Об отсутствии способности к изучению сакрального послания Вед у шудр и им подобных невежд II

Feb 06, 2021 16:24



Продолжение. Начало

СИДХĀНТА: Шрила Вьясадева в своих сутрах представил для этой темы несколько толкований, которые достаточно неоднозначны, Мы попробуем проанализировать их далее шаг за шагом. История из «Чхандогья-упанишад» звучит так. Однажды праведный царевич Паутраяна услышал беседу двух лебедей - в реальности мудрецов, принявших облик птиц с целью побудить его к познанию высшей истины. Первый из лебедей прославил Паутраяну за его праведность, но другой неожиданно заявил, что благочестие Паутраяны, увлеченного одной лишь мирской благотворительностью, мизерное в сравнении с тем, что имеет просветленный мудрец Райква.

Услышав в отношении себя столь низкую оценку, Паутраяна сильно огорчился. Тогда он подготовил богатые дары и, отыскав мудреца Райкву, трепетно испросил у него высшее знание. Однако провидец Райква при первой же встрече узрел, что Паутраяна, вследствие выявившейся у него духовной несостоятельности, охвачен горестью и негодованием. Учить столь душевно неуравновешенного человека не представлялось возможным.

Поэтому, несмотря на то, что у Паутраяны как воспитанного царевича имелась вся необходимая подготовка, мудрец сурово изрёк: «Пойди прочь, о шудра!». Здесь должно оценить первое важное наставление Вьясадевы. Если человек вследствие некого страдания начинает духовный поиск, это еще не означает, что он готов немедленно войти в кулуары мудрости Вед. Ученика должно быть осознанное стремление (джигьяса) к познанию истины о Боге.

Если же кто-то попросту удручен тяжкой судьбой, словно шудра, его интерес к познанию не будет устойчивым. Далее в данной адхикаране речь идет о таинстве познания Вед. В «Брахма-вайварта-пуране» говорится: йатра ведо ратхас татра / на ведо йатра но ратхах - «У кого есть знание Вэд, этого есть ,,колесница", а в отсутствии Виде ,,колесницы" быть не может». В данном приложении «колесница» - это очищенный ум, подготовленный для познания Высшей Истины. Ум очищается и воспитывается путем прохождения ряда священных ритуалов - самскар, некоторые из которых совершаются еще до рождения ребенка, а точнее с момента его зачатия.

В ведическом обществе самскары практиковались в трех высших сословиях, то есть среди священников брахманов, правителей кшатриев и предпринимателей вайшьев. Для обретения знания Вед самой важной самскарой была упанаяна - «обретение священного шнура», которая сопровождалась посвящением мальчика в чтения гимна «Брахма-гаятри» (корневого гимна священного древа Вед). Согласно писаниям мальчик брахман мог получить упанаяну в 8 лет, кшатрий в 11 лет, а вайшья в 12 лет.

Так закладывалась основа для успеха в изучении Вед и сопутствующих сакральных практик. Что же касается сословия простых тружеников шудр, их уклад жизни был гораздо проще. В «Пайнги-шрути» говорится: нагнир на йаджнотха на на самскӑро на вратӑни - «У шудр не бывает ни священного огня, ни жертв Богу, ни ритуальных практик, ни очистительных обрядов, ни священных обетов». При таком положении в виде полного отсутствия самскар, для шудр не могло быть и речи об изучении Вед. Так или иначе, склонность к духовности - это особое внутреннее качество, относимое к числу врожденных достоинств.

В некоторых случаях прозорливый учитель мог распознать его в ученике, даже поправ внешние социальные условности как второстепенные. В этой связи Вьясадева далее ссылается на еще одну историю из «Чхандогья-упанишад». Мальчик по имени Сатьякама обратился к мудрецу Гаутаме, прося даровать ему знание. Следуя традиции, Гаутама в первую очередь спросил его: «Ак какой священной династии готре ты принадлежишь?» Сатьякама честно ответил: «Моя мать Джабала усыновила меня, поэтому я не знаю своей готры».

При таком положении дел предсказуемым формальным ответом со стороны учителя мог бы быть отказ в принятии ученика. Однако Гаутама осуществил оценку не по внешнему, но по внутреннему критерию, воскликнув: «О, ты не побоялся сказать правду, какой бы она ни была! Поэтому, несомненно, ты - брахман. Я принимаю тебя в ученики. Принеси же хворост для жертвенного огня!» Так святой Гаутама явил возвышенный пример оценки ученических достоинств по наиважнейшему критерию в виде отсутствия у кандидата шудратвы, т. е. неправдивости, недобросовестности, нечистоплотности и иных низменных качеств, зачастую присущих шудрам.

Данную идею запечатлевает очередная сутра (1.3.37): ом тад абхава-нирдхаране ча праврттех - "Лишь убедившись в отсутствии шудратвы у кандидата, можно даровать ему посвящение посредством сакральных ритуалов, самскар», Однако, по всей видимости, столь либеральный подход, как бы открывающий лазейку к нежелательному смешение каст, мог поставить под угрозу существование древнего божественного уклада варнашрамы.

Поэтому в писаниях смрити было оглашено общее правило: нӑгнир на татхаивӑдхйайанам кутах кевалаива ту три-варнӑнӑм видхийате «Для шудр не предусмотрено ритуальных жертв с использованием священного огня. Қуда уж им тогда изучать Веды? - Единственная их обязанность --- служить представителям трех высших сословий». Таким образом, лишь при отсутствии препятствия в виде особого запрета писаний, прозорливость разума (вишишта-буддхи) рассматривалась в качестве признака достойного преемника послания Вед. Естественно, такой подход выглядит достаточно несправедливым, особенно в рамках современного социума.

Еще в начале прошлого века упомянутый выше Рай Бахудур в негодовании писал («Vedanta-sutras of Badarayana» стр. 173): «Ситуация налицо - практически вся Индия превратилась теперь в обширный контингент шудр, духовно-невежественных людей, обделенных знанием Вед. Социальная протекция брахманов, искусственно отстранявших всех шудр от изучения Вед, принесла свои неблаговидные плоды. Сами брахманы стали ныне столь же деградированными, сколь и невежды шудры.

Увы, несправедливость сама породила себе наказание». Данное толкование, конечно, по форме отличается от мнения традиционных ведантистов, но доля правды в нем, очевидно, есть, и оно высказано с предельной искренностью. Итак, формальное правило Вед (оглашенное в обсуждаемой адхикаране) не позволяет людям неведических корней прямо приобщиться к духовной традиции изначальных Вед. Но свод писаний смрити, в которых мудрецы древности в простой форме изложили послание Вед, доступен абсолютно для всех.

К данной категории писаний относятся духовно-исторические эпосы Пураны и Итихасы. Кроме того, Сам Господь создал альтернативную систему поклонения, именуемую «Вайшнава-тантра» («Универсальный свод практик для вайшнавов»). В рамках нее Господь Вишну в лице Нараяна-риши однажды в течение пяти ночей поведал особый раздел писаний («Панчаратру»), в которых в доступной форме представлен сокровенный смысл Вед и чрезвычайно могущественные духовные практики.

В Южной Индии практики «Панчаратры» применяют обе известные традиции вайшнавов, как последователи Шри Рамануджачарьи, так и преемники учения Шри Мадхвачарьи. Так, в труде "Ятиндра-мата-дипика» (1.4), излагающем учение Шри Рамануджи, говорится: мумукшур дви-видхах бхактах прапаннаш чети - «Среди стремящихся косвобождению встречаются подвижники двух направлений:

1) Преданные бхакты, идущие по классическому пути Вед;
2) Преданные прапанна (некоторые из которых вследствие социальных условностей не имеют доступа к изучению Вед), следующие по пути безраздельного предания, шаранагати».

Причем, именно практика шаранагати считается чрезвычайно действенной и самой выдающейся. Среди последователей Шри Мадхвачарьи еще в Средние века также сформировалось два направления:
1) "Вьяса-кута" - брахманическая школа искушенных в знании Вед последователей Вьясадевы;
2) "Часа-кута" -- движение преданных слуг Господа, открытое для искренних верующих из всех классов и сословий общества.

В действительности, качества человека зависят не от благородной наследственности, которая в подавляющем большинстве случаев либо полностью утрачена, либо стала ущербной в нынешний век деградации Кали-югу Каждое живое существо имеет разного рода врожденные способности, которые могут проявляться или наоборот подавляться вследствие хорошей или дурной кармы, накопленной им в прошлых жизнях.

Даже если душа приняла очередное рождение в не слишком благоприятных условиях, т.е. в семье, лишенной практики ведических самскар, у нее есть шанс очиститься и встать на путь самосовершенствования альтернативным путем - с помощью системы «Панчаратры» («Вайшнава-тантры»), т.е. посредством ритуального посвящения в культ Вайшнавизма. Пение святого имени Господа в любом случае - доступный метод для всех без ограничения.

Но принятие вайшнавского посвящения - это шанс обрести квалификацию для разного рода продвинутого ритуального служения Богу. В этой связи весьма красивая аналогия приводится в следующем тексте из писания «Таттва-сагара», процитированном Санатаной Госвами в «Хари-бхакти-виласе» (2.12) и Дживой Госвами в "Бхакти-сандарбха" (ануччхеда 298): йатхӑ кӑйчанатӑм йӑти кӑмсйам раса-видхӑнатах татхӑ дйкша-видхӑнена двиджатвам «Как колокольный сплав посредством обработки алхимическим эликсиром можно превратить в чистое золото, так через таинство посвящения (т. е. дикшу) в духовную традицию вайшнавов ищущий человек обретает квалификацию двиджи (,,дваждырожденного" брахмана или рожденного заново в духе преданности Богу")».

Это очень сильное утверждение, ибо оно подтверждает главное - посвящение вайшнавов есть новое рождение в духе, которое сродни «второму рождению» истинного подвижника-брахмана, прошедшего через все необходимые ведические самскары. В «Прамея-ратнавали» (8.6) Баладева Видьябхушана приводит цитату из «Падма-пураны» о пяти самскарах, предписанных в «Панчаратре» для всех преданных:

Тапах пундрам татхӑ нӑма
мантро йӑгаш ча пайчамах
амй хи пайча-самскӑрӑх
парамаикӑнти-хетавах

Пять очистительных процедур самскар, которые способствуют пробуждению в ученике беззаветной преданности Господу, суть таковы:
1) māna - Осознание, что бренное человеческое бытие исполнено страданий (В традиционной системе проводился специальный ритуал тапта-мудра-дхарана в виде прижигания кожи нагретыми на священном огне жезлами с изображением диска и раковины атрибутов Господа).
2) пундра - Ежедневная практика нанесения на предписанные члены тела священного знака (тилак) Господа Вишну.
3) - Получение от учителя духовного имени, т. е. дӑса-нӑма - имени слуги Бога.
4) мантра - Получение от учителя особой мантры для поклонения Божеству Господа.
5) - Ритуальное поклонение Господу разных видов.

Путь к Богу не закрыт ни для кого, ибо в «Бхагавад-гите» (9.32) Сам Господь Кришна провозгласил:

мам хи пӑртха вйапӑшритйа
йе сйух папа-йонайах
стрийо вайшйас татхӑ шудрас
те пи найти парам гатим

«О сын Кунти! Предавшись Мне, даже люди низкого происхождения, будь то несведущие в Ведах женщины, вайшьи [торговцы] или шудры [рабочие], достигают высшей цели, мира вечности», По этому поводу сведущие комментаторы Веданты пишут: Не имея подготовки для познания Бога посредством Вед, ищущие люди способны достичь духовного совершенства через бхагавад-бхаджан - воспевание святого имени и достоинств Господа.

Для данного простого и возвышенного метода не требуется никакой предварительной квалификации. Қтому же в «Кали-сантарана-упанишад» и других писаниях говорится, что в нынешнюю эпоху деградации, Кали-югу, пение святого имени Всевышнего - Хари-нама-санкиртана - является главной и наиболее эффективной духовной практикой. Преданность Господу - есть заветный плод всех духовных исканий. В своем труде «Кришнамрита-махарнава» Мадхвачарья цитирует текст из «Сканда-пураны»: ўрдхва-пундрам рджам саумйам лалӑте йасйа са чандала пӯджйа эва на самшайах

«На чьем лбу красуется аккуратно выведенный знак последователя Господа Вишну (вертикальный тилак из священной глины гопичанданы), тот, несомненно, достоин почестей духовного подвижника, будь он даже рожден в низком сословии чандалов (собакоедов)».

Комментатор Нараяна Ачарья отмечает, что при общем запрете изучения Ведь для шудр и им подобных, налицо исключение личностей, в прошлых жизнях обретших осознание Вед. Например, знаменитый мудрец Видура, имевший родовой статус сына служанки - шудры, явил врожденную прозорливость разума, позволившую ему во всей полноте постичь смысл священных писаний. По этому поводу в «Шримад-Бхагаватам» (3.33.7) есть яркое высказывание:

ахо бата шва-пачо 'то гарийан
йад-джйхвӑгре вартате нӑма тубхйам
тепус тапас те джухувух саснур
брахманучур нама грнанти йе те

Обращаясь к Господу Капиле, его мать Девахути изрекла: «О Господь! Сколь восхитительна удача тех, у кого на языке звучит Твое святое имя! Даже будучи выходцами из низкого сословия собакоедов, они достойны высших почестей. Несомненно, в их прошлых жизнях они были праведниками арьями, совершившими и подвиги аскезы, и подношения священному огню, и омовения во многих священных водоемах, и воспевание гимнов Вед». В отношении женщин вне зависимости от их социальной принадлежности наблюдается особая ситуация.

Считается, что при повышенной интеллектуальной нагрузке у них ослабевают физиологические процессы, связанные с деторождением, что не столь благоприятно в рамках традиционного долга женщины как матери, именуемого стри-дхарма. Поэтому для большинства женщин изучение сакрального послания Вед является необязательным. Однако, конечно же, могут быть исключения в отношении тех женщин-подвижниц, что наделены особыми врожденными качествами интеллекта и духовности.

Мадхвачарья излагает данную тему в тезисе: джнейо на ведаих - «Господь не познаваем посредством сакрального знания изначальных Вед для малограмотных тружеников шудр, и прочих не слишком разумных людей».

Гададхар Пандит Дас. Веданта «Суть послания Вед» в кратком изложении «Ану-бхашйа» учителя мира - Шри Мадхвачарьи

Мадхвачарья

Previous post Next post
Up