 1000 руб. в год при наличии врача и двух фельдшеров. Одна оплата их труда стоила бы по тем временам 800-1200 руб. Не существовало и такой цены за лечение -3 руб. в месяц. Лечение в больнице стоило 5-7 руб. в месяц.
Лечение крестьян
Для чего же этот идилический литературный вымысел? Случаен ли он? Ясно, что он отвечал определенным чаяниям всех тех, кто стоял за автором. Выдумка эта нужна была для доказательства необходимости все той же линии -за лечение, если крестьянин и нуждается во враче, должен платить он сам. Если ему это не под силу, хватит с него фельдшера или священника, или просто грамотного человека. Выкладки П. Сумарокова не единственны. Свидетельство такого же порядка мы находим в «Журнале Министерства народного просвещения».
Появились сообщения о приглашении врачей и фельдшеров на счет крестьян. Их было немного. Первое такое сообщение было опубликовано в «Журнале Министерства государственных имуществ» в 1861 г. Это не случайно. Хотя речь и идет об учреждении больницы в бедной Пермской губернии, но осуществить дело решили государственные крестьяне, которые не должны были выкупать землю у помещика, а «отправляли ямскую гоньбу натурою». !
Крестьянские общества семи волостей
«Долматовское волостное правление, - сообщает журнал,- представило на утверждение Пермской палаты приговор, поставленный 6 апреля на селенном сходе крестьянами с. Долматовского, коим жители, отправляющие ямскую гоньбу натурою, желают прогонные деньги, какие имеют получаться с проезжающих, употреблять:
1) на содержание лечебницы, находящейся в с. Долматовском, и на приготовление в ней для больных коек, столов и пр.;
2) на разные небольшие поправки в общественных домах, както: в волостном правлении, лечебнице и училище».
Второе сообщение относится к 1863 г. и касается не помещичьих, а временнообязанных крестьян. Крестьянские общества семи волостей Ефремовского уезда Тульской губернии установили сбор с проживающих в этих волостях 5000 душ по 10 коп. с каждой, всего 500 руб. серебром.
Из них назначили 300 руб. на содержание лекаря, 100 руб. на содержание акушерки и 100 руб. на обзаведение лечебного дома и приобретение медикаментов. Они пригласили к себе лекаря Афанасия Москевича. «Таким образом положено начало практическому решению вопроса, более двух лет обсуждавшегося в печати»,- отмечает Я А. Чистович.
За медицинскими советами...
Этот же факт «с особым удовольствием» отмечает и «Современная медицина», ибо ее редактор А. П. Вальтер надеялся на то, что крестьянские общества и волости сами займутся введением у себя врачебной части. Но этого не произошло. Известен еще лишь один случай приглашения крестьянской общиной доктора Маврина в 1862 г.
Случаи, от которых ожидалось, что они получат широкое распространение, так и остались единичными. Крестьяне не в состоянии были сами обеспечить себя медицинской помощью. Но помещики считали, что мужик и не пойдет лечиться к врачам. Эта точка зрения легко опровергается. Вот несколько примеров.
В московском странноприимном доме (лечебнице) графа Шереметьева число приходящих за медицинскими советами больных ежегодно возрастало и в 1863 г. достигло 10 950. В лечебнице для приходящих больных при Крестовоздвиженской общине в С.Петербурге в 1861 г. больных было 8140, а в 1862 г. 14 097, преимущественно чернорабочие.
За 19-летний период существования Киевской хирургической клиники
Каждый больной записывался в регистрационную книгу лишь один раз, даже если он лечился недели и месяцы. Число ежедневных посещений превысило за год 60 000. «Отсюда видно,- писал доктор Тарасов, - что рабочий класс ищет настоящей врачебной помощи, следовательно, верит в медицину, чем ясно опровергается мнение, будто русский мужик в болезненном состоянии по своему невежеству скорее обратится к ворожее или знахарю, чем к врачу».
Из отчета проф. В. Д. Караваева видно, что за 19-летний период существования Киевской хирургической клиники ее посетило 38 000 больных. Огромное большинство их (93) составляли иногородние крестьяне и мещане. Врач С. Соколов писал, что, работая в Ефремовском уезде, он принимал более 3000 приходящих больных в год. Впоследствии крестьяне начали приглашать его в трудных случаях и к роженицам.
Лечебницы для приходящих больных
Лечебницы для приходящих больных были открыты в очень многих губернских городах. Число посещений их крестьянами и «рабочим людом» увеличивалось из года в год. Они завоевали признание со стороны все более широких слоев народа. Большое значение в этом имело и отношение врачей к крестьянам. «Если вы идете служить к крестьянам,- писала Московская медицинская газета,- и хотите, чтобы ваша работа принесла добрые плоды, то необходимо, чтобы мужик видел в вас равного себе, а не барина. Нужно, чтобы доверие его к вам было полное».
Еще лучше говорит об этом П. Любимов: «Степень пользы, приносимой врачом народу, обусловливается личностью первого, и чем врач гуманней, чем более проникнут участием и состраданием, чем более в нем желания быть полезным, тем более личность его пользуется уважением. Вообще же отношение народа к врачу, особенно в последнее время, таково, что он никогда непрочь обращаться к нему в своих болезнях и за весьма редкими исключениями всегда предпочтет его ворожее или знахарю».
Продолжение