Предыдущее Отец Дмитрий: Почему же, считая грехом убийство животных, Кришна допускает убийство человека? Воин Арджуна по его указанию в сражении убивал своих родственников!
Джаянанда Дас: Ахимса (принцип ненасилия) не является верховным принципом. Отец русского монашества Феодосии Печерский наставлял: «Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами; однако только со своими врагами, а не врагами Божиими». В некоторых исключительных случаях, определенных шастрами, (например, для защиты от агрессора) царь, воин может и должен применять силу − вплоть до убийства врага. Сергий Радонежский вдохновлял Дмитрия Донского на кровавое побоище с ордынцами и даже послал на битву иноков Пересвета и Ослябю. В Шримад-Бхагаватам {1.17.14} сказано: «Обуздывая бессовестных негодяев, человек тем самым приносит благо праведным». И апостол Павел писал о правителе: «Он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель и наказание делающему злое» [Рим. 13.4]. В случае с Арджуной Шрила Прабхупада объяснял, что «сражаться − долг кшатрия (воина), и даже если на поле боя ему приходится сражаться с друзьями и родственниками, он не должен уклоняться от исполнения долга» {5, с. 102}. 19 «Претерпевший до конца спасётся».
Отец Дмитрий: И все же я считаю, что увлечение кришнаизмом − просто дань моде. Много ли кришнаитов, которые запечатлели своей кровью преданность Кришне? И найдутся ли такие? А вот истины Христовы подтверждены кровью. В то время как кришнаизм отрицает свободу воли («Лишь стань Моим орудием» − говорит Кришна Арджуне {Б.-г. 11.33}), тысячи христиан добровольно приняли мученическую смерть за веру.
Джаянанда Дас: Вы забыли сказать, что и от рук некоторых так называемых «служителей Христа» пострадало немало мучеников. Впрочем, неугодных церкви часто убивали бескровно: сжигали*…
__________________________________________________________________
*Например, в 1504 г. по решению собора с участием Ивана III, митрополита Симона и других иерархов, «обыскаша еретиков повелеша их, лихих, смертною казнию казнити. И сожгоша в клетке диака Волка Курицина да Митю Коноплева, да Ивашка Максимова декабря 27. А Некрасу Рукавова повелеша язык урезати, и в Новегороде в Великом сожгоша его. И тое же зимы архимандрита Касияна урьевского сожгоша и его брата, иных многих еретиков сожгоша».
__________________________________________________________________
Лично мне, как недостойному, Кришна не дал пролить за Него кровь. Единственное увечье, полученное когда-то при разгоне нашей демонстрации с требованием освободить репрессированных братьев в Боге − перелом ребра, да и тот закрытый.
Поэтому для примера я расскажу вам историю одного кришнаита, жившего 500 лет назад в Индии. Его звали Харидас Тхакур. Он родился в мусульманской семье, однако в нем с детства проявлялись духовные склонности и влечение к воспеванию имен Кришны. Оставив дом, он ушел в лес, где, живя в маленькой хижине, непрестанно повторял имена Господа практически круглосуточно. Когда в окрестностях распространилась молва о Харидасе, мусульмане, опасаясь его влияния на население, прониклись к нему враждебностью. Его привели к правителю-мусульманину, который сначала уговорами и лестью, а затем угрозами, пытался заставить Харидаса прекратить воспевание и стать мусульманином.
Однако Харидас Тхакур смиренно, но решительно, отверг эти предложения. Тогда правитель приказал избивать вайшнава плетьми на рыночных площадях до тех пор, пока тот не перестанет славить Бога. Харидаса избивали на 22 площадях, и он постоянно повторял Имена Господа. Обычно после такой экзекуции в двух-трех местах человек умирает. Мучители пришли в ужас: «Прости нас, мы видим, что ты великий святой, но нам приказали заставить тебя замолчать, пусть даже ценой твоей смерти. В противном случае казнят нас».
Шрила Харидас, не желая никому зла, благословил их и сказал: «Хорошо. Я не могу жить, не прославляя Господа, но я могу умереть». С этими словами он упал наземь бездыханный.*
______________________________________________
**Ср.: «И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! Не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» [Деян. 7.60]. Обе стороны выполнили свои обещания.
______________________________________________
В 1986 году в Советашенской психбольнице Еревана был насмерть замучен Мартик Жамкочян. В 1987 году в Оренбургской области в лагере, не вынеся тяжелейших условий заключения, от постоянного голода, погиб двадцатитрехлетний Сачи Сута Прабху. В 1984 году за перевод Бхагавад-гиты была осуждена беременная (на седьмом месяце) Премавати деви даси (Ольга Киселёва), бывший сотрудник Института востоковедения АН СССР, мать двоих детей. Её третий ребёнок − одиннадцатимесячная дочь родилась и умерла в лагере, так ни разу и не увидев небо без решетки.* У меня сохранились номера ставшего библиографической редкостью самиздатовского журнала «Хроника Движения Сознания Кришны в СССР», в которых опубликованы рассказы узников совести. Многим предлагали свободу за отказ от веры, но никто не соблазнился.
Когда правителю сообщили о смерти Харидаса, тот запретил его хоронить: «Так как он отрекся от ислама, бросьте его тело в Ганг». Приказание было выполнено. Вскоре после этого крестьяне, обрабатывавшие свои поля в пойме ниже по течению, увидели Харидаса, выходящего из реки и воспевающего «Харе Кришна». Потом он еще некоторое время жил на земле, действуя как намачаръя − наставник и проповедник Святого Имени {20, гл. 6}.
Произойди эти события на Западе, они, возможно, привели бы к появлению новой религии, адепты которой верили бы в исключительность своего воскресшего спасителя. Если обратиться к событиям, более близким нам хронологически и географически, то, начавшее развиваться в СССР в 70-х годах Движение сознания Кришны, в начале 80-х подверглось жестоким преследованиям. Около половины первых советских последователей Движения сознания Кришны были репрессированы. Одному из наших братьев в Боге ереванский полковник Госбезопасности Закарян сказал: «Мы начнем ловить вас и убивать, и вам придётся обратиться к Кришне». «Так мы и сделаем» − был ответ.
*Это событие всколыхнуло мировую общественность, благодаря чему во время горбачёвской перестройки закончились репрессии кришнаитов и началось их освобождение из заключения. Духовный брат Премавати деви даси, Вишвамитра дас, был исключён из аспирантуры физического факультета МГУ и осуждён за незаконную религиозную деятельность. Он провёл за решёткой более 5 лет. Реабилитирован в 1991 году (прим. ред).
12Сарвабхавана дас: «У них под ногами как раз лежала электроплитка, длинная такая. Но когда они сказали... Я подумал: «Ну наверное они этого не сделают». А когда они все-таки подняли плитку, я прижался к стене. Двое держали меня за руки и прижимали к стене мои колени, чтобы я не мог сесть. Если подамся головой вперед, то коснусь плиты, а назад некуда... И так они держали, пока я не закричал «Хари бол» («Хвалите Господа»)!... Лицо у меня горело, и я почти ничего не видел... Не знаю, от этой ли процедуры, или от тюремного питания, но, в общем, после этого один глаз у меня совершенно не видит» {32, с.22}.
Пурнамаси деви даси: «Третьего июля 1984 года я попала в тюремную камеру станицы Преградная... Кроме голых досок там больше ничего не было. Вриндаван дас и Джапа дас, осужденные вместе со мной, сразу же попросили охранников передать для меня фуфайку и свитер. Спать на голом полу очень холодно, и поэтому такая забота была очень кстати.
Я сидела одна, но одиночества не чувствовала, так как постоянно чувствовала поддержку Кришны. И я стала громко петь. Подошел милиционер и сказал: «Запрещается петь, прекратите!» Я ответила: «Мне хочется, и я пою». Он ничего не смог сделать. Я пела довольно громко и меня услышали преданные в других камерах. Пение подхватил Санатана Кумар. Он тоже запел очень громко. Мы начали киртан (совместное воспевание имен Бога), к нам присоединился Джапа, находившийся в совсем другой стороне, затем подхватили Вриндаван и Алеша Байда. Мы пели в унисон, хотя сидели в разных камерах. Это было прекрасно. Чувствовался огромный прилив энергии. Эту невероятную поддержку Кришны невозможно передать словами. Охранник подошел снова и сказал, что это запрещено. Но мы не прекратили петь, и тогда он просто ушел. Что он мог с нами сделать?» {31, с. 15}.
(Ср.: «Он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду. Около полуночи Павел и Сила, молясь воспевали Бога: узники же слушали из» [Деян. 16.24-25]).
Свобода воли
Учение Сознания Кришны не отрицает, а подтверждает наличие у человека свободной воли. Нам предоставлена свобода выбора: мы можем либо оставаться в невежестве, придерживаясь ложных, по сути − материалистических, представлений, являясь орудием Дьявола, либо обрести духовное знание и стать орудием Господа. Иисус говорил: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными... Всякий, делающий грех, есть раб греха» [Ин. 8.32, 34]. Как писал Шрила Прабхупада, «обманутые внешней энергией (иллюзией), люди считают себя свободными, но на самом деле связаны законами природы...
Свобода является центральной осью во всех сферах преданного служения. Без свободы не может быть преданного служения… Предаться Господу − значит обрести полную свободу» {15-1, с. 276}. Давайте же и мы предадимся Ему, чтобы и к нам относились слова апостола Павла: «Ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец − жизнь вечная» [Рим. 6.22].
_______________________________________
Вышеприведенный диалог демонстрирует, что христианское учение во многом совпадает с учением Сознания Кришны.
Помимо нежелания понять собеседника недоразумения чаще всего возникают из-за употребления разных слов для обозначения одних и тех же понятий.
Семьсот лет назад это подметил и выразил в стихах персидский поэт-суфий, учитель Джалаледдин Руми:
Вот как непонимание порой
Способно дружбу заменить враждой,
Как может злобу породить в сердцах
Одно и то ж на разных языках.
Шли вместе тюрок, перс, араб и грек.
И вот какой-то добрый человек
Приятелям монету подарил
И тем раздор меж ними заварил.
Вот перс тогда сказал:
«Пойдем На рынок и ангур приобретем!»
«Врешь, плут, − в сердцах прервал его араб,
− Я не хочу ангур! Хочу эйнаб!»
А тюрок перебил их: «Что за шум,
Друзья мои? Не лучше ли узум!»
«Что вы за люди! − грек воскликнул им,
− Стафиль давайте купим и съедим!»
И так они в решении сошлись,
Но, не поняв друг друга, подрались.
Не знали, называя виноград,
Что об одном и том же говорят...
Дмитрий Бурба. "Христианство и Веды"
Далее