Многозначительная Россия - 70: какой вопрос не задали Луговому

Aug 29, 2007 21:05

Прочитал стенограмму новейшей пресс-конференции Лугового. Где эксцентрично-агрессивный фигурант (говорят, в розовом пиджаке) не столько отвечал на вопросы британских журналистов, сколько задавал им вопросы сам. Вообще, много слов. Которые, впрочем, мы уже слышали. У object можно найти всестороннее обсуждение.

Все-таки, для меня самый непроясненный (и очень принципиальный) вопрос с Луговым - зачем он вступил в контакт с Литвиненко. Сам он на этот вопрос отвечает так: Литвиненко использовался как посредник для установления деловых контактов с крупной британской охранной структурой. Странно, что никого такой ответ не удивляет.

С одной стороны, Луговой является владельцем успешного и крупного охранного бизнеса. Специфика этого бизнеса в том, что он просто невозможен без тесного контакта с правоохранительными структурами. Особенно в Москве. В первую очередь, курирует это дело ФСБ - это не секрет. "Контакты" и "курирование" - это еще слабо сказано. Некоторые называют это "крышеванием". Нелояльных структур такого рода (они ведь, в сущности, силовые) уже давно не терпят. Тем более, что уязвимость этой лицензируемой деятельности очень высокая.

Луговой, как мы слышали, человек богатый (долларовый миллионер, причем количество миллионов, судя по всему, немаленькое - помимо крупного охранного бизнеса, у него есть и другой). И вот для вывода своего бизнеса на международный уровень он прибегает к помощи Литвиненко. Который, если рассматривать его как частное лицо (а именно таковым Луговой, по его логике, его и рассматривал) - вообще говоря - никто. Именно что частное лицо без определенных занятий, для которого, опять же по словам самого Лугового, любая денежная подачка - крупная сумма.

Почему руководитель крупного и легального (и притом, специфически чувствительного) бизнеса Луговой счел, что именно такой человек, как Литвиненко, может отворить для него двери крупной и уважаемой английской охранной структуры? Просто потому, что тот там кого-то знал? И не было иных путей для установления контактов с руководством этой структуры с тем, чтобы наладить легальные (а какие еще?!) взаимовыгодные связи? (Кстати, не поручусь за 100% достоверность, но помнится, я читал, что эта британская фирма уже имела представительство в Москве. Но даже если и не имела...).

Более того, Литвиненко ведь не просто ищущее заработков и потому желающее оказаться старому знакомому полезным частное лицо. Он мало того, что входит в ближайшее окружение главного врага чуть не всей России (и уж точно президента России) Березовского. Он еще и сам по себе чуть ли не самый ненавистный персонаж для российских спецслужб: одна нашумевшая книга с обвинениями в адрес ФСБ в организации взрывов в 1999 г. году чего стоит (не говоря о всем прочем, связанном с предполагаемым покушением кого-то из ФСБ на БАБа, бегством из России и т.д.). При этом, Луговому, как он сам теперь говорит, обстоятельства жизни и деятельности Литвиненко в Англии прекрасно известны: ведь контакты в Англии у них были многократные. И Литвиненко ему столько о себе понарассказал (и о работе на британские спецслужбы, и о своих вояжах по приказу (?!) Закаева в Грузию и чуть ли не в Кабардино-Балкарию)! К тому же, Лугового попутно пытались завербовать английские спецслужбы (и это тоже был многоступенчаый процесс - не сразу же ему шифровальную книжку авторства Гришковца пытались всучить). И все это нашего многоопытного и тертого предпринимателя-миллионера и обладателя очень уязвимого бизнеса не смущало - до тех пор, пока он не оказался главным подозреваемым в убийстве своего "партнера".

А ведь риск такого, с позволения сказать, ведения дел очевиден любому. Тем более, что и собственный бэкграунд у Лугового специфический. Многие годы он был тесно связан с Березовским, возглавляя связанные с тем охранные структуры. Более того, он был осужден за организацию несостоявшегося побега соратника Березовского Глушкова. Суд, правда, назначил ему такое наказание в виде лишения свободы, что он сразу после суда в 2004 г. вышел на свободу (отбыв срок до того в СИЗО). Казалось бы, худшего бэкграунда для охранного бизнеса нельзя и представить. Тем не менее, его бизнес пошел после этого в гору - именно в то время, когда противостояние чрезвычайно влиятельных российских фигур и Березовского достигло апогея. Будет ли кто спорить с тем, что Луговой по крайней мере дал кому следует гарантии, что его дела с Березовским - в прошлом. И это самое меньшее, что можно предположить (не будем же мы предполагать, что условием успешной коммерческой деятельности ему поставили необходимость в будущем выполнять некие мелкие услуги).

Вопрос: знали ли компетентные органы в Москве о контактах Лугового в Лондоне? Если знали, то понятно, каките выводы напрашиваются. Поэтому, остается предположить, что по крайней мере Луговой полагал, что об этих контактах они не знают и не узнают (в том числе и тогда, когда он, в случае успеха совместной с Литвиненко деятельности будет свой специфический бизнес официально выводить на уровень международного сотрудничества). И при этом он, надо полагать, считал, что если о его контактах с Литвиненко станет известно (а ведь это вполне вероятно - тем паче, что кроме встреч в Лондоне и переписка была), то риска для его бизнеса никакого нет.

Мне такое предположение кажется абсолютно нереалистичным. Более вероятным представляется, что такой специфический бизнес, ищущий сотрудничества с иностранной структурой через предателя и агента английских спецслужб, да еще с учетом колоритного бэкграунда владельца, был бы прихлопнут в мгновение ока. И Луговой это просто обязан был понимать. Таким образом, в рамках той легенды, которой Луговой целенаправленно придерживается, рационального ответа на вопрос "Почему все-таки Вы стали продвигать свои бизнес-интересы через Литвиненко?" я не вижу.

Может, кто другой видит? И задаст ли кто-нибудь этот вопрос в такой вот форме самому Луговому? На одной из будущих пресс-конференций (не последняя, чай, была сегодня).

Ранее: Тезисы о "деле Литвиненко" и "британском демарше"
Позже: "Фильм BBC о Луговом или Портрет Патриота"

Террор, Персоны, Россия-Британия

Previous post Next post
Up