Почему я страдаю 3

Oct 11, 2020 17:48

Предыдущая часть

Есть даже такая философия, или теория, что страдания очищают. Очищают страдания? Далеко не всегда. Иногда очищают, иногда нет. Иногда, наоборот, загрязняют. Человек, который мучился много в своей жизни, обязательно он хороший? Да не, не обязательно, чаще всего ужасный совершенно. Лучше к нему близко не приближаться, потому что он нас будет мучить, чтобы отомстить как-то.

Чаще всего в человеке работает механизм мести. Когда что-то с ним не то случается, он начинает мстить. Но Кришна говорит, что карма сама по себе, все эти системы, все эти исправительные, так сказать, учреждения, были бы бессмысленны, если бы внутри не было механизма спасительной милости. И поэтому Кришна говорит: «Да, есть милость. Если человек предается мне, если человек раскаивается, если человек говорит: «Все, хватит, я понял, что виноват только я, что мне надоело указывать пальцем на всех остальных».

На самом деле, недалекие люди, когда с ними случается что-то дурное, они пытаются показывать пальцем на других: ты виноват, он виноват, он виноват, они виноваты, она виновата. Путин виноват, еще кто-то виноват. Они забывают, что, когда я на кого-то указываю, то один палец показывает туда, а три пальца куда показывают? - Три пальца показывают на того, кто по-настоящему виноват.

И когда человек понимает: я виноват, мне не надо искать виноватых, нет смысла искать виноватых, нет смысла обижаться на весь мир, и копить яд, который я потом рано или поздно буду выплескивать на других. Вместо этого мне нужно раскаяться. В этот момент на человека нисходит милость. И Кришна говорит: Сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах. Не бойся ничего.

Если ты предашься мне и поймешь, что я стою за всем этим, то тебе нечего бояться. Тебе не нужно ничего бояться. В конце концов, никакие твои грехи не смогут коснуться тебя.  И поэтому Бхишма, смотря на Юдхиштхиру, который подошел к нему, говорит: «Как ты смеешь думать, что все это произошло из-за тебя? Нет, ты безгрешен, потому что ты предался Кришне. Ты Его друг. Кришна сражался за тебя. Он на твоей стороне. Сам Бог на твоей стороне». Так?

Все равно остается вопрос: «А почему я тогда страдал? Почему?» И ответ на этот вопрос, на самом деле, воодушевляющий. На первый взгляд, он может показаться немного обескураживающим. Но это только для слабых людей. Для сильных людей он очень сильно воодушевляющий. Мы страдаем даже когда мы предались, даже когда внутри случилось это чудо предания или подчинения воле Кришны, воле Бога.

Когда человек понял, что есть некая высшая воля, которая стоит за всем, и что моя задача - принять эту высшую волю, даже в этом случае страдания могут оставаться. Потому что такова Высшая Воля. Потому что сам Кришна говорит в «Бхагавад-Гите», что этот мир, он предназначен не для наслаждения. Этот мир устроен так, таков закон этого мира. Тут невозможно ничего поменять.

Кришна объясняет: дукхалайм буквально значит, алайн значит дом, а дукха значит несчастье. Буквально это можно перевести как «камера пыток». Иначе говоря, если в этом мире случаются несчастья, это значит, что все в порядке.

Если в этом мире что-то хорошее случается, значит, что что-то не так происходит. Что-то идет не так, как оно должно идти. Этот мир, к сожалению, не предназначен для того, чтобы быть счастливым. Сейчас занимаюсь изучением этой удивительной совершенно науки Ведической астрологии. И когда изучаешь ее, понимаешь, что везде, кто бы ты ни был. Если мы возьмем гороскопы, или судьбы, и посмотрим на судьбы великих святых, мы увидим: они тоже страдали. Даже великие святые, самые безгрешные люди, которые, казалось бы, вся свою жизнь посвятили людям, даже они страдают.

Качество страданий при этом другое, в этом разница. Их страдания приносят им счастье. И об этом мне хотелось поговорить, потому что их страдания совершаются или происходят на другом уровне. До тех пор, пока я буду думать, и в этом разница, между обычным человеком, и человеком, который действительно по-настоящему понимает духовную науку. Обычный человек все время думает: я родился сюда для того, чтобы быть счастливым.

И пытаюсь найти счастье, но найти счастье материально понимаемое. Да, мы родились сюда для того, чтобы быть счастливым. Счастье - это наше право. Но что значит это счастье? Счастье - это мои отношения с Богом. Когда я принимаю Его во всем Его многообразии, во всем Его противоречии, я становлюсь счастливым. Что бы со мной ни случалось, в конечном счете, что я должен принять? Я должен принять то, что воля Бога непостижима.

Никто не может понять Бога. Бог поступает самым нелогичным образом. Некоторые люди думают: что ж такое вообще? Что такое? Я думаю, что Бог, вот Он, все про Него понятно: свечку ему поставил, Он тебе тоже десять свечек дал. Чтобы все по-честному было. Но Бог, Он на то и Бог, чтобы приносить благо, но далеко не так, как нам хочется. В конце концов, что нам нужно понять?

Нам нужно понять то, что есть воля Бога и то, что я должен подчиниться этой Воле. И воля Бога… и смысл этого стиха - в том, что никто не может замысел Бога понять, никто, даже великие мудрецы. Ломать голову над этим мы должны. Задавать себе вопрос: «Почему это происходит?», мы обязаны. Почему, в чем причина? Что, какой урок я должен из этого извлечь? Да, понять мы никогда не сможем до конца.

Но быть уверенным в том, что, в конце концов, все это принесет нам благо, мы должны.  В «Махабхарате» есть замечательная история, которая объясняет, как невозможно понять замысел Бога. Более того, этот мир устроен так, чтобы, опять же, чтобы нам не так обидно было, я понимаю, что это утверждение о том, что в этом мире все страдают, оно очень…

Оно, с одной стороны, успокаивает нас, потому что объясняет, что не я один такой урод, но, с другой стороны, обидно, обидно, на Бога обидно. Потому что что же Он такое устроил? Зачем Он устроил этот мир, где все страдают?  Чтобы нам не так обидно было, Он сам сюда приходит и сам здесь страдает. Когда Кришна сюда пришел, и тут можно дать волю своей зависти.

Он тоже страдал все время. Кришна, Его жизнь не была усыпана розами. Так? Он родился в тюрьме. Кто из вас в тюрьме родился? Вам больше повезло, чем Ему. Его с Его родителями разлучили, когда Ему один час от роду было, Его перенесли в другое место. Он даже с родителями своими толком не жил. И потом одни несчастья за другими сыпались. Он приходит, говорит: «Не волнуйтесь, все страдают».

И суть в том, еще раз, и это очень важная вещь: суть в том, что мы должны очень хорошо понять: во-первых, то, что этот мир предназначен не для того, чтобы здесь наслаждаться, не для того, чтобы просто быть счастливым. Тут никто не счастлив, нет ни одного человека. Я многих людей знаю: богатых, бедных, умных, глупых, - все несчастны.  Может быть, самые глупые - самые счастливые. Просто потому, что они до конца не понимают. Но, в конечном счете, все, так или иначе, страдают.

Как англичане говорят: «У каждого скелет есть в шкафу». Откроешь шкаф - там скелет. Но смысл жизни этой - в том, чтобы, с одной стороны, понять непостижимость замыслов Бога, а, с другой стороны, принять их. И вместе с этим принятием в сердце обрести счастье.  Замысел Бога никто не может понять, даже Его Баларам, Его ближайшая экспансия, он не может понять Его замысел.

В «Махабхарате» есть история смешная на этот счет. Я расскажу историю немножко, чтобы потом мы поняли, какое это имеет отношение к нам все-таки. О том, как даже величайшие личности, величайшие мудрецы, величайшие святые, величайшие мистики, йоги, они не могут понять замысла Господа.  Описывается история о том, как Кришна хотел, чтобы его друг Арджуна женился на его сестре Субхадре.

И Он сказал: «Арджуна, если ты просто так придешь, тебе не разрешат на ней жениться. Поэтому я устрою, ты ее умыкнешь». Что он сделал для этого? Он сказал: «Арджуна, оденься в одежды санньяси, притворись, что ты садху, санньяси. Арджуна переоделся, он стал входить во дворец, обедать. Субхадра, молодая девушка ему прислуживала, и смотрела: как красивый санньяси, мускулы. Она на него смотрела. Он на нее смотрел, и, в конце концов, они там договорились, пока она его кормила, он посадил ее на колесницу, и умыкнул.

Баларам, ближайшая экспансия, непосредственное проявление альтер эго самого Кришны, полный гнева: «Что такое? Что происходит? Наша честь задета, нашу сестру умыкнули». Он пошел сражаться.  Тем временем Арджуна дал поводья Субхадре, с ним сражались ее родственники, а она сама правила лошадьми, давая им понять, что вы меня не защищайте, я сама себя могу защитить. Это мой собственный выбор.

В конце концов, Баларам, которому должны были, по крайней мере, ему должны были быть известны замыслы Кришны, это его родной брат, его второе Я, он неотличим от самого Бога, это сам Бог, только несколько в другой форме. Вот он понимает, что Кришны самого нету там. Он-то что не сражается? Он останавливает всю эту битву, идет к нему и говорит: «Чего ты не сражаешься?» А он говорит: «А что сражаться? Зачем сражаться?» «Ну как? Нас оскорбили».

«Нас не оскорбили. Нам честь большую оказали. Арджуна украл нашу сестру». Там беседа какая-то.  Я не хочу сейчас углубляться в детали, тем более, что детали могут быть непонятны всем, там много смешных деталей. Но смысл, еще раз, в том этой истории, что никто не может понять замысла Бога. И более того, Бог настолько непостижим, Он сознательно непостижим.

Замысел Его до конца мы никогда не сможем понять. Почему происходит то, что происходит, никто никогда понять не сможет. Но что мы можем понять во всем этом, осознавая непостижимость его замысла, мы можем понять одну простую вещь, которая будет универсальным рецептом, которая сможет сделать нас счастливыми во всех обстоятельствах нашей жизни.

Люди в этой жизни ищут панацею. Всегда ищут какого-то одного средства, которое от всех бед их избавит. Сколько этих панацей уже было? Там очередное лекарство какое-то, очередная лапша на уши, которая сможет нас от всех наших проблем избавить.  Панацея есть. Есть одно средство, которое все проблемы в нашей жизни может решить.

Есть. Кто хочет узнать это средство? Есть, это одно-единственное средство: понять глубоко в сердце, принять в сердце, что я всегда являюсь слугой Бога. Что бы ни произошло. Это решение далеко не такое простое, не такое тривиальное, но оно универсальное, если человек это понимает. Если я внутри, глубоко внутри себя понял, что я слуга, и во всех обстоятельствах своей жизни веду себя, исходя из этого положения, я перестану страдать.

Если я в семейной жизни стану слугой. Почему люди ссорятся? Почему муж ссорится с женой, жена ссорится с мужем? Знаете, почему? Потому что каждый главным хочет быть. Потому что каждый хочет доминировать над другим. Потому что каждый считает себя господином. Если бы каждый считал себя слугой, то ссорились бы они? Да нет, чего ссориться?

Если я слуга, я должен служить, и возможность для этого у меня всегда есть. Возможность быть господином у меня есть не всегда, и, по большей части, ее нету. Правильно? Возможность служить у меня есть всегда. Если я пойму, что это моя природа, и буду действовать, исходя из этой природы во всех ситуациях своей жизни, я сразу же стану счастливым.

Потому что слуга - значит, я принял, я принял свое положение. Почему я становлюсь счастливым? Потому что это отвечает моей внутренней сути. Все мои проблемы сейчас заключаются в том, что я пытаюсь отвергнуть эту простую истину. В разных формах, в разных видах, психологически разными способами, с помощью всевозможных каких-то интриг, которые я устраиваю, я так или иначе пытаюсь доказать всему миру, что весь мир должен посвятить себя тому, чтобы сделать меня счастливым.

Правильно, заметили, да? И если мир, по какой-то странной ошибке или недоразумению не посвящает себя этой самой достойной и почетной цели, и не стремится к тому, чтобы сделать меня счастливым, я возмущаюсь этому. Мы все обижаемся на этот мир потому, что мы серьезно, искренне, совершенно искренне внутри уверены, что в этом суть мироздания.

Весь мир должен делать меня счастливым. А он почему-то этого не делает. Каждый человек пытается раскрутить мир вокруг самого себя. Пытается поставить себя в центре и заставить все остальное, и ему приходится прилагать титанические усилия. Представляете себе: такая большая земля, и вот я, и мне нужно ее заставить крутиться вокруг меня. Сложно! И я стараюсь, стараюсь, стараюсь, стараюсь, стараюсь, ничего не получается.

В конце концов, я расстраиваюсь и обижаюсь на весь мир, и говорю: «Значит, я самый большой страдалец в этом мире.  В начале каждый человек считает себя самым большим героем, потом человек считает: «О, я так красиво страдал. Я жертва, а!» Это глупость человеческая.

И человеческая глупость, на которую мы тратим всю свою жизнь, заключается именно в том, что я считаю себя не слугой, а господином. Я пытаюсь достичь господства даже в каких-то своих духовных поисках, еще в чем-то. Инстинктивно, если я буду наблюдать за своей психологией тонко внутри в своем сердце, я все время буду делать одну и ту же ошибку.

И поэтому два этих вопроса, первый вопрос, который я задал с самого начала: «Почему я страдаю?», и второй вопрос, который должен на самом деле стоять первым в нашем сознании: «Кто я?», они тесно связаны друг с другом. Человек может понять причину всех своих страданий, если он поймет, кто он на самом деле. Если он научится действовать в соответствии со своей подлинной глубинной внутренней природой.

Я всегда слуга. Если я научусь действовать таким образом, если я пойму, что в общем-то я не должен ожидать ничего в этом мире, я просто должен служить, то в тот же миг я стану счастливым.  В «Шримад-Бхагаватам» гениально сформулирован секрет счастья. Каждый человек может стать счастливым в тот самый миг, когда он перестанет хотеть быть счастливым.

Пока я хочу быть счастливым, пока я требую этого, пока я так или иначе всю свою жизнь строю на основании этой ложной предпосылки, я буду несчастным. Стоит мне перестать хотеть быть счастливым, я в тот же миг становлюсь счастливым.  Есть замечательная история, китайская, про одного старика, который всю жизнь был несчастным.

И он все время был несчастным, и все знали, что он несчастный. Его прозвали Несчастный Ли. И этот Несчастный Ли жил в деревне, он был ужасный совершенно, никто не хотел к нему приближаться, потому что он был несчастным. Он дожил до 80 лет, и в 80 лет, когда ему исполнилось 80 лет, всю деревню облетела странная новость: Ли улыбнулся. Люди сбежались, потому что никто не мог поверить.

Никто никогда не видел его улыбающимся. Они сбежались и спросили: «Что с тобой? Почему ты улыбаешься?» И он им сказал: «Я всю свою жизнь был несчастным, я хотел счастья, я жил, жил, жил, жил. В конце концов, я дожил до 80 лет, я понял, что я уже счастливым не стану. Я перестал искать счастье, и я улыбнулся. Я стал счастливым, потому что я стал самим собой. Потому что я просто принял этот мир такой, какой есть.

Я принял свое место в этом мире таким, какое оно есть».  Вот он я, от меня здесь мало что зависит. Единственное, что от меня здесь зависит, - это быть самим собой в самом сердце, и в своем сердце стараться служить. Это я могу делать при всех обстоятельствах. Всегда. Никто мне это никогда не помешает. Наоборот, все будут удивляться, что такой человек есть.

Они мне начнут помогать в этом. Если я вдруг начну служить, не рассчитывая ни на что, весь мир перевернется, и я стану счастливым.  И, в сущности, все непостижимые события, которые случаются с нами, они предназначены только для того, чтобы мы поняли, что волю Бога, замысел Бога понять невозможно. Ее нужно просто принять. И когда произойдет это принятие внутри моего сердца, а принять волю Бога, - значит принять то, что я должен служить этой воле.

Значит, стать счастливым. Если я принял волю Бога, вот она, непостижимая воля Бога, то есть я понял, что я никогда не смогу понять до конца это. Да, я должен пытаться ее понять, но никогда я не смогу понять это все до конца. То в этот самый момент произойдет чудо: карма перестанет влиять на меня. И да, что-то еще будет происходить со мной, и жизнь не обязательно станет легкой, но жизнь станет счастливой.

Человек, который посвятил себя духовным поискам, его жизнь не становится легче. Наоборот, она становится сложнее. Но его жизнь становится глубже, осмысленней и прекраснее. Она перестает быть просто каким-то механическим ответом на внешние раздражители, она становится приключением, в котором он все яснее и яснее начинает понимать кто он, яснее и яснее начинает понимать свое глубинное предназначение как слуги, и яснее и яснее начинает понимать волю Бога по отношению к нему.

А что еще нужно человеку для счастья? Только это. Мы должны понять, что я слуга всегда и везде, и понять, что это значит в каждой из ролей, которые я играю. В этой жизни я играю много ролей: роль мужа, роль отца, роль какого-то человека, занимающего какую-то должность, роль гуру, роль ученика. И в каждой из этих ролей мы будет пытаться инстинктивно совершить подмену.

Вместо того чтобы служить, - пытаться властвовать, наслаждаться.  Но нужно выводить себя на это, и быть абсолютно честным, понимая, что есть Бог, есть воля Бога по отношению ко мне. Эта воля Бога проявляется в том, что я должен служить в том месте и в том виде, в каком он мне указал. Вот и все. Но для того, чтобы это случилось…

Легко сказать, гораздо труднее провести этот глубинный внутренний анализ в своем сердце, увидеть свои мотивы, понять честно себя, увидеть, чем я руководствуюсь в своей жизни. Но цель стоит того. Если я все-таки это сделаю, и попытаюсь это сделать, попытаюсь понять, что значит быть слугой всегда и везде при всех обстоятельствах, то награда очень высока.

Награда - это духовное счастье. Вера, полное доверие к Богу и полное бесстрашие, как в той песне, которую мы с вами пели: бхаджаху ре мана шри нанда-нандана абхайа-чаранаравинда ре дурлабха манава-джанама сат-санге тарохо э бхава-синдху ре

Песня поэта Говинды даса. Тут говорится: «Ум, поклоняйся сыну Махараджи Нанды, Кришне, Богу. Служи ему, помни о нем, принимай Его боль, и тогда ты сможешь стать счастливым и совершенно бесстрашным. Ты избавишься от всех своих страхов, параной и проблем, потому что ты все время будешь с ним».

Ну вот, немножко я рассказал об этом всем, о том, каким образом человек должен пытаться найти ответ на этот вопрос, как он должен попытаться увидеть присутствие Бога, или волю Бога в своей жизни, и поймать себя на попытке бунта. Мы все бунтари с вами по природе, недаром тут революции случаются одна за другой.

Липецк, конечно, не колыбель трёх революций, но количество бунтарей от этого тут меньше не становится 😊
Мы все тут не хотим подчиняться воле Бога. Но если мы поймем, что, в общем-то, это самое достойное и самое благородное решение, которое каждый из нас может принять в своей жизни, то награда будет очень большой. Спасибо большое. Может быть, есть какие-то вопросы?

Текст полностью
МП3: Шримад-Бхагаватам 1.9.16 06 июля 2007, Липецк

Бхакти Вигьяна Госвами, Кришна, страдания, карма, Путин

Previous post Next post
Up