Предыдущая часть
тут Он убедительно рассказывал о том, что вся наша жизнь в этом мире от начала и до конца - одно лишь страдание.
- Вот, о братья, благородная истина о страдании. В муках рождается человек, он страдает увядая, страдает в болезнях, умирает в страданиях и печали.
Стенания, боль, уныние, отчаяние тяжки. Союз с немилым - страдание‚ страдание - разлука с милым.
И всякая недовлетворенная жажда сугубо мучительна. И все пять совокупностей, возникших из привязанностей, мучительны. Такова о братья, благородная истина о странии.*
Голос ламы Рэншэна был сильным и глубоким, а глаза светились мягким светом сострадания и знания. К концу лекции я была уже полностью убеждена, что мирская жизнь не имеет смысла и только пробуждение от иллюзии посредством духовной практики является достойной целью. Похоже, что я стала самым большим последователем ламы Рэншэна, поскольку многим жителям села его проповедь об отречении показалась чрезмерной. Некоторое время спустя в рядах слушателей осталось около пятидесяти человек, среди которых оказались и все мои поклонники.
Впрочем, многие из них потеряли всякий интерес к ламриму, как только я объявила о своем желании посвятить свою жизнь монашескому пути.
- Это пустое занятие, Дорджоханда! - гневно размахивая кулаками, кричал Ардан, - Монашеский путь не для молодых женщин!
Ваше дело рожать детей и служить мужу. Вот твоя высшая дхарма!
- А как родишься мужчиной, так можешь спокойно отречься от мира и достичь нирваны, - заискивающе добавил Чунта.
- Если будешь всю жизнь служить мужу, то подумаешь о нем в минуту смерти и сможешь получить мужское тело,- самодовольно заявил Арсалан, всем своим видом показывая, какое тело является наилучшим.
- Да, конечно, вот именно такое тело, как у вас, я безумно мечтаю обрести, чтобы достичь совершенства жизни! - засмеялась я.
- А может быть, после этого мне даже не понадобится нирвана? Ведь все и так будет слишком прекрасно!
О пользе и вреде женских энергий
К концу дня я часто наблюдала из-за занавески. как высокий монах в красном одеянии проходит по нашей улице. Его величественная осанка и отрешенный от мира, спокойный взгляд внушали мне благоговение и желание следовать за ним.
И все же прежде чем принять окончательное решение и сообщить о нем членам своей семьи, я подумала что нужно сначала посоветоваться с самим ламой Рэншэном. Конечно, история знает женщин-йогинь, достигших вершин ваджраяны**: Еше Цогьял*** и Мандараву ****.
Но обе они были не монахинями, а женами великого Падма-самбхавы. Что же касается великой йогини Мачиг Лабдрон*****, то ей пришлось пережить осуждение общества как монахине, нарушившей свои обеты.
Я не была уверена, что готова до конца посвятить свою жизнь пути отречения и потому нуждалась в совете учителя. Особенно сильно меня беспокоили постоянные домогательства поклонников. Как понять, смогу ли я пройти весь путь отречения и не сбиться с него где-нибудь на середине?
Поскольку лама Рэншэн был сыном моего дяди Лонбо, я решительно попросила его о встрече.
Она состоялась на зеленом лугу за домом дяди Лонбо. Задумчиво закрывший глаза лама Рэншэн неподвижно сидел под раскидистым деревом и казался мне воплощением самого Сиддхарты Гаутамы. Я чувствовала непонятный трепет в его присутствии. В моем сердце смешались почтение и одновременно чувство какого-то непонятного доверия к этому строгому проповеднику. Почтительно склонившись перед ним. я обратилась с несвойственным мне смирением:
- Благодаря вам я осознала бренность мирской жизни и хотела оы следовать по вашему пути. Я хочу задать вам несколько вопросов, потому что принимаю вас своим учителем.
- Я не могу быть твоим учителем, - ответил он. - Я не принимаю в ученики незамужних женщин.
В эту минуту явпервые раз ощутила разочарование от своего женского тела, которым так сильно гордилась. Слова ламы разбили мои надежды.
- Ну хорошо, а можно мне хотя бы получить совет у того, кто представляет сострадательную природу Будды?
Настойчиво спросила я, решив любой ценой получить ответы на свои вопросы.
Лама Рэншэн молча кивнул, и я поняла, что мне придется собрать всю свою храбрость, чтобы продолжать диалог со столь непроницаемым человеком.
- Как вы считаете, возможно ли для меня следовать по пути ламрим? Вы говорили, что он настолько могущественен, что может освоболить нас от иллюзии за одну жизнь, и также, что он настолько опасен, что любая ошибка может привести нас к ужасным последствиям.
- Я не могу сейчас определить твою квалификацию - задумчиво ответил лама.
- Но ты внимательно слушаешь на лекциях и задаешь разумные вопросы. Это Одно из предварительных условий. Теперь нужно понять, насколько ты способна следовать полученным наставлениям. Что вызывает
у тебя сомнения в своих возможностях?
- Прежде всего, мое женское тело, - еле слышно сказала я. - Я не уверена, что смогу прожить свою жизнь в отречении.
- Тогда ты можешь выйти замуж и вместе с мужем следовать по этому пути.
- Что-то пока мне не хочется. Почему-то меня не привлекает семейная жизнь.
- Тогда почему ты сомневаешься в своей способности жить в отречении?
Я задумалась. На самом деле я не была уверена всобственной готовности к отречению. Но мне не хотелось выглядеть обычной девушкой в глазах почитаемого мной человека. Более того, меня несколько раздражало его абсолютное хладнокровие в моем присутствии, поэтому я свалила вину на своих поклонников:
- Потому что меня очень беспокоят разные мужчины. Они постоянно пристают ко мне и мечтают взять меня в жены. Я так устала постоянно от них отбиваться! Боюсь, у меня будет очень много беспокойств, если я буду жить одна...
- Я подскажу тебе, как решить эту проблему, - ответил лама Рэншэн, насмешливо глядя на меня.
- Для начала тебе нужно всего лишь поскромнее одеваться. Просто прикрой свое тело здесь,- он указал на грудь,- и не носи такие узкие платья.
От этих слов мои уши и щеки запылали. Он не попался в ловушку моих слов и не сказал ничего о моей чрезмерной привлекательности, на что я очень рассчитывала. Более того, он сделал мне такое неприятное замечание! Чтобы он не догадался о моих чувствах, я решила изобразить простодушие:
- O учитель, а может быть, мне еще и лицо закрывать?
- Это уже чересчур. Достаточно, если ты позаботишься о том, чтобы получше прикрывать свое тело. Кстати, так мы и проверим твою способность следовать наставлениям, с этими словами он встал, давая понять, что разговор закончен.
- Я отправилась домой с сердцем, переполненным самыми противоречивыми эмоциями. Меня полностью покорила абсолютная независимость ламы и его способность не попадать под власть моих чар. Я чувствовала, что эта внутренняя сила еще больше вдохновляет меня идти за ним. С другой стороны.
его наставление показалось мне невыносимо тяжелым: одеться в балахонистые одежды, под которыми никто не увидит красоту моей фигуры! Зачем же тогда природа подарила мне это стройное тело с тонкой талией и высокой грудью, если я должна навеки похоронить его под ворохом тряпья? Неужели никто больше не сможет оценить моей привлекательности‘? Неужели... мне на самом деле придется потерять власть над всеми поклонниками, превратившись в огородное пугало?!_________________________________________________________________________________________________________________
*Дхарма чакра правартана сутра.
** Ваджраяна - тантрическое направление буддизма.
*** Цогьял - тибетская принцесса, супруга основателя тантрического буддизма Падмасамбхавы.
**** Мандараву - идийская принцесса, вторая супруга Падмасамбхавы.
***** Мачиг Лабдрон - тибетская йогини, основательница школы чод - практики отсечения привязанностей.
Продолжение