Многозначительная Россия - 73: Фильм BBC о Луговом или Портрет Патриота

Nov 26, 2007 20:55

Собрался было поделиться впечатлениями о показанном вчера по BBC2 часовом фильме московского собкора Sunday Times Марка Франкетти (Mark Franchetti) Britain's Most Wanted об Андрее Луговом. Но обнаружил, что его подробный пересказ уже доступен на русскоязычном сайте BBC. И все же я, пожалуй, несколько тезисов, не нашедших в этой статье отражения, зафиксирую.

Само название этой статьи "Би-би-си: новая версия убийства Литвиненко" указывает на то, что, по мнению рецензента-пересказчика, в фильме самое главное. И действительно, в фильме имеются (а в статье - цитируются) достаточно определенные высказывания Владимира Познера и экс-генерала КГБ Алексея Кондаурова, которые эту "новую" версию и озвучивают - дескать, решение ликвидировать Литвиненко могло быть принято на уровне среднего звена спецслужб, причем, если Луговой являлся исполнителем, то его в планы (и что это будет убийство, и что при помощи полония) не особенно посвящали. Наиболее определенно, кстати, на эту тему высказался Алексей Венедиктов (пересказываю не дословно, но близко к произнесенному): операцию координировали ветераны КГБ, а логистику обеспечивали действующие сотрудники спецслужб, ибо обойтись в таком деле без поддержки госструктур было просто невозможно. По мне, в этой версии, возможно и самой разумной из нескольких вероятных, ничего нового нет.



Мне в этом фильме были более интересны не глобальные версии (доказательств в пользу которых авторы и персонажи фильма по определению не способны представить), а отдельные детали, которые до того в явном виде не звучали. Любопытно, например, было увидеть фотографии Лугового, тогда достаточно молодого телохранителя, рядом с охраняемым им Егором Гайдаром (в частности, во время визита того в США). Сам Луговой, кстати, вспоминает об этом периоде своей жизни, связанном с гос-службой, как "унизительном": когда он стал работать на ОРТ, его зарплата скакнула сразу от 500 долларов (неужели столько платили телохранителю премьера? Как-то не верится) до 5000 долларов. Владимир Познер вспомнил такие обстоятельства своего знакомства с Луговым: где-то в середине 90-х он делал ремонт в квартире, и его кинули строители. Случайно поведал об этом Березовскому, и вот тогда и появился Луговой. В итоге пропавшие нерадивые ремонтники были найдены. Сам Луговой, вспоминая тот период, называет себя "участником олигархических войн": он занимался, в частности, поиском компромата на коллег-конкурентов Березовского ("о методах я бы говорить не хотел"). Тут же бывший тогда звездой ОРТ Сергей Доренко вспоминает, как однажды обнаружил, что один из подчиненных Лугового роется в его бумагах...

Самый загадочный период жизни Лугового - это арест по обвинению в организации побега из тюрьмы соратника Березовского Н. Глушкова и последующая отсидка. Сам Луговой подчеркнул, что обвинения были сфабрикованы. Доренко: "он вышел из тюрьмы совершенно другим человеком. Богатым". Каким образом после (чтобы не сказать - во время) отсидки по такому чувствительному обвинению Луговой раскрутил свой крупный и очень специфический бизнес, осталось, как подчеркивают авторы фильма, неясным. Очень невнятно в очередной раз озвучил Луговой и мотивы своего делового сотрудничества с Литвиненко (увы, вопросы, которые я в свое время предлагал Луговому в этой связи задать, снова заданы не были. Или не было ответов). Кстати, о бизнесе: в последнее время он идет у Лугового в гору. Да и вообще у Лугового все хорошо - он теперь celebrity. "Хотите, - предлагает он английскому журналисту - я закажу столик в самом дорогом ресторане Москвы? И будем пить самое дорогое французское вино". Одевается он, кстати, очень забавно и на празднуемом где-то в ресторане дне рождения напоминал в своем очевидно дорогом и модном, но слишком ему длинном пиджаке, Шукшина-Прокудина в сцене "маленького бордельеро" из "Калины Красной" (той самой, где "народ для разврата собрался". Народу, в том числе и статусного, было на дне рождения немало...)

Заключительная часть фильма посвящена перспективам Лугового-политика. Снимали его на съезде ЛДПР (прозвучал и гимн этой замечательной партии со словами: "Терпению народа приходит предел. Мы выбираем ЛДПР") Он четко высказал в фильме свое политическое кредо (я записал, может не дословно, но близко к тому): "За последние 7 лет русскому человеку вернули то, что отняли в 90-х: чувство достоинства и гордости за страну. И этого добился Путин. Как любой гражданин России я хотел бы стать президентом" (саркастический Доренко: "в нынешних обстоятельствах он был бы идеальным президентом. Лучше любого преемника, кроме разве что дога Кони"). Тут же В. Познер объясняет, почему за Лугового будут с удовольствием голосовать люди: "если они верят, что он убил - то он герой, потому что убил предателя. А если он не убивал, то он герой, т.к. его преследуют западные враги России". Непонятно, правда, почему бы не рассуждать так: либо собираются избрать в Думу человека, совершившего ужасное преступление, либо - если он не убивал - деятеля, который ради своего частного бизнеса хотел сотрудничать с предателями и врагами России, ее президента и ее спецслужб Литвиненко и Березовским. Но такая трактовка подвигов "национального героя России" (как его в фильме называет собрат-соучастник и друг детства Ковтун) почему-то в российском общественном сознании не звучит.

... Начинается фильм со сцены в огромном (и принадлежащем одной из фирм Лугового) тире, где наш герой, весь в роскошном белом костюме, стреляет в мишень в форме человеческой фигуры. А заканчивается - песней под гитару в лесу у костра с немного подвыпившим солистом-Луговым же, который, сидя рядом с одетыми в камуфляж друзьями, надтреснутым баритоном старательно выводит: "Последний раз сойдемся завтра в рукопашной / Последний раз России сможем послужить"... Исполнено было с большим чувством. Даже со слезой.

Ранее:
Тезисы о "деле Литвиненко" и "британском демарше"
Какой вопрос не задали Луговому

Террор, Персоны, bbc, Телевидение, Россия-Британия

Previous post Next post
Up