«Комитет по освобождению…»

Jan 29, 2019 08:54



Когда я спросил, почему меня, административно пересылаемого, держали в военно-каторжной тюрьме, он [полицеймейстер] усмехнулся и ответил: «Оттуда меньше видео. Мы не любим, когда об нас пишут».

- В. Короленко. История моего современника

Первое десятилетие своего существования Движение сознания Кришны в СССР находилось в стороне от какой бы то ни было общественной и политической борьбы. Оно существовало в каком-то своем, параллельном измерении и никак не пересекалось с теми многочисленными движениями - национальными, общественными, религиозными, - которые в 1970-х годах активно противостояли государственному тоталитаризму. Оно и неудивительно: Движение в те годы было слишком малочисленным, представляя собой скорее кружок единомышленников, и влияние его на советское общество было ничтожно мало.

Да и ко всему прочему, вайшнавы всегда были людьми вне политики, воспринимая свою религию как явление трансцендентное, не связанное с условностями этого мира, к числу которых, несомненно, относится и политический строй, и социальная среда. Шрила Прабхупада сам неоднократно высказывался на этот счет: Мы ничего ни от кого не хотим. Мы не хотим ни политической независимости, ни общественного переустройства, мы не стремимся облагодетельствовать человечество. Нет. Мы просто просим: «Повторяйте ,,Харе Кришна и приходите к нам». Вот и всё. Мы ни от кого ничего не ждем. Такова наша позиция.

Радха-кришна боло санге чало. Пойте... Также мы поем Кришна» на улицах. Присоединяйтесь. Радха-кришна боло. Когда идем, присоединяйтесь к нам. Эи метра бхикха чаи. Мы ничего больше не хотим. Нами не движет стремление наживы. Когда мы выходим на улицы, мы не стремимся этим заработать. Нет. Все это - для вашего блага (лекция по «Шримад-Бхагаватам», . 24 мая 1973 года, Лондон).

Иногда нас принимают за сумасшедших. Мы не имеем ничего общего ни с какими политическими или общественными движениями. Мы - просто-напросто Движение сознания Кришны.
И им может казаться: «Это общество сумасшедших. Они все бросили и просто повторяют: Кришна, Кришна, Кришна, Кришна, Кришна. ». Однако Нарада Муни подтверждает, что это - деятельность высшей пробы (лекция по «Шримад- Бхагаватам», 21 июня 1969 года, Вриндаван).

Точек соприкосновения с «внешним миром» у вайшнавизма в СССР было не так много, и возникали они преимущественно там, где протекала проповедь, и, собственно, проповедью и ограничивалась. Ананта-Шанти читал "Бхагавад-гиту" посетителям молельного дома в Малом Вузовском - и едва ли был в курсе того противостояния, которое вот уже более десяти лет разрывало баптистское сообщество*.
__________________________________________________________________________________________
* Имеется в виду разделение баптистов на два лагеря - «официальный», управляемый послушным советской власти Всесоюзным советом Евангельских христиан-баптистов, и подпольный ("инициативники"), во главе с так называемым Советом церквей Евангельских христиан-баптистов.
__________________________________________________________________________________________
Имея в числе своих знакомых диссидентов, многие преданные наверняка никогда не держали в руках сочинений Солженицына и едва ли могли не точно сказать, чем знамениты Синявский и Даниэль*.
___________________________________________________________________________________________
*Андрей Синявский и Юрий Даниэль - московские писатели, осужденные в 1965 году за публикацию своих книг за границей. Арестом Синявского и Даниэля открылась череда преследований против "инакомыслящих", уголовный процесс против них породил мощую волну протестов, а суд, на котором литераторы были приговорены соответственно к семи и пяти годам лагеря строгого режима, послужил толчком для первых правозащитных выступлений.
___________________________________________________________________________________________

Однако к началу восьмидесятых годов преданным волей-неволей пришлось втягиваться в «движение сопротивления». Или, если выражаться точнее, власти сами их в него втянули. Если с проповедью мантра-йоги по кружкам биоэнергетики власти еще могли смириться, то визиты духовных лидеров из-за рубежа - это уже было делом серьезным. Мало того, что заграничные гости проповедовали «чуждые» идеи (на это, опять-таки, можно было бы и закрыть глаза; в конце концов, не так уж и широк был круг их слушателей). Но, тесно общаясь с паствой, они оказывались прекрасно осведомлены о том, как «соблюдается» в СССР свобода совести, а значит, представляли потенциальную опасность для престижа страны на мировой арене.

Еще свежи были воспоминания о том, как летом 1977 года два пятидесятника из Швеции, Б. Сарелд и Э. Энгстрем, приехав в Советский Союз под видом туристов, едва не вывезли из страны несколько сот отчаянных писем от единоверцев и документы об «эмиграционном» движении пятидесятников, что могло серьезно повредить престижу советского государственного строя. Власти чувствовали, что связь преданных с за границей довольно крепко, несмотря на все чинимые препоны. И, разумеется, всячески старались эту связь разорвать.

А преданным не оставалось ничего другого, как осваивать опыт предшествующих поколений гонимых - баптистов, диссидентов, правозащитников. У некоторых преданных был уже опыт в этой области. Юддхаманью (Юрий Хронопуло) и его друзья В. Блок, Г. Крочик  и Б. Калюжный вращались в диссидентских кругах (и впоследствии полностью посвятили себя гражданской борьбе). Армянские (например, Санньяса) в прошлом зарабатывали изданием и продажей нелегальной литературы.

Евгений Жаров увлекался диссидентством, хранил у себя дома «Из-под глыб» и «Архипелаг ГУЛАГ» и сам писал труд под названием «Попытка мышления», потом изъятый при обыске. Александр Кораблев - преданный начала 1980-х, "засветившийся» в деле Вишвамитры и Садананды, - был связан со СМОТ* и проходил свидетелем по делу И. Ратушинской**, а квартира его несколько раз подвергалась обыскам.
____________________________________________________________________________________________
* СМОТ («Свободное межпрофессиональное объединение трудящихся») - независимая профсоюзная организация, созданная в октябре 1978 года группой диссидентов. Участие в СМОТ каралось по статьям 70 (антисоветская агитация и пропаганда) и 190 (клеветнические измышления, порочащие советский общественный и государственный строй) УК РСФСР.
____________________________________________________________________________________________
** Ирина Ратушинская (род. 4 марта 1954) - русская поэтесса, писательница, диссидент. Была арестована и в марте 1983 года осуждена за антисоветскую деятельность. Впоследствии была досрочно освобождена и эмигрировала.
____________________________________________________________________________________________
Все они были знакомы с «техникой безопасности», выработанной поколениями инакомыслящих, и знали, как вести себя на допросах, как разговаривать по телефону, как отрываться от слежки и т.д. Все это очень пригодилось, когда началась травля.  Первые упоминания о преданных появляются в «правозащитных» изданиях в 1982-83 годах. В 6-м номере бюллетеня «Вести из СССР»*** за 1982 год опубликована краткая заметка об аресте Экаты: В Красноярске (по-видимому, в середине 1981) арестован по обвинению в «тунеядстве» (ст.209 УК РСФСР) Евгений Третьяков. Позднее он был осужден. Приговор неизвестен, однако максиморальная санкция по ч.1 этой статьи - 1 год лишения свободы.
___________________________________________________________
*** «Вести из СССР» - бюллетень, выходивший в Мюнхене два раза в месяц на русском и английском языках. Содержал хронику политических, национальных и религиозных преследований в СССР, подробную информацию о советских политзаключенных и ссыльных.
___________________________________________________________
Е. Третьяков был создателем и руководителем «Клуба любителей здоровья" при Красноярском городском Доме культуры. Он проводил в этом клубе занятия мантра-йогой и аутогенными системами тренировки. Е. Третьяков был последователем международного движения «Харе Кришна». После ареста и осуждения Е. Третьякова в газете "Социалистическая индустрия» от 24 января 1982 появилась статья с резкими нападками на него и на «Международное общество сознания Кришны», которое обвиняется в "идеологических диверсиях". Мать Е. Третьякова Тамара Николаевна и сестра Ирина (р. 1954) живут в г. Красноярске. В 1983 году в том же бюллетене «Вести из СССР» упоминается об А. Кораблеве (в связи с делом СМОТ), а также о суде над Вишвамитрой и Саданандой. Уголовное дело против Вишвамитры и Садананды - первое в ряду ему подобных - во многом отрезвило вайшнавов, прежде наивно веривших в свободу совести в СССР.

Стало понятно, что честно с ними никто разговаривать не собирается, и, даже если дело "шито белыми нитками", а доказательства вины иначе как смехотворными не назовешь, обвиняемые все равно окажутся в тюрьме (если, конечно, не захотят «работать» на КГБ). Единственной возможностью хоть как-то это изменить, было предать подробности процесса огласке. Подобная тактика многократно применялась правозащитниками. О беззакониях, творимых на заседаниях судов, быстро становилось известно иностранным журналистам, а через них - общественным организациям и общественным деятелям Запада.

Известный правозащитник, глава Московской Хельсинкской группы Л. Алексеева так пишет об этом: «Начиная с суда над Синявским и Даниэлем, а может быть, и ранее (,, дела Пастернака и Бродского) советские руководители испытывали давление западной общественности и иной раз шли на уступки, так как стремились сохранить на Западе впечатление об СССР как государстве демократическом. Иногда случались очевидные отступления властей - на пример, досрочные освобождения Бродского и Синявского, отмена смертной казни ,,самолетчикам»*...
_______________________________
*"Самолетчики" - двенадцать человек, добивавшиеся разрешения на выезд в Израиль, и летом 1970 года совершившие неудачную попытку угона самолета, совершившего рейсы из Ленинграда в Приозерск. Организаторы "угона" были приговорены к расстрелу, однако под влиянием международного давления советским властям пришлось отменить приговор.
_______________________________
Менее заметным, но еще более существенным результатом этого давления была определенная сдержанность в преследованиях инакомыслиящих - думаю, без оглядки на общественное мнение Запада преследования и правозащитников, и участников других движений были бы ,,оперативной , захватили бы более широкий круг и, возможно, оказались бы жестче**
_______________________________
** Л. Алексеева. История инакомыслия в СССР. Вильнюс - Москва: «Весть», 1992. - С. 251-252.
_______________________________
Суды над вайшнавами обычно объявлялись открытыми, однако «открытость» их была относительной. 3-я статья Конституции СССР и 18-я статья Уголовно-процессуального кодекса РСФСР провозглашали гласность судопроизводства, но интересы государства требовали обратного, и властям приходилось изыскивать некий средний вариант. «Открытость суда была своеобразной, - пишет Л. Алексеева. - Вход в здание суда охранялся милиционерами, пропусккали внутрь лишь отобранных кагебистами людей, по специальным пропускам. С тех пор [1965 год] ,, открытые суды по политическим мотивам за редким исключением проходят так же»***
________________
*** Там же. - С. 203.
________________
На том первом суде, в декабре 1982 года, Сучару попытался пронести в зал заседания магнитофон, чтобы записать происходящее на пленку, но полковник КГБ Э. Белопотапов лично позаботился, чтобы этого не произошло. А через год судили уже самого Сучару даса.

И все-таки теми или иными путями информация на Запад просачивалась, становясь достоянием общественности. По крайней мере, в «Вестях из СССР» заметки о советских преданных появлялись регулярно. Достоверной и исчерпывающей информации иногда не хватало, нередко приходилось довольствоваться слухами и скудными сведениями из газет, поэтому статьи тех лет часто содержат ошибочные или неподлинные сведения.

Последовательница движения «Харе Кришна» Ольга Киселева (1984, 3-2) арестована в Москве не в сентябре, а в августе 1983. Вместе с ней были арестованы еще четыре члена секты, в том числе Алексей Мусатов и Евгений Лернер. Всем им было предъявлено обвинение по статье 227 УК РСФСР. Арестованные содержались в Бутырской тюрьме и тюрьме «Матросская тишина». Суд ожидался в декабре 1983, но его исход неизвестен. А. Пиняев (1984, 3-2) был направлен на психиатрическую экспертизу*.
_____________________
*Вести из СССР,1984, №5
_____________________
Со временем, однако, каналы поставки информации на Запад наладились. Центром, где эта информация скапливалась и обрабатывалась и откуда перенаправлялась по новым адресам, была община ИСКОН в Алмвикс-Горд (Швеция). В этом месте, где значительную часть своего времени проводили Харикеша Свами и Киртираджа, усилиями преданных создан "Комитет по освобождению советских кришнаитов» - организация, целью которой было привлечь внимание правозащитников, влиятельных политических и общественных деятелей к проблемам, с которыми довелось столкнуться Движению сознания Кришны в СССР.

Возглавил комитет  Киртираджа, на долгие годы ставший его бессменным руководителем, вдохновителем и движущей силой. Он неустанно путешествовал, заводил знакомства и везде, где только можно, рассказывал о бедах советских вайшнавов. Он постоянно думал, как помочь своим единоверцам в СССР, и для этого старался всегда быть в курсе того, что происходит по ту сторону «железного занавеса», на шестой части суши под названием Советский Союз.

«Буквально недавно, - писал он одному из советских преданных, - друг сказал мне, что советское правительство согласилось позволить пятидесяти тысячам евреев покинуть страну, если Соединенные Штаты пойдут на определенные экономические уступки. Ты что-нибудь слышал об этом? Мне кажется, тебе следует узнать на этот счет. Не исключено, что кому-то из наших преданных (причем не только евреям) удастся стать участниками этого эксперимента. Пожалуйста, разузнай и сообщи мне все, какие только можно, подробности на этот счет. Все это звучит любопытно и, возможно, будет представлять для нас какую-то ценность».

Письма, телефонные звонки, визиты западных преданных в СССР и редкие, но тем не менее случавшиеся выезды советских вайшнавов за рубеж - таковы были основные каналы, по которым информация уходила на Запад. Те, кто уезжал, нередко включались в борьбу за освобождение своих единоверцев. Например, Статья, вышедшая замуж за Дхумракешу (ученика Шрилы Прабхупады, в первой половине 1980-х годов активно участвовавшего в «Комитете по освобождению советских кришнаитов»). Или Ведавьяса (Валентин Юров), чья история достойна того, чтобы рассказать ее отдельно.

*                  *                *
Валентин Юров родился в Москве. В 1969 году он поступил на факультет журналистики МГУ, который успешно окончил в 1974-м.  Какое-то время он работал корреспондентом в газете «Вечерняя Москва» и в журнале «Советский экран», время от времени публикуясь и в других изданиях (в том числе в газете «Неделя»). Последним его достижением на поприще журналистники была должность редактора одного из медицинских изданий.

В 1979 году на Московской международной книжной выставке-ярмарке Валентин познакомился с Киртираджей, таким образом впервые соприкоснувшись с Движением со- знания Кришны. "Практикующим" преданным он стал чуть позже - летом 1982 года, и уже весной 1983-го его квартира подверглась обыску, в котором принимали участие милиция и люди в штатском. Допрос состоялся тут же, на квартире, закончившись обещанием скорой встречи в прокуратуре. 8 мая 1983 года Валентина арестовали, пообещав судить за хранение антисоветской литературы («антисоветской» оказалась книга о парапсихологии).

Скоро стало ясно, что арест - всего лишь уловка, чтобы запугать его и вынудить дать ложные показания против товарищей. Продержав три дня в камере, преданного отпустили, на прощание посоветовав прекратить участие в вайшнавском движении. В августе 1984 года, намереваясь выехать за границу для работы над переводом книг Шрилы Прабхупады на русский язык, Валентин решил заключить фиктивный брак с преданной из Швеции Марианной Ферроу (Митравиндой-деви даси).

Митравинда познакомилась с Валентином в 1983 году, когда посетила Советский Союз в качестве туристки, везя с собой подарки для русских вайшнавов. Митравинда: В 1983 году мне было поручено ехать в Москву. Для конспирации меня оформили как туристку. Я ехала на поезде из Финляндии. С собой у меня были письма новопосвященным преданным, четки, а также большой том «Шримад-Бхагаватам», который, естественно, не так-то легко было спрятать. Чтобы книга меньше привлекала внимания, из нее были вырваны иллюстрации...

Продолжение следует

Владимир Пискарёв. Движение сознания Кришны в СССР. Очерки истории 1971-1989 годов

Об авторе: Владимир Пискарёв - учёный, писатель, переводчик, редактор издательства "Бхактиведанта бук траст", автор многочисленных статей, посвященных вайшнавской теологии, истории и культуре.Будучи знаком с ИСККОН с 1993 года, последние пять лет посвятил изучению истории этого Движения в СССР, исследовав за это время сотни документов, озгакомившись с десятками газетных  журнальных статей, прослушав множество часов воспоминаний и интервью с участниками событий

Продолжение

Владимир Пискарёв

Previous post Next post
Up