апашудра-адхикарана
«Толкование об отсутствии способности к изучению сакрального послания Вед у шудр и им подобных невежд»
В былые времена невежественными считались народности, жившие вне ведического сообщества варнашрамы, например, свинопасы, рыбаки, кочевники и т.п. Следует отметить, что в нынешней социальной ситуации изложенный здесь закон большей частью утратил свою актуальность. В самой Индии кастовая система почти прекратила существование, не выполняя более своего истинного предназначения в виде принципа духовной гармонизации общества. Известный автор Рай Бахадур Шриша Чандра Васу опубликовал свой английский перевод Веданта-сутры с комментариями Баладевы Видьябхушаны уже в 1912 году.
В своём труде он высказывает мнение , что данная адхикарана представляет собой интерполяцию, внедренную кем-то в изначальный текст. По его суждению в современной ему исторический период (начало ХХ века) практика принятия учителей/брахманов исключительно по праву рождения привела систему варнашрамы к сущей деградации. Тем не менее, более ранние комментаторы вайшнавы интерпретируют данную тему в традиционно принятом ключе.
Предмет адхикараны 9
В Ведах имеется запрет о том, что их не полагается слушать и изучать малоразумным невежественным людям. Например происходящим из сословия шудр
Сомнение: Однако простые труженики шудры тоже называются манушьями, т.е . потомками прародителя Ману. Следовательно, у них должен быть доступ к сакральному посланию Вед? В Чхандогья-упанишад 4.2.3 есть история о ом, как человек по имени Паутраяна стал знатоком мудрости Вед и даже получил соответствующий титул - Джана-шрути, т.е «Носитель знания гимнов шрути». Однако при первой встрече его учитель, мудрец Райква, увидев прибывшего с прошением о знании Паутраяну, воскликнул: ахах хāре тва шудра - «Так ты шудра! Забирай свои подарки и ступай прочь»
Начало темы №9 из 1 главы Гададхар Пандит Дас. Веданта «Суть послания Вед» в кратком изложении «Ану-бхашйа» учителя мира - Шри Мадхвачарьи
Продолжение следует