В день Магна Карта: появится ли британский национальный праздник?

Jun 15, 2006 15:28

Этот постинг продолжает тему, начатую когда-то в постинге "Фундаментальные ценности и символы британской национальной идентичности в зеркале социологии".

12 июня Россия отметила государственный праздник День России. Британия - одна из очень немногих стран, где подобного праздника нет. В последнее время здесь интенсифицировалась публичная дискуссия, надо ли такой праздник вводить, и если да, то в какой именно день.

Недавно журнал "BBC History magazine" провел опрос на тему: "Дата какого исторического события наиболее подходит для празднования Дня британской национальной идентичности?", в котором приняли участие более 5000 человек. Результаты (с процентами полученных голосов и моими краткими пояснениями) таковы:

  • 15 июня Magna Carta, 1215: 27% - День принятия Великой Хартии вольностей. Эта Грамота, которую под давлением восставших баронов был вынужден подписать King John "Lackland", ограничила абсолютизм королевской власти и заложила основы английского права.

  • 8 мая VE Day, 1945: 21% - Victory in Europe Day: День Победы над Германией во второй мировой войне.

  • 6 июня D-Day, 1944: 14% - День высадки англо-американских войск в Нормандии - открытие "второго фронта".

  • 11 ноября Armistice Day (Remembrance Day), 1918: 11% : "День перемирия (День памяти)" - последний день первой мировой войны (в ближайшее к нему воскресенье - Remembrance Sunday - в церквях служат панихиды по воинам, погибших в обеих мировых войнах).

  • 21 октября Trafalgar victory, 1805: 10% - День победы английского флота под командованием адмирала Нельсона в Трафальгарском сражении.

  • 25 марта Slave trade abolished, 1807: 6% - День принятия Акта британского парламента об отмене работорговли.

  • 18 июня Napoleon's defeat at Waterloo, 1815: 4% - Победа европейской коалиции над Наполеоном в битве при Ватерлоо (английскими войсками командовал Герцог Веллингтонский).

  • 30 ноября Churchill's birth, 1874: 3% - День рождения Черчилля.

  • 19 мая Cromwellian republic established, 1649: 2% - Провозглашение республики Кромвеля.

  • 7 июня Reform Act passed, 1832: 2% - Принятие Парламентом Акта, демократизовавшего британскую избирательную систему.

    На первый взгляд, день подписания Великой Хартии Вольностей действительно как нельзя лучше подходит в качестве Праздника Британской Самоидентификации: ведь в этот документе были впервые (хотя и в весьма зачаточной форме) сформулированы базисные идеи свободы, демократии и конституционализма. И главенства закона. Которые стали визитной карточкой Британии, а с течением времени и всей западной цивилизации (как афористически высказался когда-то С. Хантингтон в своей книге "The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order": "The essence of the West is the Magna Carta, not the Magna Mac"). Однако, шансов на это мало: дело в том, что это было чисто английское событие, случившееся задолго до образования Великобритании. И обижать остальные три государственно-образующие нации никак нельзя. По идее, более подходящим днем было бы 1 мая 1707 года (Treaty of Union) - когда вступили в действие Акты английского и шотландского парламентов об объединении Англии и Шотландии в Kingdom of Great Britain. Однако, как видно и из опроса, эта дата как-то не пользуется особой популярностью.

    Отмечать дату 11 ноября (Remembrance Day) предлагает министр финансов Гордон Браун (Gordon Brown), который является, пожалуй, главным пропонентом введения такого праздника. И его можно понять: если ничего неожиданного не случится, то через год - полтора Браун сменит Тони Блэра на посту лидера лейбористской партии, что автоматически означает вступление в должность премьер-министра. И ему нужна некая новая идеологическая подкладка. Без нее можно было бы обойтись, если бы дела у правительства шли хорошо. Однако, лейбористы после 9-ти лет нахождения у власти стали терять в популярности и переживают один кризис за другим. Появились признаки и того, что более чем десятилетний период, когда Британия выделялась на фоне практически всех других развитых западных стран экономическими успехами (что лейбористы привязывают к личной руководящей роли Брауна) подходит к концу (что оппозиция со своей стороны тоже связывает именно с работой лично министра финансов, чья роль в британской внутренней, особенно экономической, политике всегда была значительной, а при Брауне еще более усилилась). Между тем, идеология New Labour, приведшая к власти Блэра и одно время рассматривавшаяся как выражающая устремления значительной части населения, явно в общественном сознании потускнела. Замешанная на социализме идеология Old Labour (на которой продолжает стоять значительная часть лейбористских парламентариев и к которой, как многие подозревают, сам Браун внутренне сохраняет склонность) вряд ли способна вдохновить тех избирателей, без голосов которых лейбористы не смогут на предстоящих в 2009 или 2010 году выборах сохранить власть. Соответственно, лейбористские идеологи ищут новую точку опоры.

    В результате вот уже год как Браун последовательно выступает с речами, призванными показать: под его руководством лейбористы будут "современной патриотической партией" (что для них совершенно нетипично - всегда считалось, что на этом поле играют консерваторы, а также немногочисленные в Британии крайне правые). Он не устает поминать Britishness как свойство, определяющее современную британскую идентичность, способную объединить становящееся все более пестрым (хоть в расовом, хоть в в религиозном, хоть в идеологическом, хоть в классовом отношении) население в одну нацию.

    Далеко не все в Британии такого рода патриотическую риторику одобряют. Недовольны многие левые - как социалисты, (верные формуле, что "пролетариат не имеет отечества"), так и либералы, считающие, что современное multicultural общество и патриотизм с его прославлением национальных особенностей, пусть даже с включением в "нацию" всех меньшинств, мало совместимы. В то же время многие традиционалисты-консерваторы считают, что само понятие "английскости" включает в себя принципиальную сдержанность в проявлении и тем более праздновании национальных чувств. По моему мнению, Британия не избежит вселенской тенденции усиления национального и на бытовом, и на государственном уровне.

    Итоги опроса обсуждаются на форуме BBC.

    P.S. А пока англичане (а отнюдь не все британцы) проявляют свои национальные чувства, болея за сборную Англии на чемпионате мира по футболу. Магазины предлагают огромное количество товаров с национальной расцветкой: футболки, трусы, полотенца, кружки, шапки - все не перечислишь, причем отдельно для всех возможных категорий населения, включая младенцев обоего пола (для примера: вот такой спектр товаров предлагает своим принадлежащим к middle class покупателям "Marks & Spencer"). И конечно же "георгиевские" флаги с красным крестом на белом фоне, самых разных размеров. Они свисают из окон зданий, прикрепляются к автомобилям (часто по 4 штуки сразу!), а некоторые граждане просто ходят по улицам, завернутые в них с ног до головы. Надо сказать, отношение к этим флагам в Британии неоднозначное. Еще недавно они ассоциировались с крайне правыми политическими силами, в частности с Британской Национальной Партией (British National Party), которая по местным меркам подавляющим большинством населения воспринимается как экстремистская (по российским она будет поумереннее и "Родины", и ЛДПР). Но в последнее время "носить" английский флаг стало вполне прилично...

    Заметки Англофила
  • История, Ценности, Патриотизм, Британия

    Previous post Next post
    Up