Продолжение полной версии статьи "Два берега - две реформы"

Sep 29, 2009 12:52


Часть 2. Производство - общие понятия

Перед тем как начать рассказывать о производстве в частном случае, считаю нужным немного остановиться на самом понятии «производство» и пояснить свое понимание данного термина. В противном случае могут возникнуть определенные смысловые расхождения. Очень часто под производством понимается копирование сложной продукции. Для меня под словом «производство» скрывается весь процесс: от стадии создания продукта, до стадии его реализации, а не только узкий сегмент - «тиражирование» . В зависимости от характера изделия (услуги) его тиражирование можем быть очень простым, как в случае программного продукта или более сложным, как , например, с современным автомобилем. Продукт может и вообще не иметь стадии тиражирования, например, предмет искусства (мы не берем их фотокопии или просто копии т.к. ценность любой копии неизмеримо меньше, чем оригинала, да и художник , создавая свой шедевр, обычно не ставит задачу заработать на тираже копий). При этом, сам процесс не становиться менее производственным. Особенно это наглядно проявляется при создании кинофильмов, где печатанье копий занимает очень малую часть самого производственного процесса. И когда люди говорят о производстве фильмов никто не думает, что главное там - тиражирование копий. К сожалению, при разговорах о других продуктах - автомобилях, фотоаппаратах, мебели и т.д. - многие пытаются все свести к процессу тиражирования, как будто это и есть главное т.е. само «святое» производство. Более того, многие совершенно серьезно думают, что процесс тиражирования создает и саму стоимость с ее добавленной частью, а продажи являются этаким неизбежным «приложением» такого производства.

В моем понимании  именно факт продажи продукта (услуги) является венцом производства  (даже его сутью), без нее вся предварительная деятельность не имеет экономического смысла, представляет собой затратный этап, который создает только ВОЗМОЖНЫЕ предпосылки к возмещению инвестиций и не более того. Рассматривать производство в отрыве от продаж имеет смысл только в инженерном или научно-исследовательском значении, но не как не в экономическом. А совсем сводить все производство к процессу тиражирования могут исключительно технологи, обсуждая свои узкоспециальные вопросы. Мы будем говорить о производстве в его широком понимании т.е. от начала создания продукта до момента его продажи.

Организация производства - Россия

Наша продукция - средства связи гражданского назначения - представляет собой аппаратно-программный комплекс, состоящий, примерно, из 2500 - 2800 дискретных (отдельных) элементов как собственно радиоэлектронных , так и механических .

После того, как   дизайнеры определились с внешним видом, общей функциональностью и массо-габаритными параметрами,  была поставлена задача инженерной группе в составе конструкторов, радиоинженеров и программистов для воплощения этих «задумок» в пластике и металле.

Если вам приходилось немного заниматься опытно-конструкторскими работами или хотя бы читать об этом, то вы должны знать - сам процесс требует более широкого количества исходных материалов, несколько этапов моделирования и корректировки опытных образцов, современное приборное обеспечение. Причем все это должно быть «под рукой», иначе разработка превращается в бесконечный процесс ожидания поставки или «доставания» необходимых элементов (помните как бегал герой кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» за нужными радиодеталями). Мы решили пойти более цивилизованным путем и обратились к специализированной тайваньской компании с просьбой собрать для нас нужные материалы, оснастки, компоненты и т.д. для эффективного выполнения первого этапа производства - разработки опытных образцов. Для этих целях их поставляют не в промышленной упаковке, а в виде т.н. «TRY KITs” или в вольном переводе - комплектов радиокомпонентов и установочных элементов всего ряда для лабораторных и тестовых целей. Это пассивные элементы (конденсаторы и резисторы), активные (транзисторы и диоды), а также разные микросхемы и микросборки с необходимыми дополнительными оснастками и программным обеспечением для их возможного применения   в создаваемом продукте. Что касается пассивных элементов, то можно брать их и производственными кассетами по 2-3 тыс. штук, благо стоят они, в отличии от активных элементов, очень дешево,  по десятой или сотой части цента за 1 шт.

И если у вас в конечном изделии будет применяться, как я уже говорил выше, около 2500-2800 компонентов, то для процесса создания вам потребуется около 8 - 9 тыс. разных «фуфыриков» как элетронных, так и механических.

К сожалению, воспользоваться отечественной элементной базой уже в середине 90-х  не представлялось возможным даже теоретически , потому что с распадом СССР разрушился и единый радиопромышленный комплекс страны. Многие заводы по производству радиокомпонентов остались в Армении, Латвии, на Украине, где, мягко говоря, отошли от активной деятельности.. Да и в лучшие времена элементная база СССР отставала на 10-15 лет от общемировой и была технологически «неформатной» для использования ее при пайке на современных линиях, а говорить о создании конкурентно способного продукта ( соревноваться нам приходиться с японскими, американскими и западноевропейскими изделиями) на основе разрозненных остатков бывшего единого комплекса - это как разрабатывать современный автомобиль на основе технологий 30-х годов прошлого века, собирая образцы комплектующих по музеям.  Поэтому мы и заключили контракт с зарубежной сервисной компанией и стали ожидать прибытие необходимых для разработки материалов.

Стоимость самого сборного груза была в районе 45 тыс. долларов, но состояла примерно из 10 тыс. отдельных наименований. По заключению контракта мы зарегистрировались на таможенном пункте, собрав около десятка различных документов (заверенная копия Устава, банковская карточка и т.д. (Для справки, посмотрите приказ ГТК № 1022 от 16 сентября 2003 года, конечно, кое-что изменилось с 90-х годов, но набор остался очень похожим).

И вот мы получаем извещение, что в наш адрес поступил груз, придите, задекларируйте и ... заберите. После того, как  отдали документы на декларирование с описанием и упаковочным листом, на нас стали смотреть как на обреченных смертельным недугом. «Вы попали ребята..»,- читалось в глазах сотрудников таможенного пункта. Согласно нашему законодательству в декларацию вносятся ВСЕ раздельные позиции. Каждая декларация может содержать не более восьми видов товаров и модифицироваться (исправляться) не более трех раз. Если вы разделите 10 тыс. позиций на 8, то у вас получится 1250 деклараций. Каждая декларация (такая услуга есть на таможне) обойдется вам в 100 долларов США. В принципе - это недорого. Если вы ввозите контейнер однотипных цветных телевизоров, плазменных панелей, то потратить 100 долларов на одну декларацию - капля в море. Но в нашем случае - стоимость ТОЛЬКО заполнения деклараций тянула на 125 тыс. долларов, не говоря уже о таможенной пошлине и НДС. Вторым, даже более сложным, препятствием было внесение в декларацию всех позиций с определением кодов ТН ВЭД. Здесь необходимо немного отвлечься и поговорить о самих кодах ТН ВЭД и какую роль они играют у нас на таможне. В основу кодов ТН ВЭД легли разработки Департамента Статистики ООН. Они включают в себя коды Гармонизации товаров и услуг, отраслевые, общеэкономические, экологические и другие классификаторы . Все это можно найти на сайте http://unstats.un.org . Если вы загляните в методологическую часть сайта, то обнаружите многочисленные исследования и рекомендации по применению данных классификаторов и их ограничения. Так по кодам Гармонизации товаров и услуг отмечается, что данную классификацию следует применять, в основном, для статистических целей т.к. она несет в себе непреодолимое противоречие между функциональностью товаров (их потребительским предназначением) и материалами из которых они сделали. Также  товар может оказаться многофункциональным т.е. одновременно быть, например, телевизором, компьютером и музыкальным центром. В рекомендациях особо оговаривается, что применение данных кодов в фискальных целях может вызвать серьезные проблемы из-за этой внутренней противоречивости, и их использование в этой области должно иметь ясные ограничения.

Когда просматриваешь российские коды ТН ВЭД и привязанную к ним систему ставок, тарифов и сборов, понимаешь, что рекомендации специалистов ООН не показались важными для нашего правительства и соответствующих министерств. Разработанные специалистами ООН коды гармонизации товаров и услуг были в полном объеме и без всяких ограничений применены для фискальных целей. Для компаний, связанных с реальным производством и в силу объективных обстоятельств вовлеченным во внешне-экономическую деятельность ( ВЭД), такое «творческое» применение разработок ООН  стало ежедневным кошмаром и,  если не главной статьей расходов, то  основной «точкой неопределенности» с неконтролируемой  потерей времени и сил. Вы не можете запустить производственный процесс, если хотя бы один самый недорогой компонент «задержался» на таможне. Например, однажды у нас остановилось производство по причине того, что метизы оказались не с плоской, а слегка сферической шляпкой. И пока мы переписывали контракты, спецификации, паспорта сделок и т.д. шли недели, продукция не собиралась, не отгружалась заказчику со всеми вытекающими экономическими последствиями.

Но вернемся к нашему грузу. Мы остановились на декларациях.. Конечно, ни о каком брокере, который бы за нас заполнил Декларации, речи не шло: не устраивала даже 70% скидка от тарифов на заполнение. Нам пришлось приобрести программу декларирования, нанять специального человека и приступить к процессу. Казалось это никогда не кончится: только на внесение позиции «шнурок для корпуса» пришлось три раза переписывать декларацию. Сначала мы написали «шнурок из искусственных материалов для корпуса», но это не понравилось. Затем «шнурок из синтетических материалов для фиксации корпуса», но и так тоже было не верно. Окончательный вариант выглядел следующим образом: «шнурок из синтетических ненатуральных волокон для фиксации корпусных изделий приемо-передающих устройств не для гражданской авиации». Итак по каждой позиции. Кроме этого выяснилось, что таможенники могут сами изменять цены на ввозимые товары, если им КАЖЕТСЯ, что цена занижена или завышена. Таким образом им предписано бороться с умышленным занижением (завышением) цены декларируемых товаров. Если учесть, что мировая (средняя) цена более или менее рационально определяется для биржевых товаров (нефть, зерно, хлопок и т.д.) на основе ежедневных котировок, то определение цены на не биржевые товары таможня производит сама по средневзвешенной ценовой статистике за предыдущий период. . В мире существует свыше двух миллионов видов комплектующих только в электронной промышленности. И никто не может учесть всех особенностей при определении единой цены. Даже для решения фискальных задач бюджета это не имеет большого смысла: взяв дополнительные деньги на таможне, государство само занижает налог на прибыль, т.к. искусственно увеличивает себестоимость конечного изделия, если речь идет о ввозе комплектующих, или увеличивает цену товара на полке в магазине при импорте готовых изделий.

А для развития производства сложных электронных изделий на территории России это просто убийственно. Очень часто в одну группу товаров попадают совершенно разные вещи. Например, концертный микрофон может стоить свыше 1000 долларов США, а наш микрофон для бытовой радиостанции - около 5-10 центов США. В статистике оба товара могут быть отнесены к одной группе «микрофоны электрические» и их «средняя» стоимость будет  в районе 500 долларов США. При этом импортер готового изделия (концертного микрофона) может реально занизить стоимость и задекларировать свой товар по 500 долларов США, а импортера микрофонов для «воки-токи» могут заставить заплатить за него более 1000% ввозных пошлин, проведя т.н. корректировку таможенной стоимости (КТС).

Среднее соотношение стоимости комплектующих к стоимости готового изделия на мировом рынке производства электронных изделий составляет 1:5, т.е. если готовый электронное устройство стоит 100 долларов США, то стоимость всех его комплектующих не должна превышать 20-ти долларов, иначе вы не сможете возместить деньги на воспроизводство, обновление модельного ряда, инвестиции в оборудование и т.д. Если цена комплектующих по таможенным рискам увеличится в среднем в три раза, то отечественное высокотехнологическое изделие начнет проигрывать импортным аналогам на своем же домашнем рынке, не говоря уже об их конкурентно способности на мировом рынке. Да, таможня соберет для бюджета дополнительные деньги, но за счет уничтожения собственной промышленности.

Для решения всех этих «задач» у нас сама собой создалась таможенная группа, которая ходила туда как на работу в течении нескольких недель.

В результате сроки разработки продукта серьезно сместились, увеличились накладные расходы, минимум в два раза возросла стоимость опытно-конструкторских работ...

... А в это время очень успешна велся импорт готовых к применению зарубежных изделий. Декларация - одна, код - один, КТС - разве что в сторону уменьшения. Можно уложиться в один день...Страна очень нуждалась в современных средствах связи, на них даже отменили пошлину и условно начисляли НДС, т.е. не надо было платить НДС на таможне, а рассчитаться по нему в обычном порядке.

...  Меньше всего здесь виноваты офицеры и сотрудники этого безусловно нужного органа . Им самим приходится тратить массу времени на выяснение всех этих технических подробностей: чем платы четвертого поколения телевизоров, отличаются от пятого, да и как отличить плату с компонентами для соковыжималки, электробритвы, детской игрушки, компьютера, автомобильного навигатора, системы контроля за распределением зажигания, если они действительно ничем не отличаются. Как тут не вспомнить знаменитое: « трудно искать серую кошку в темной комнате, особенно когда ее там нет». На сайте Министерства Экономического Развития (МЭР РФ) вы найдете раздел «тарифно-таможенное регулирование», но даже там не найдете объяснений, чем же это все отличается, и кто автор такого творческого переосмысления скромного документа статистического департамента ООН и введения режима КТС.

В дальнейшем, когда мы начали ввозить не «россыпь» элементов, а спаянные готовые модули, то нам удалось сократить количество отдельных позиций до десятков и отправляли мы их разными контрактами, чтобы в одном грузе было не больше восьми позиций. Это создавало определенные трудности: грузы задерживались, приходили не комплектно, но это ни в какое сравнение не шло с нашим первоначальным опытом. Одновременно пришлось практически забыть о планах переноса серийной пайки модулей на территорию своей страны.

Часть 2, Китай.

В Республике Китай также существуют таможенные тарифы и пошлины на товары, например, автомобили, одежду, телевизоры, компьютеры и т.д. Но под регулирование попадают ТОЛЬКО готовые к применению изделия, идентификация которых не вызывает сомнений (см. рекомендации ООН). Особо отмечаются товары, на которые необходимы разрешения или лицензии (опасные химические или радиоактивные материалы, военная техника, наркосодержащие лекарства).  Все остальные  товары и услуги, например, автозапчасти, расходные материалы, выкройки, электронные компоненты, модули и т.д. практически не подлежат тарифному регулированию. На них распространен упрощенный порядок декларирования. Например, электронные компоненты и модули декларируются просто по весу: комплектующие для электронной техники, 3 тонны. А в них входят пассивные, активные, установочные и механические части. Весь процесс оформления занимает несколько минут (не часов, или дней). Так же никто не пытается разделить электронные комплектующие по признаку дальнейшего использования: для телевизоров, компьютеров, навигаторов и т.д. Конечно, никто даже не понимает термина КТС для товаров, которые имеют официальную контрактную цену. Если у кого и возникнут подозрения, то для этого есть судебная процедура равная для всех участников экономической деятельности, к которой может обратиться и таможня, но не во время нахождения товаров на ее территории, а после выпуска в соответствии с оригинальными счетами и спецификациями. И если она сумеет доказать, что имеется факт занижения (завышения), то импортер возместит затраты и понесет соответствующее наказание, а если нет, то весь груз ответственности ляжет на государство.

Хочу особо отметить, что лично нам, как предприятию-изготовителю, даже не приходилось непосредственно сталкиваться с таможенной службой Тайваня, а позже и континентального Китая - все необходимые таможенные процедуры  делают сами транспортные компании и за 15 лет работы  НИ РАЗУ не возникала проблема задержки комплектующих на таможне и тем более КТС. Может поэтому Тайваню, а затем и континентальному Китаю удалось сначала наладить сборку готовых изделий на своей территории, а затем перенести к себе и производство самих компонентов. Причем сделать это практически с нуля, не имея ни собственной радиотехнической школы, ни производства. А нам, потомкам изобретателя радио, приходится пользоваться чужой готовой аппаратурой как самым отсталым народам Африки.

Россия. Продажи.

Во второй половине 90-х годов мы все-таки наладили производство средств связи в ближайшем Подмосковье и стали конкурировать на внутреннем рынке с импортными аналогами. Более того, появился спрос на наши изделия и у зарубежных потребителей, прежде всего, в странах СНГ. Но и здесь нас ждал очень большой «сюрприз» со стороны наших регулирующих и надзорных органов.  Все началось с запроса Государственного предприятия «Азалавиа» в нашу компанию по поводу приобретения 30 шт. радиостанций гражданского диапазона для наземных служб аэропорта. Сумма контракта была небольшая, но для нас важен был сам факт выхода пускай на ближний, но все-таки зарубежный рынок. И не с нефтью или газом, а что ни на есть с «высокотехнологичным продуктом». Мы подписали контракт и пошли оформлять его на таможню. Кроме обязательных для декларирования документов (контракт, паспорт сделки и т.д.) у нас на руках были следующие документы:

1. Разрешение на разработку радиостанций гражданского диапазона

2. Разрешение на производство этих же изделий

3. Заверенные Технические Условия (ТУ)

4. Учтенная копия КД (Конструкторской документации) под нашими децимальными номерами как производителя

5. Сертификат Соответствия Министерства Связи

6. Паспорт (на каждое изделие)

7. Инструкция по эксплуатации

Кроме этого, на каждом изделии был нанесен наш торговый знак, а на каждой плате, заводской шелкографией, была нанесено название компании, номер тех. Условий и децимальный код производителя.

Во всех документах, официально заверенных соответствующими ведомствами, особо отмечалось, что данные изделия являются гражданскими, а производителем (изготовителем) значилась наша компания. Но оказалось, что всех этих официальных бумаг, которые у нас были до настоящего времени, не достаточно для таможни, чтобы понять, что это за  (sic!) товар, кто его  производитель, где он собственно производится и дать разрешение на экспорт.

Таможня потребовала следующие дополнительные документы:

1. Справка с Министерства Обороны России, что это не военные радиостанции

3. Доказательства, что эта продукция произведена нашей компанией.

4. Бухгалтерскую справку, что мы добавляем не менее 30% стоимости на своем производстве, чтобы выдать нам Сертификат происхождения.

5. Разрешение АЗАЛАВИА на право использования радиостанций (хотя это другое государство и там может, в принципе, не быть этих разрешений)

Сумма контракта составляла около 6-ти тысяч долларов. На сбор всех документов и разрешений ушло более двух месяцев работы 3-х сотрудников с зарплатой около 500 у.е. Больше всего нас «обрадовало» то, что собирать эти документы необходимо на каждую поставку, независимо от того, что вы отгружаете одну и ту же продукцию. Оформление занимает не менее 45-ти дней. В конце всей этой процедуры наш клиент из Государственной азербайджанской авиакомпании сказал, что он потратил меньше времени на оформление несколько Боингов в США, чем на покупку наших средств связи. Такая же история произошла и с простыми зарядными устройствами для аккумуляторов, которые у нас хотело купить МВД республики Узбекистан. Эти устройства даже формально не относятся к технике двойного назначения. При оформлении контракта, кроме уже известных нам документов,  с нас дополнительно попросили справку, что МВД республики Узбекистан находится .. на налоговом учете в Узбекистане.

Если бы речь шла о тысячах изделий в одном контракте, то, возможно, эти документы и расходы были бы экономически оправданы, но когда у вас сотня небольших поставок по 20-30 изделий, то игра просто не стоит свеч. А в современном мире, основу заказов составляют не тысячные партии, а масса мелких поставок, которые в совокупности ничуть не уступают большим контрактам, и более того, гораздо выгоднее, делают компанию устойчивой к потере нескольких клиентов. Так торгуют большинство небольших инновационных и технологических компаний в Китае и других странах ЮВА, составляя основу высокотехнологического экспорта, о котором так мечтают наши власти.

Китай. Продажи.

Процесс экспорта за рубеж а Республике Китай достаточно прост. К вам приходит запрос на поставку, например, 10-ти приемо-передающих устройств. Вы выставляете клиенту  Проформу-инвойс. Клиент ее оплачивает (независимо от страны), и вы поручаете транспортной компании доставить продукцию. Никаких дополнительных документов, кроме стандартных (упаковочный лист, инвойс) не требуется. Не нужен даже контракт. Все это занимает около 10-ти минут неспешной работы. После отправки продукции с территории Республики Китай (об этом свидетельствует отметка таможни на товарно-транспортной накладной) НДС возвращается автоматически в течении 5 рабочих дней. Самому ходить на таможню не надо. Все действия проводит транспортная компания. Тем более, никто не просит разрешение со стороны зарубежных потребителей на данную продукцию. В рамках международного экономического сотрудничества существует ограниченный список товаров, на применение которых требуется разрешение. Это связанно с распространением ядерных технологий, применений высоко опасных материалов и т.д. Никто за его рамки не выходит и не требует дополнительных справок на товары, которые не включены в международный регламент.

Previous post Next post
Up