Труднее всего отказаться от чувства собственной правоты

Feb 04, 2021 20:39

...Любая духовная традиция будет говорить, что на духовном пути человек встречается с какими-то препятствиями, что на духовном пути у человека иногда бывают драмы, иногда его идеалы и реальность, в которой он живет, приходят в конфликт между собой и этот конфликт нужно как-то разрешать. Как правило, начало духовного пути всегда сопряжено с очень позитивными эмоциями, но люди сталкиваются на своем духовном пути, к сожалению, не только с позитивными эмоциями, потому что духовный путь означает преображение, причем очень существенное преображение, преображение на очень глубоком уровне, преображение на уровне понимания того, кто такой я, каким образом я должен правильно взаимодействовать с этим миром, с другими людьми.

В сущности, это преображение, которое должно произойти на уровне нашего эго. Если хирург делает операцию в самом сложном случае на сердце или на голове, на мозгу, то духовный учитель должен сделать операцию на нашем эго. Что такое эго? Эго - это некая концепция, некие представления достаточно жесткие, которые сформировались, причем не обязательно за одну жизнь. Представления о том, кто такой я, каковы мои ценности глубинные, что мне нужно от этого мира.

Поэтому очень важно, чтобы духовная традиция имела живого представителя, а от живого представителя мы могли бы получать эти истины и получать от него энергию и силы, необходимые для этого внутреннего преображения. Особенно ведическая традиция настаивает на этом. Разумеется, это есть в любой другой традиции, но, скажем так, в каких-то традициях роль духовного учителя или живой передачи духовного знания затушевывается слегка.

Это делается под разными предлогами, с разных точек зрения, но тенденция такая есть. В частности, вся протестантская традиция основана на этом.   Она, в отличие от распространенного недоразумения о том, что протестантство от слова «протест», а само это слово происходит от «pro testament», то есть «за возвращение к непосредственному контакту между человеком и священным писанием». Testament значит Новый Завет, то есть учение Христа и весь Протестантизм возник на этой идее, что человек сам может понять, просто читая книгу, то, о чем там написано и что ему нужно делать. Это одна из ветвей и сейчас, в наше время, очень много таких ветвей. В частности, в индийской традиции таким протестантом был Кришнамурти.

Его знаменитая философия была в том, что гуру не нужен, что гуру только мешает, он только сковывает человека какими-то догмами или рамками, но на самом деле это глубочайшее заблуждение, которое только может быть. Настоящий гуру нужен, потому что он может передать то, что мы никогда не сможем почерпнуть из книги.   Из книги мы можем почерпнуть какие-то идеи или концепции, но сам способ восприятия этих концепций заключается в том, что мы берем ее откуда-то извне нас и прежде, чем она попадет внутрь нас, мы ее должны будем пропустить, опять же,  через свое собственное эго.   Каким образом она трансформируется при этом, никто не знает.

Иначе говоря, эту идею любви к Богу, отношений личных с Ним, нужно будет взять и пропустить ее через узкие двери нашего эго или втиснуть ее, обрубить ее под наши собственные концепции. Потому что что такое эго? Это мои концепции, это мои собственные представления о том, кто такой я, что мне нужно от этой жизни, и если у меня нет гуру, если у меня нет живого гуру, с которым я могу так или иначе развивать какие-то живые, реальные отношения, то я останусь при своем. Даже, если я буду читать какие-то истины хорошие, все эти истины будут преломляться сквозь мои собственные концепции, сквозь эго мое и я буду пытаться применять их, ну, скажем так, очень искаженным образом.

Поэтому, начиная с «Бхагавад-гиты», которая является букварем духовного знания, и, кончая самыми возвышенными писаниями, везде один и тот же принцип подчеркивается: человеку нужные живые отношения, потому что только в них я могу поменять что-то на уровне своего я. Мы можем видеть это даже в обычных отношениях, не только в отношениях гуру с учеником, в обычных отношениях, которые помогают нам существенно поменяться. Мы понимаем, что чтобы отношения сохранить, нам нужно что-то поменять в себе. Эти отношения, которые меняют что-то, называются, в сущности, отказом от тех концепций, которые у меня есть и за которые я держусь.

Что есть наше эго? Эго есть жесткая структура, которая возникла внутри меня. Я могу менять что-то на периферии, когда я общаюсь с другим человеком, когда я читаю какую-то книгу, какие-то вещи оказывают на меня влияние, но некий жесткий каркас остается. Этот жесткий каркас есть эго и оно есть самый большой враг человека на духовном пути. Какую бы духовную традицию мы ни взяли, везде будет говорится об этом принципе, об этой идее, о том, что врагом человека на духовном пути является некая внутренняя жесткость, проявляющаяся в концепции моего эго.   Отказаться от нее я могу, только если я вступлю в личностные отношения и в них я буду получать что-то, что будет для меня ценнее, чем мое собственное эго.  На самом деле, ничего ценнее для нас нет. Моя собственная правота … А эго что такое? «Я прав». «Я не знаю как Вы, но я прав».

Это буквальная цитата, которая очень сильно мне врезалась мне в память. Я пытался говорить с одним человеком, говорил: «Ну может быть так, так …», а он говорит: «Ну, я не знаю как Вы, но я всегда прав». 
Это самое дорогое, что у нас есть и от чего труднее всего отказаться, от чувства собственной правоты. Нам нужно что-то получить взамен, ради чего мы откажемся. Это что-то должно перевешивать наше непререкаемое чувство правоты, это что-то может появиться у нас только в результате личностных отношений, это что-то называется любовью.

Любовь - это единственное, ради чего человек может пожертвовать своим собственным эго. Если он почувствует от другого человека любовь, тепло, заботу, жертвенность, искреннее бескорыстие, то ему не жалко будет отказаться от своего эго....

Бхакти Вигьяна Госвами на Вьяса-пудже у Дханурдхар Свами, Москва (01.10.2011)

Бхакти Вигьяна Госвами, гуру и ученик, протестантизм, Кришнамурти

Previous post Next post
Up