Кто может быть врачом для народа? Продолжение.

Jan 28, 2013 22:43

Продолжение. Начало тут.

Решение основных проблем медицинского обслуживания

Решение основных проблем медицинского обслуживания, стоявших в это время, зависело от материальной стороны дела. Отсюда возникли характерные споры о направлениях развития медицины вообще: нужно ли развивать гигиену или лечебное дело. Журнал «Современная медицина», в частности его издатель А. П. Вальтер, считал, что развитие лечебного дела в стране - ненужная и несвоевременная роскошь.

Правильно подчеркивая значение профилактики, он хотел повести медицину по наиболее дешевому, как ему казалось, наиболее доступному пониманию крестьян пути - по пути гигиены в широком смысле этого слова.

Очень точно оценивал существо дела доктор П. Любимов: «По нашему крайнему разумению,- писал он,- дать преимущество врачамгигиенистам перед врачамиклиницистами значит оставить народ без гигиены и в то же время без врачебной помощи». И далее: «Клиническая медицина и гигиена должны идти рука об руку и одна без другой немыслимы».

«Мысли о реформе гражданских медицинских учреждений в России»

В ожесточенных спорах решались эти коренные вопросы в конце 50х -начале 60х годов. Автор статьи «Мысли о реформе гражданских медицинских учреждений в России» Чков пришел даже к мысли, что в уездах нет спроса на врачей, что увеличение числа врачей вредно и для общества, и для медицинской профессии.

Из экономических проблем вытекали и самые неприемлемые, но зато дешевые проекты помещиков. Так, например, саранский помещик предлагал лечение больных «по собственному положительному опыту» вести по гомеопатической системе. «Сподручнейшего способа легомеопатической системе. «Сподручнейшего способа лечения в деревнях, - утверждал он, - как для людей, так и для скота нет».

Еще одним паллиативом, призванным подменить медицинскую помощь народу, были популярные издания. В конце 50х -начале 60х годов многие сельскохозяйственные газеты и так называемые газеты для народа посвящали специальные разделы вопросам медицины, народной медицины, домашней медицины.

«Журнал землевладельцев» уделял место вопросам медицины

Так, «Журнал землевладельцев» уделял место вопросам медицины в плане «устройства быта» крестьян. «Русская сельскохозяйственная библиотека» в одном из своих разделов имела «Сельский лечебник». Журнал «Сельское хозяйство» имел раздел «Народной медицины», а «Земледельческая газета» и ее приложение «Сельский листок» -раздел «Домашней медицины и ветеринарии». Журнал «Народное чтение». содержал раздел «медицинских советов, которыми крестьяне могут пользоваться при своих средствах».

Помимо разделов, посвященных медицине, все эти журналы пропагандировали общедоступные домашние лечебники, которые могли бы заменить врача. Вот несколько характерных объявлений, которые дают яркое представление о содержании и целях этих книг.

О сохранении здравия и жизни

«О сохранении здравия и жизни с показанием всех употребительных пищ, приправ и напитков, их лекарственных свойств, влияния на организм человеческий, разных темпераментов, и способы лечения болезней наружных и внутренних, заимствована из медикофизических сочинений с прибавлением словаря болезням», М., 1859 г.

«Домашний лечебник, или обстоятельное и ясное показание, как во всех опасных, скоропостижных и продолжительных, как наружных, так и внутренних болезнях при отсутствии врача можно подать нужную помощь посредством одних домашних средств и диеты; сверх того, как поступать касательно предупреждения болезней и хранения своего здоровья. Ручная книга для всякого, а наиболее для помещиков, живущих в деревнях и путешествующих». М., 1860 г.

«Источник здравия. Энциклопедический русский домашний лечебник, вылечивающий все внутренние и наружные болезни человека посредством пищи, питья, напитков и приправ, из трех царств природы извлекаемых. Этот способ лечения болезней исключает все способы, доселе обнародованные. Доктора медицины Н. Петрова». М., 1860 г.

Общепонятный лечебник и руководитель при кровати больного

«Общепонятный лечебник и руководитель при кровати больного, содержащий показания: для подания помощи в отсутствие врача во всех случаях, могущих приключиться в начале и в течение болезней, с подробностями касательно присмотра за больными и проч. и проч. Сочинение доктора Сосерота, главного доктора Военного и Гражданского люневильского госпиталя, членакорреспондента Императорской медицинской академии и проч. »

В 1860 г. и Медицинский совет Министерства внутренних дел вошел в русло общих тенденций. На его заседании был «рассмотрен и пополнен проект нового издания сельского лечебника для государственных крестьян». Одним словом, как хорошо выразился А. Забелин, десятки тысяч лечебников и домашних аптек не успевают печататься и, «несмотря на свою жалкую худость, расходятся по лицу земли русской».

Даже если бы передовые врачи и другие заинтересованные лица считали бы правильным, чтобы медицинская помощь оказывалась людьми, не имеющими специального медицинского образования, то и тогда степень распространения самой грамотности была настолько низка, что эта попытка осталась бы в значительной степени бесплодной.

Нельзя было не видеть вопиющих недостатков в медицинской помощи

В этой связи представляют несомненный интерес данные о распространении грамотности в России. В Псковской губернии, например, «на 242 человека государственных крестьян был один грамотный, у временнообязанных крестьян один грамотный приходился на 655 человек и одна грамотная крестьянка на 70 грамотных крестьян».

Нельзя было не видеть вопиющих недостатков в медицинской помощи, нельзя было не видеть скудости правительственных мер, предпринимаемых для их ликвидации, уже нельзя было не видеть и ужасающего на следства, оставленного самими помещиками. Отсюда разнообразие и обилие проектов.

Медицинские пособия жителям приходов

Считалось, например, что вполне могут заменить врача священники. Для этого в духовных семинариях было введено обязательное преподавание медицины. «В старших классах семинарий ученики, которые желают вступить в духовное звание, должны слушать краткий курс медицинских наук и выдержать в них испытание, так чтобы потом, занимая духовные места, они могли подавать медицинские пособия жителям своих приходов».

Однако в 1858 г. врач А. 3н на страницах «Московской медицинской газеты» показывал бессмыслицу такой затеи. На первом году обучения в семинарии на преподавание медицины было положено два часа в неделю, на втором - только один час. Это составляло около 90 часов на весь курс медицины. Как проходило обучение? Анатомия преподавалась по одним рисункам, да и те имелись очень редко. Ни один семинарист не видел даже скелета.

Фармакология и семинария

«Фармакология точно так же рисует их воображению невидимые лекарства; зоология - невидимых животных; ботаника - невидимые растения и т. д. » На приобретение наглядных пособий семинарии не имели средств. Многое ли из такого преподавания мог узнать самый талантливый и старательный ученик, если даже он слушал бы и самого талантливого и старательного учителя?

«Позвольте вас спросить,- заключает А. 3н,- какую пользу может принести такое приготовление к медицине будущему еврею-врачу? Я видел их очень много и все откровенно сознавались, что ничего у них в голове из медицины не осталось».

Жизнь семинарий, подготовка семинаристов, программа их обучения

Жизнь семинарий, подготовка семинаристов, программа их обучения хорошо описаны М. И. Семевским. По его свидетельству, некоторые предметы только числились в программе и среди них «археология, естественная история, сельское хозяйство и в особенности медицина.

Семинарские больницы, как нарочно, как бы вопиют о вреде медицины; в самом деле, в тверской семинарской больнице царило решительное коновальство: в гряз ных, вонючих коморках лечение было для всех одинаковое: слабительное, мушка и кровопускание».

Очевидно, что семинаристы, на которых так уповали помещики, «врачами для народа» быть не могли. Высказывалось также мнение о том, что «фельдшеров для народа» будьто бы весьма легко подготовить из дъячков и пономарей.

В женских училищах для сельского духовенства

Необходимо,- писали «Отечественные записки» в 1863 г.,- чтобы дети духовенства и особенно дочери, получали такое образование, чтоб они могли «занять почетное место в устройстве сельского попечительства и благотворительности». В женских училищах для сельского духовенства, кроме общего образования, полезно было бы давать воспитанницам возможность приобретать сведения по народной медицине, гигиене, оспопрививанию, акушерству.

Дочери дьяконов и дьячков в качестве фельдшериц и акушерок могли бы быть полезными и своему семейству, и крестьянам. Дочери же священников могли бы уделять свободное время обучению крестьянских девочек грамоте, шитью, кухонному искусству, попечению о больных. Хорошо было бы завести в каждом доме священника домашнюю аптечку, «употребляемую на пользу крестьян с толком и знанием дела». Преподавание народной медицины предусматривалось даже в. программе земледельческих школ.

В программе учительской семинарии

В программе учительской семинарии, которая должна была готовить учителей народных школ, предусматривался курс гигиены. Предполагалось знакомить будущих народных учителей и с практической, общедоступной медициной. По мнению Министерства народного просвещения, различать болезни по наиболее резким симптомам и оказать вовремя простую, но иногда спасительную помощь, могут и те лица, которые не изучали специально медицинских наук, так как лечение простого народа - простое дело.

Некоторые авторы считали, что медицинскую помощь крестьянам должны оказывать фельдшера. А. 3н отно сит их к тем, как он выразился,-«междуумочным сословиям», которые «от одного класса общества отставши и к другому не приставши, заимствуют пороки этих сословий. Фельдшер не лекарь, но и не солдат и не мужик. В нем нет их достоинств почти ни одного, а недостатки почти все». Поэтому на вопрос, где же взять фельдшеров для крестьян при устройстве сельских лечебниц, он отвечает, что ими должны быть «почтенные набожные вдовы и сироты». Число их в каждом приходе достаточно для занятия таких должностей. Любой деревенский священник укажет, кого выбрать.

Кто же может быть «врачом для народа»

Таким образом, исходной позицией для решения вопроса, кто же может быть «врачом для народа», была опятьтаки экономическая сторона дела.

Исходя из нее, помещики и предлагали самые разнообразные меры: наем крестьянами врачей на общинные деньги, подготовку семинаристов и сельских учителей для оказания медицинской помощи, издание многочисленных популярных журналов и лечебников, изучение гомеопатии и пр.

«Врачом для народа», по мнению помещиков, мог быть каждый грамотный человек.

источник

почем врачи для народа

Previous post Next post
Up