Почему я страдаю 2

Oct 11, 2020 17:34

Введение

Прочитаем 16 стих из Девятой главы «Шримад-Бхагаватам» Первой песни.

на хй асйа кархичид раджан пуман веда видхитситам йад виджиджнасайа йукта мухйанти кавайо ‘пи хи

О царь, никому не постичь замыслов Господа [Шри Кришны]. Даже великие философы пребывают в недоумении, несмотря на свои глубокие исследования. 
КОММЕНТАРИЙ: Великий авторитет Бхишма (один из двенадцати авторитетов) категорически отметает сомнительные предположения Махараджи Юдхиштхиры о его греховных поступках в прошлом и последовавших за ними страданиях. Бхишма хотел особо указать Махарадже Юдхиштхире на то, что с незапамятных времен никто, даже такие полубоги, как Брахма и Шива, не могут разгадать плана Господа. Так что же можем знать о нем мы?

Бессмысленно даже задаваться вопросами об этом. Даже исчерпывающие философские исследования мудрецов не способны раскрыть план Господа. Самое лучшее - просто беспрекословно повиноваться воле Господа. Страдания Пандавов не были результатом их прошлых поступков. Господу нужно было осуществить Свой план и утвердить царство добродетели, поэтому, чтобы добродетель восторжествовала, Его преданные некоторое время страдали.

Бхишмадева, несомненно, был доволен, видя триумф добродетели, и радовался тому, что трон достался царю Юдхиштхире, хотя сам сражался против него. Даже такой великий воин, как Бхишма, не мог выиграть битву на Курукшетре, потому что Господь хотел показать, что зло не может одолеть добро, кто бы ни выступал на стороне зла. Бхишмадева был великим преданным Господа, но по воле Господа он предпочел сражаться против Пандавов, так как Господь хотел показать, что даже такой воин, как Бхишма, не может одержать победу, если он сражается не за правое дело.

Прежде несколько слов предыстории, чтобы понять, о чем идет речь здесь.  Пять тысяч лет тому назад состоялась великая война. Одна из величайших войн в истории человечества, в результате которой погибли миллионы людей. За всего 18 дней были уничтожены миллионы людей. Потоки крови лились. И на одной стороне сражался Кришна вместе со своими друзьями, на другой сражались противники.

Несмотря на то, что силы противников превосходили, победила та сторона, на которой сражался Кришна. К сожалению, победа оказалась роковой. Потому что в результате этой войны осталось всего семь человек с одной стороны и трое человек с другой.  И царь, который затеял эту войну, или ради которого затеяна была эта война, Махараджа Юдхиштхира, после этой войны не мог найти себе места.

Он винил себя во всем том, что произошло. Подозревал себя в корыстных замыслах. Он, будучи человеком совестливым, олицетворением религии и справедливости, говорил: «Как такое могло произойти из-за меня? Потоки крови пролились из-за меня. Миллионы людей убиты были из-за меня».  И Кришна, Бог, а Кришна - это воплощение Бога, на этом же поле битвы Курукшетра, перед самой битвой, Он рассказал «Бхагавад-Гиту», где объяснил это.

И не просто объяснил, а показал свою вселенскую форму, показал, что Он Бог, пытался объяснить ему, что ты прав. Сам Бог, беседуя с ним, говорил: «Не волнуйся, все хорошо, ничего страшного не произошло».  Юдхиштхира говорил: «Как же так? Что ты хочешь мне сказать? Из-за меня погибли эти люди. Я был причиной их гибели. И ты мне хочешь сказать, что ничего страшного не произошло». Кришна не смог убедить его.

Даже сам Бог не смог убедить его.  И тогда он привел его к смертному одру поверженного генерала, который сражался на противоположной стороне, деда Махараджи Юдхиштхиры Бхишмы. И он подумал, что если Бхишма будет убеждать его, тот, кто сражался на противоположной стороне, то тот поверит. И так и произошло. И Бхишма начал свои объяснения с попыток опять же ответить на этот вопрос: «Почему все происходит так, как оно происходит в этом мире?»

Изначальный вопрос, который он задал себе, и на который он попытался ответить, заключался в том, почему браться Пандавы, одним из которых был Махараджа Юдхиштхира, страдали несмотря на то, что они были безгрешны? Потому что, как правило, человек становится на какой-то духовный путь для того, чтобы оградить себя от страданий. Правильно? Люди идут в церковь и молятся: «Защити меня!»

Люди идут к каким-то святым людям и просят: «Дайте мне благословений, чтобы у меня все было хорошо». А потом ничего хорошего не бывает. Люди думают: «Какой смысл? Какой смысл мне поклоняться Богу?»  Очень часто люди связывают эти два понятия: наши, так или иначе, духовные поиски или попытки поклоняться Богу, изначальной Причине всех причин, и желание оградить себя от несчастий.

И, пожалуйста, поднимите руки, кто именно таким образом понимает религию. Не стесняйтесь. Как правило, люди не приходят к религии от хорошей жизни. Пожалуйста, поднимите руки, кто пришел к религии от хорошей жизни. Как правило, причина далеко не самая лучшая. Люди страдают, люди мучаются, люди ищут иногда ответы на какие-то жгучие вопросы, но подталкивает их к этим поискам то, что у них не все в порядке, то, что у них не все благополучно.

Именно это заставляет их, в конце концов, одеваться в странные наряды, бить в барабаны, ходя по улицам. Как правило, это происходит оттого, что что-то не так. Есть это ощущение того, что что-то должно быть лучше. И в поисках этой лучшей жизни они приходят к религии.  Но, что самое удивительное, что лучше не становится. Или часто лучше не становится. Или, по крайней мере, не становится на видимом, внешнем плане.

И, собственно, вопрос, с которого началась эта беседа умирающего поверженного воина, великого мудреца и авторитета духовной науки, как его называет здесь Шрила Прабхупада, и скорбящего царя Юдхиштхиры, который винит себя во всем, оно началось с этого утверждения. С того, что далеко не все так просто в этой жизни. Что даже если человек безгрешен, с ним все равно будут случаться несчастья.

Обычно, и это правильное мнение, люди думают, по крайней мере, хорошие люди думают, люди глубокомысленные, задающиеся какими-то вопросами глубокими, они не понимают, что, в конце концов, мои страдания зависят от меня самого. Что мои собственные грехи, мои неправильные поступки, которые я когда-то совершил, они приводят к тому, что я сейчас страдаю.

В Ведических писаниях очень подробно объясняется этот закон кармы. И закон кармы, в сущности, является законом вселенской справедливости, законом причин и следствий, который утверждает, что ничего случайного в этом мире не происходит. Что случайностей нет. Случайности - это всего-навсего лишь непознанная закономерность.

Альберт Эйнштейн, лауреат Нобелевской премии по физике, говорил, что Бог в рулетку не играет. Иначе говоря, что ничего случайного нет. Нет вселенской рулетки и какого-то старика, который думает: «А, сейчас кинем кости и посмотрим, что сейчас выйдет». Есть закономерность, которую мы с вами не можем понять и закон этот, кармы, в сущности, - универсальный закон, который в частных случаях пытаются найти ученые в физике и так далее.

Но этот закон в Библии сформулирован очень хорошо: «Что посеешь, то и пожнешь». Если есть какие-то причины, то следствия будут подобны этим причинам. Если я делаю что-то дурное, если я причинял кому-то боль, я могу быть уверенным в том, что эта боль вернется ко мне.  Иногда люди задаются этим вопросом: «За что?»

Ответ на этот вопрос: «Поделом». Иногда мы не сразу можем понять, каковы непосредственные поступки, которые привели меня к этим страданиям, но мы можем быть уверенными в том, что все из нас не без греха. Что за всеми из нас тянутся какие-то ужасные поступки, которые мы некогда совершили, боль, которую мы причинили.

И главное, что мы находимся в системе, где все связано друг с другом. И любая боль, которую мы причиняем, имеет свойство увеличиваться. Я причинил маленькую боль. Эта маленькая боль разрастается больше, и больше, и больше.  Например, если я кому-нибудь, будучи в плохом настроении, испортил настроение. Естественное человеческое желание: если у меня плохое настроение, то всем другим я тоже должен его испортить.

Сорваться на ком-то. Если не на сослуживцах, то на детях и на жене, потому что они самые беззащитные. Для чего, в конце концов, они тут находятся со мной и кровь мою пьют? Чтобы я мог на них отрываться. Но когда человек причиняет маленькую боль, тот человек, которому он причинил боль, причинит боль еще кому-то. И тот, кому он причинит боль, причинит еще кому-то, еще кому-то, еще кому-то.

Боль в этой взаимосвязанной системе, в которой мы с вами находимся, имеет свойство амплифицироваться. Потому что так устроен этот мир.  Как известный психологический факт: если ребенку в детстве причиняли боль, если его насиловали или делали с ним какие-то вещи с маленьким, беззащитным существом, то он вырастет и превратится сам в насильника.

Он сам будет искать маленьких беззащитных детей и таким образом пытаться скомпенсировать какую-то рану, которую ему нанесли, каким-то образом защититься от нее по очень извращенным психологическим механизмам. В 85% случаев насильник сам становится насильником. Это значит, что изначальный насильник, который первый причинил боль, он будет повинен не только в той боли, которую причинил, но и в боли, которую причинил тот, кому он причинил боль.

И к боли, которую причинил тот, кому он причинил боль, и кому он причинил боль. И, в конце концов, все это вернется к нему. Потому что мы все находимся в замкнутой системе.  Я дергаю за какую-то ниточку, так, я дернул за струну. Эта струна, она пошла, пошла, пошла, пошла, пошла, пошла, и, в конце концов, она вернется ко мне, увеличившись или умножившись в этой системе.

Таким образом действует закон кармы. Точно так же благо, которое человек приносит, или добро, счастье, которое он приносит, оно тоже возвращается к нему. И тоже нелинейным образом, умноженное в этой сложнейшей системе. И никто до конца не может понять, как это работает, потому что система слишком сложная. Ни у кого нет такого мозга, который сможет все это понять. Дернул тут за струну, что случится из этого?

Все, наверняка, в юности увлекались научной фантастикой. Помню, был рассказ Рэя Бредбери, что ли, про машину времени. Как человек полетел в машине времени куда-то на экскурсию, и бабочку убил. И когда он вернулся, он увидел, что мир изменился полностью. Что диктатор стал во главе этого всего. Потому что бабочка была убита. Эта бабочка привела через множество причинно-следственных связей к каким-то очень серьезным изменениям тут.

И поэтому первый вопрос, первый ответ, который напрашивается на этот вопрос: «Почему я страдаю?» - «Потому что такова моя карма». Потому что я совершил что-то, в результате чего я буду страдать. И это хороший ответ. Но, к сожалению, это ответ не исчерпывающий. Это ответ, который мы должны очень хорошо знать и очень хорошо понимать: что нет из нас никого, кто мог бы про себя с полной определенностью сказать: «Мне незачем страдать».

Вчера по дороге сюда мы остановились перед Павелецким вокзалом в Москве, и я наблюдал за людьми, которые шли. Там шел поток людей, и я смотрел на них. И Москва - страшный город. Вам, на самом деле, повезло, что вы живете в Липецке. Липецк гораздо лучше. Как только закончу все дела в Москве, переселюсь в Липецк. Может быть, :) или еще куда-нибудь дальше. Потому что эта коллективная карма, накопившаяся в Москве, прессинг, давление, она отпечатывается на людях.

Можно видеть эту печать тяжелой кармы, тяжелейшей кармы. Казалось бы, лето, солнце светит, тепло, люди должны быть счастливы. Люди идут сплошным потоком по этим улицам, и они приехали туда за счастьем.  Москва - это рай по представлению большинства людей. Но в этом раю почему-то нет счастливых людей.

Потому что опять же люди в поисках счастья, или с желанием найти счастье, не задумываются над тем, какими средствами они его достигают. Что они делают ради того, чтобы, так сказать, найти счастье. Тогда как, на самом деле, человек не может быть счастлив ценой чужой боли. Человек не может стать счастлив ценой чьих-то страданий, или ценой обмана, или еще чего-то. Это невозможно в принципе.

И, как минимум, эту веру человек должен иметь. Эта минимальная вера, она, на самом деле, не такая уж большая, может оградить нас от больших неприятностей. Мы должны быть в высшей степени осторожны и аккуратны, понимая, что все то, что мы делаем, не просто так. И все то, что мы делаем, имеет какие-то последствия.

И все это придет, в этой жизни или в следующей жизни.  Наверняка, многие из вас слышали об астрологии и знают, даже, по-моему, сюда приезжали какие-то астрологи, объясняли все это. Ну, в общем, все это записано в нашей карме. Планета расположена определенным образом, и в какой-то момент Марс выступает на сцену.

Сегодня, пытаясь понять, что произошло здесь, посмотрел, и убедился, что где-то вот в это время в середине мая Марс вступил в созвездие Овна. Когда Марс вступает в созвездие Овна, ничего хорошего ожидать не приходится. Потому что Марс проявляет свою воинственную силу в полной мере. Это то, каким образом человек может понять или ответить на этот вопрос: «Почему страдания приходят ко мне?»

Карма - что-то, что я уже совершил. Что-то, что, так или иначе, записано в узоре моей судьбы. Иногда люди называют это провидением.  Но еще раз: карма - это неполный ответ на вопрос, потому что карма не объясняет всего. На карму можно все списать. Иногда люди под влиянием этих представлений о том, что все предопределено, становятся фаталистами: карма, что поделаешь.

Ничего не сделаешь, у меня Меркурий дебилитирован, поэтому я тоже дебилитирован. Люди пытаются, опять же, оправдать себя, иногда, за счет, так сказать, этого оправдания кармы. Что тут сделаешь? Ничего не сделаешь. Но нужно понимать, что даже карма не есть конечная причина всех причин и не есть исчерпывающее объяснение.

Ведическая астрология создана тысячи лет тому назад, и автором Ведической астрологии является Парашара Муни, отец Вьясадевы. Вьясадева написал большую часть Ведических писаний. Он жил пять тысяч лет тому назад. Его отец Парашара Муни написал Брихад-парашара-хора-шастры, где он изложил сложнейшую уникальную филигранную науку.

Поразительно! Читаешь это и думаешь: «Господи, Боже мой!» Мы привыкли с вами иногда считать, что 5 тысяч лет назад на земле люди за мамонтами гонялись. Жили примитивные люди в шкурах, и с дротиками с каменными наконечниками, и с диким гиканьем гонялись за мамонтами. Нет.

Люди отвечали на самые сложные вопросы бытия и пытались понять сложнейшие причинно-следственные связи, в том числе то, каким образом тончайшие силы природы влияют на узор моей собственной жизни. И более того, разработали уникальные предсказательные техники, которые позволяют очень многое понять нам в своей жизни.

Но Парашара начинает свой трактат «Брихад-парашара-хора-шастру», свой трактат о предсказательной астрологии, астрологии, с помощью которой я могу предсказать точнейшим образом какие-то события моей судьбы, или, по крайней мере, вероятность событий в жизни, с того, что он говорит: «Я поклоняюсь Верховному Господу, который принял форму девяти планет, влияющих на жизнь каждого человека».

Он говорит, что, в сущности, не планеты влияют на нашу жизнь, и даже не карма, которая отразилась в виде этих планет, встающих в ту или иную конфигурацию в нашем гороскопе, а Кришна, Бог, стоящий за всем этим. Потому что, в конце концов, он есть причина всех причин.  И здесь, в ответе на этот вопрос, Бхишмадев говорит Пандавам, что если бы все сводилось только к карме, то почему вы страдаете?

У вас кармы нет. В соответствии с Ведическими писаниями карма перестает действовать на людей, которые предались Кришне. Карма распространяется на всех. Закон кармы неумолим. Он действует на всех без исключения. Но есть одно исключение. Если человек принял полностью покровительство Бога, и пытается в своих отношениях с Богом так или иначе реализовать свою внутреннюю природу и предназначение, карма на него не распространяется.

Последний стих «Бхагавад-Гиты» очень четко говорит об этом: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах  Б.-г., 18.66  Кришна говорит: «Предайся мне, и тебе не нужно ничего бояться. Никакие твои грехи на тебя больше воздействовать не будут. Никакие твои прошлые поступки, они перестанут иметь силу над тобой.

Что бы я ни совершил», - это очень важно, это на самом деле, иногда люди, когда читают этот стих, они думают: «Это оправдание религиозного фанатизма. Дескать, предайся, и все. За тобой не будет никаких больше грехов». Но, на самом деле, это способ выйти из заколдованного круга кармы. Кришна не просто говорит о том, что есть карма.

Иногда люди, как только пытаются понять закон кармы, становятся пессимистами или фаталистами, потому что кажется, что если однажды попал в ловушку кармы, я не смогу вырваться из нее. Но Кришна говорит: «Есть способ вырваться из нее». Можно полностью перечеркнуть всю карму. Иначе карма только накапливается.

Карма - как снежный ком: я совершил один маленький поступок, он пошел, пошел, пошел, пошел, покатился, покатился, покатился, и потом я буду сидеть, оглядываться и думать: «Откуда на меня все это валится?»  Если бы не было спасительной милости, если бы в эту систему причинно-следственной связи не был встроен механизм спасительной милости, избавляющий человека от всех последствий, то система не имела бы никакого смысла.

Это как если представить себе систему наказаний. Система наказаний, существующая в этом мире: тюрьмы, преступления, - избавляют они человека от склонности к преступлению? Уменьшают они количество преступников? Увеличивают. Человек совершил маленькое преступление, попал в тюрьму, он выходит оттуда более закоренелым преступником, чем он был до этого.

Потом он еще раз попадает в тюрьму, еще раз проходит там хорошую школу, и он становится зол на весь свет, ему хочется мстить снова, и снова, и снова. Как правило, тюрьмы не исправляют никого, правильно? Точно также карма. Карма, сама по себе, никого ни от чего не избавляет. Человек совершает какой-то нехороший поступок, к нему приходят последствия. Задумывается ли он над тем, что он сам в этом виноват? Нет. У него появляются, наоборот, злость и отторжение от всего этого. И он становится еще хуже, еще хуже, еще хуже.  Иногда люди говорят, что страдания очищают.

Текст полностью
МП3: Шримад-Бхагаватам 1.9.16, 6 июля 2007, Липецк

Эйнштейн, Бредбери, смерть, карма, Бог, война, Бхакти Вигьяна Госвами, Прабхупада

Previous post Next post
Up