Перу-14

Feb 25, 2019 10:39


26 сентября 2018

Контрольная группа вчера ничего не пила, а голова ночью болела у обоих. Надо же! Я не думала, что так бывает - чтоб в первую ночь не болела, а во вторую да. Ну все, ладно уж. Сегодня последний день на верхотуре - и спускаемся на равнину. Кстати, чай из коки я так и не пила, но все говорят, что помогает. Кафедральный собор города Пуно тоже так и не удалось осмотреть изнутри, ну и бог с ним. С вещами на выход, направляемся в Сильюстани



Sillustani - кладбище доинкской эпохи, расположенное на берегу озера Умайо около города Пуно в Перу. Могилы в виде башен («чульпа») относятся к периоду существования царства Колья, созданного народом аймара и завоёванного инками в 15 веке. Башни являлись семейными гробницами, и были, вероятно, предназначены только для знати. Сильюстани - одно из редчайших мест, где сохранилась культура Колья. Хотя могилы-«чульпа» не являются уникальными для царства Колья и встречаются по всему Альтиплано, на кладбище Сильюстани сохранившиеся их образцы представлены лучше всего.








Сегодня у нас гидом очаровательный юный мальчик. Во-первых, зовут его каким-то родным еврейским именем (что-то типа Аарон или Шимон), во-вторых, изъясняется на чисто американском наречии, приятно слушать, и в-третьих, в шляпе и очках. С первого взгляда мы его сильно полюбили, но не навсегда



Чульпы разбросаны по большому холму. С другой стороны холма озеро, но мы его еще не видим, с этой - болота и заводи





На ближнем берегу - следы каких-то сельскохозяйственных экспериментов (мальчик объяснял, но непонятно).



Ритуальный круг для поклонения солнцу. Относится к инкскому периоду, 1470-1532 гг.



У основания каждой башни имеется небольшое прямоугольное отверстие, смотрящее на восток - вход для восходящего солнца. Внутри башни конусообразные помещения для мумий. К примеру, в самой большой, двенадцатиметровой башне похоронено 35 человек: от прадедов до правнуков.



Некоторые из камней украшены изображениями ящерицы, олицетворяющей загробный мир. Одновременно ящерицы считались символом жизни, поскольку у них отрастают оторванные хвосты. То есть с надеждой на реинкарнацию покойников. Еще говорят, что можно увидеть вырезанных на камнях пуму и кондора, которые вместе с ящерицей обозначают три мира: верхний, средний и нижний. Этих мы не встретили



Гид рассказывал очень подробно об устройстве этих чулп и о чем-то еще... довольно занудно, хоть и на перфект инглиш. Л. утверждает, что вообще нес пургу, но пурги я не слышала, потому что сбежала



Соскучилась и прошла немного вперед по дорожке - найду себе, думаю, кусочек тени там впереди. Тень все не попадалась, зато попались звери. В нашей программе значились если повезет, стада диких викуний. Вот мне-то и повезло! Только на мой непросвещенный взгляд, это не викуньи, а альпаки (см. плакат из части 11). Но дикие - это да







Ну не лапочки?





Чулпы очень разные и относятся к различным периодам: одни построены Колья, другие - уже инками.



Захватив эти земли, инки переняли (вернее, включили в свою систему) большую часть местных верований и обычаев. В частности, продолжили строить в Сильюстани такие же гробницы, только не с куполообразным сводом, а с плоским.





Незаконченная чулпа с рампой. Считается, что рампу эту использовали для строительства. Конкиста заставила инков оставить в этих местах около двадцати незавершенных башен, находившихся на разных этапах строительства. Это позволило ученым лучше понять устройство гробниц и технологию их создания.



Не все нецелые башни недостроены: некоторые разрушены ударом молнии, некоторые пострадали от грабителей - их взрывали динамитом в поисках сокровищ. И правда, было чем поживиться: в башнях хоронили усопших вместе с пищей, личными вещами, драгоценностями.



С вершины холма открываются виды на красивое горное озеро под названием Умайо.





К пляжу лодочка плывет



в ней красоточка гребет



Еще парочка чульп - и на выход



Человечки для масштаба







Спустились с горки, где чульпы, на аллею, ведущую к парковке



Почему-то не отобразились на фотках прилавки с ништяками по обе стороны аллеи. Наверное, мы были сильно заняты. У красной шапочки, закупленной в Наске (боже, как давно это было!), обнаружился недостаток: нет шнурка, и ее сдувает ветром. Пришлось покупать еще одну шапку, со шнурком. А красная шапка-Наска тем временем поимела большой успех. Пока я меряла новую, продавщица позвала коллегу, они вертели шапку-Наску в руках и с большим интересом изучали. Так мы способствовали обмену передовым опытом и технологиями между народами Перу.

Зато попал в кадр местный туалет для туристов



Приехали обедать



Это такеньос, внутри у них сыр. А зеленое - соус чако. На вид невинный, а внутри - очень острый



Тут рыбку дали, не пожалели. В сопровождении одного из многочисленных сортов перуанской картошки (второй на тарелке рядом, и были еще, штук восемь сортов картошки из тритыщипятисот)



Для церемонии торжественного прощания с Же народ сочинил пионерскую речевку и бодро ее изобразил





Вид из окна сортира ресторана



А здесь будет ковер



Красавица. Сдается мне, что вот это как раз викунья



И это викунья (или гуанако)



А это снова альпака. Эк я их! Впрочем, на сто процентов не поручусь



Обратно в автобус. И скоро за окном снова нарисовывается достославная Хулиака (без нее никак)



Через нее мы направляемся в некую Лампу. Так называется город, куда, похоже, никто не ездит.



Но живут многие. Вот церковь Апостола Сантьяго (апостола Иакова по-нашему). Она построена в 1685 году и таит в себе парочку сюрпризов.



Слушайте сюда. Самое необычное использование костницы в качестве индивидуальной могилы находится в церкви Апостола Сантьяго, в небольшой Андской деревне Лампа, Перу. Один из самых уникальных погребальных памятников - это место погребения Энрике Торреса Белона (Enrique Torres Belón), местного политика и предпринимателя. Этот любопытный могильный шедевр, почти неизвестный за пределами региона, был построен за счет горнодобытчика в 60-х годах XX в. Белон проследил свое происхождение от испанских дворян, которые основали Лампу в XVI в. как шахтерский город по добыче серебра. Это наследство привело к его богатству и благополучию местных жителей. Когда стареющая местная церковь стала нуждаться в реставрации, он предложил финансировать строительные работы при условии, что в церкви будет устроен фамильный склеп. Белон пожелал, чтобы скелетные останки его предков откапывались и использовались для украшения его гробницы и гробницы жены. В результате более 2000 черепов были извлечены из могил и уложены под церковью в бункере глубиной 10 м.

Здесь также насчитывается пятьдесят композиций с полными скелетами. Отметим, что каждому из них были даны по два черепа, один в профиль на другом. Скелеты также не имеют рук или ног. Намерения Белона использовать подобные анатомические преувеличения неизвестны, но вполне возможно, что череп на черепе может символизировать победу духовного мира над материальным. Строительство с вложением крупных средств предпринимателя было завершено в начале 1968 г. Склеп находится в нижней части церкви, скелеты расположены в двух регистрах, вызывая ассоциации с жутким «танцем смерти» вдоль стены. Они окаймлены рядами черепов, иногда вперемежку с костями.



Слушайте дальше. Снаружи склеп представляет собой крупный и простой каменный купол, увенчанный алюминиевой копией Пьеты работы Микеланджело непосредственно под дном в крыше церкви. Это интересное сопоставление внутреннего и внешнего содержаний является не случайным: в целом гробница предлагает различные метафоры. Внутренняя символика - мрак смерти, а Пьета - свет, льющийся со дна... Сочетание двух компонентов гробницы следует рассматривать как идею о том, что смертельное тление преодолевается через веру и духовное просветление. Конец цитаты (но не истории).



Тут же и Сикстинская мадонна.



Лампа - небольшой и отдаленный город, населен в основном коренными народами Анд, и склеп горнодобытчика стал частью местного фольклора и предметом суеверий. Перед куполом воздвигнут жертвенник-стол. Здесь отмечаются два официальных праздника, провозглашенных в церкви: 12 июля и 16 октября, дата рождения и смерти Белона. За этим престолом расположено небольшое окно, в котором традиционно размещены пять черепов и неофициальные приношения им - конфеты, сигареты и листья коки. Они часто делаются местными жителями, которые полагают, что души мертвых в могиле могут выступать в качестве посредников в их жизни, предоставлять им услуги или облегчить страдания. Так-то вот. Официально традицию запретили в 2009 г.



Еще тут есть фонтан



И несколько обшарпанный, но весьма колоритный муниципалитет с классическим патио



Кумушки.



Еще одна Пьета? Ха! Сумасбродный инженер побывал на аудиенции у Папы и добился разрешения на копирование "Пьеты" Микеланджело с условием, что гипсовый слепок, доставленный из Рима морем, будет уничтожен после отливки статуи из свинца. Белон, самой собой, обманул Папу, и теперь свинцовая "Пьета" - на куполе гробницы, а гипсовая - в местном муниципалитете. ( отсюда)



А вот наши знакомые бычки



Что-то наш мальчик рассказал про "Семь чудес Лампы" (фонтан и черепа входят) и повез смотреть еще одно из них: колониальный мост. Потом мальчик нас возил в питомник шиншилл, еще по каким-то помойкам, и мы его разлюбили окончательно.



Из Лампы мы направляемся в Хулиаку. Не потому что все дороги в нее ведут, а целенаправленно, в аэропорт. По дороге вроде должны где-то поужинать, но шофер надолго останавливаться отказывается, потому что опасно. Вот он, кстати. Это Лампа, не Хулиака, водитель еще может расстаться с автобусом.



Единственное, на что готов водитель в Хулиаке - чтоб народ, жаждущий пописать, сделал это в большом молле, а он подождет на улице, не выключая мотор. А поедим мы уже в аэропорту. Так и поступили. Молл велик, прекрасен и похож на все моллы мира. Контраст с окружением - потрясающий. Даже трудно представить себе, что на соседней улице нельзя оставить машину - разберут на части (хотя, возможно, это тоже суеверие).

В аэропорту спрашивали Же, зачем нас потащили в эту Лампу. Но Же опять сказал, что ребятам нравится. Тут-то Л. и рассказал ему известный анекдот. Мы потом долго и счастливо ржали на весь аэропорт. Все возвращается на круги своя. Начинали со скелетов в Лимском монастыре, закончили скелетами же в неведомой Лампе, а теперь снова летим в Лиму.



Окончание (окончание!) следует.

Оригинал взят у sova_f в Перу-14

интересное, перепост

Previous post Next post
Up