Sep 29, 2009 12:56
Часть 3.
ПРЕДПРИЯТИЕ И НАЛОГИ
В этой главе мы подходим, пожалуй, к самому важному фактору, предопределяющему развитие бизнеса и, как следствие, экономики в целом. Хочу снова оговориться, что под «бизнесом» я подразумеваю легальную экономическую деятельность, направленную на создание товаров и услуг. Моя практика, к сожалению, говорит о колоссальной сущностной разнице в деятельности российских органов власти и соответствующих органов власти в Китае. И дело здесь не в ставках налогов на прибыль или размерах НДС. По этим параметрам налоговые системы России и Китая практически одинаковы, за исключением ЕСН (для континентального Китая). Главное различие проходит совсем в другой области. В Китае власть, отказываясь нести обязательства по деятельности частных предприятий, не влезает в их экономическую «кухню», не регламентирует детально расходы, дает большую свободу действий в формировании расходов и отнесения их на финансовый результат. Предприятия сами устанавливают себе планы счетов, определяют виды расходов, порядок амортизационных отчислений, разного рода списаний и т.д. Там нет т.н. ПБУ (положений о бухгалтерском учете), нормативных ограничений по формированию финансового результата. Например, столько-то средств, в зависимости от оборота, я могу списать на себестоимость, а столько-то на прибыль. Или эти командировочные расходы отнесутся на себестоимость, а эти только за счет чистой прибыли и т.д. вплоть до порядка списывания стоимости оборудования на единицу продукции, например, по 10% в год, а никак не иначе.
В Китае существует институт сертифицированных бухгалтеров, с представителями которого заключается договор на квартальную (для континентального Китая) или полугодовую (для Тайваня) отчетность. Все первичные документы по тратам предприятия, начиная с покупки расходных материалов, аренды помещений, оплаты энергии и заканчивая поездками на такси, выпуском рекламных материалов, посещений выставок, ресторанами и покупкой одежды, собираются в отдельную папку и передаются сертифицированному бухгалтеру, с которым у предприятия договор на обслуживание. Он сам составляет отчет, согласует его с руководством предприятия и отправляет в налоговую. Мне было интересно понять как это все работает, поэтому часто беседовал с тайваньским бухгалтером. После того, как отчет подготовлен, из него убираются выходные данные компании, присваивается обезличенный код, и он поступает в налоговую инспекцию, но не к инспектору, а сначала в специальный барабан, похожий на лототрон, где все перемешивается и инспектор берет тот, который случайно ему достанется. Инспектор не знает, какое конкретно предприятие он проверяет, только отраслевую принадлежность. Если предприятие соответствует средневзвешенным параметрам по отраслевой рентабельности, и вовремя платит налоги, то больше никто его не тревожит. Тем более никто не интересуется, сколько денег ушло на расходные материалы, сколько на командировки, а сколько на рекламу, и как вы амортизируете ваше оборудование. Если вы выпускаете зубные щетки, где прямые расходы (материалы, зарплата, аренда и т.д.) составляет 20% в стоимости товара, а реклама - 80%, то вы полностью списываете все расходы в себестоимость. Если вы приобрели оборудование, то сами определяете порядок его амортизации, можете сразу его и списать, независимо от его стоимости. Покупка оборудования считается инвестиционным актом и эта сумма выводится из-под налогообложения. А деление по видам расходов должно интересовать только вашего экономиста, но никак не налоговую инспекцию.
Если в течении трех лет вы показываете убыток, то могут поинтересоваться из каких средств покрываются убытки и имеют ли они легальное происхождение.
На предприятие вы можете покупать практически все, что угодно: дома, машины, помещения и т.д., и это также не будет облагаться налогом, а относиться на себестоимость конечной продукции (услуги). А вот если собственники предприятия решили выделить себе доход, то он облагается налогом на доходы частных лиц (на Тайване до 40%). Поэтому как на Тайване, так и на континентальном Китае люди любят все покупать на предприятия. Предприятия имеют много имущества, могут отвечать по своим обязательствам, их охотно кредитуют банки.
Когда говоришь об этом российским чиновникам, то они сразу возражают: « это возможности ухода от налога. Ведь так можно серьезно занизить налогооблагаемую базу и сократить отчисления в бюджет. А откуда брать деньги на содержание государства и выполнение его социальных и иных обязательств?» Такая логика очень примечательна своей прямолинейностью, почти на уровне утверждения: «Чтобы корова больше давала молока и меньше ела, ее надо реже кормить и чаще доить.» В Китае пошли по другому пути: лучше со 100 успешных предприятий собрать по 20 долларов, чем с одного не конкурентно способного монстра, проверяя его несколько раз в год, вдоль и поперек регламентируя его деятельность, пытаться взять 2000 долларов,. Если разорится одно предприятие из 100, то государство потеряет 20 долларов, а если возникнут проблемы с монстром, то государство потеряет все. Может поэтому 25 млн. человек на Тайване производят товаров и услуг на 350 млрд. Долл., а 140 млн. россиян на 905 млрд. Долл. (данные из Википедии). Причем добрая половина товаров, которые производят россияне, относится к сырьевой или первичной группе: нефть, газ, металлы, лес.
А жители Тайваня, проживая на вулканическом острове, где нет ни одного полезного ископаемого, каждый год проходят разрушительные тайфуны и землетрясения, более чем в два раза эффективнее нас в производстве товаров и услуг. Кстати, если говорить о социальной защищенности, то минимальная заработная плата на Тайване составляет 1200 долл. США. И все это достигается без армии налоговых инспекторов, проверяющих, надзорных и других «радетелей государственного интереса» в экономики.
Также в Китае нет различия между наличными и безналичными деньгами. В том смысле, что кто-то ограничивает объем использования наличных денег кассовым планом или другим образом.. Вы можете вести свой бизнес ПОЛНОСТЬЮ в наличных деньгах, не прибегая к услугам банков. Можете все деньги, которые оказываются на вашем счету снимать и оплачивать свои обязательства наличными и наоборот. Использовать банки просто удобнее, но никто на этом не настаивает.
В России не покидает ощущение того, что на самом деле твое частное предприятие только условно «частное», а так каждый может проверять тебя с утра до вечера, устанавливать нормы списания, да и просто приостановить деятельность, если чиновнику показалось что-то сомнительным. И при этом никто не несет сопоставимую ответственность за причиненный урон. В советское время правила были понятны - государство имело право устанавливать любые лимиты внутри каждого предприятия т.к. все предприятия принадлежали государству. Но оно и несло ответственность за результаты конечной деятельности, сбыт продукции, выплату заработной платы, возмещению долгов. От результатов деятельности сотрудников отдельного предприятия варьировалась только премия. Сейчас российское государство сняло с себя ответственность по обязательствам частных предприятий, но не отказалось от права распоряжаться ими и вмешиваться в их деятельность как было раньше.
Здесь хочу рассказать одну историю, которая произошла с моим тайваньским партнером, поставляющим свои электронные устройства в США. Его обвинили в демпинге и остановили отправку части готовой продукции. В результате разбирательства суд выяснил, что данное обвинение не имеет оснований, а отдел, который выписал ордер на арест товара, принял это решения неправомерно. Государство выплатило моему партнеру 1 млн. долларов США только по моральному ущербу, вернуло товар владельцу и возместило все расходы по хранению, а также упущенную выгоду и потерю деловой репутации (товар не был вовремя доставлен). В результате мой партнер получил сумму не только в НЕСКОЛЬКО РАЗ превышающую стоимость самого товара, но и доход, на который он бы никогда не надеялся, если бы товар не задержали. Отдел, который принял это решение, был в полном составе уволен с государственной службы без выплат и страховки т.к. были обнаружены ПРИЗНАКИ действия сотрудников отдела в интересах третьих лиц (конкурентов моего партнера). Если бы это было доказано, то их бы приговорили к уголовной ответственности. Вот так там борются с «административным ресурсом». Может поэтому в течении 15 лет активной экономической деятельности на территории Тайваня мы ни разу не испытали не только давления со стороны местных чиновников, но и простого дискомфорта в общении.
Немного цифр
Так как мы выпускаем совершенно идентичную продукцию одновременно в России и Китае, то можно подсчитать, конечно условно, во сколько обходится нам, как производителям и, соответственно, нашим потребителям современная российская система таможенного, налогового и сопутствующего государственного регулирования. Мы даже не будем брать континентальный Китай, чтобы не дать возможности все свалить на низкую стоимость китайской рабочей силы.
Основные расходы (все в долл. США):
Россия
Тайвань
Аренда производственных помещений
170 долл.кв.м \год (не Москва)
150 долл. кв.м \год (предместья Тайпея)
Средняя зарплата
600-1000 долл.месяц
2000-5000 долл.мес (мин 1200)
Стоимость исходных материалов
Импортная (до ввоза одинаковая)
Импортная (до ввоза одинаковая)
Конечная себестоимость изделия (на партии 15 тыс. год)
137 долл. США
(собрано в России)
68 долл. США
(собрано на Тайване)
Такая разница складывается из дополнительных платежей по КТС и ввозным пошлинам на комплектующие, необходимости иметь двойной складской запас расходных материалов (из-за не прогнозируемости времени пребывания комплектующих на таможне), содержания целого отдела дополнительных бухгалтерских работников, которые рассчитывают калькуляцию товара в соответствии с требованиями ПБУ, отвечают на запросы различных фондов и налоговых инспекций по текущим и встречным проверкам, оплаты труда и сопутствующих расходов «таможенной группы», необходимости проводить авансовые платежи по НДС и налогам. А также из расходов на содержание дополнительного аппарата для взаимодействия с разрешительной системой ГКРЧ, Министерства Связи и Информации, Госсвязьнадзора и т.д.
Все это смело можно отнести к транзакционные издержкам российской системы администрирования производственных компаний, начиная от момента создания продукта, заканчивая его реализацией.. В нашей электронной отрасли они добавляют не менее 100% к конечной себестоимости продукции, делая ее абсолютно не конкурентно способной не только на внешнем рынке, но и внутри собственного государства. И никакими речами замечательных спичрайтеров о необходимости развития собственной электронной промышленности нельзя перебороть издержки сложившейся системы регулирования. Не принимают их «в зачет» ни на таможне, ни в налоговой, ни в других министерствах и ведомствах нашей страны.
Думаю, что подобную или очень похожую картину можно наблюдать и в других отраслях, отличных от сырьевых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Республика Китай (Тайвань), КНР, Гонконг .
Несмотря на то, что наш головной офис находился на Тайване, мы очень часто посещали континентальный Китай, где заказывали компоненты для своей продукции или производственную оснастку. Каждый раз мы чувствовали, что пекинское правительство последовательно демонтирует остатки коммунистической административной системы, и стремится к стандартам взаимоотношений, принятых на Тайване, Гонконге, Сингапуре и в других успешных странах этого региона. В начале 2000 года нами было принято решение перенести основное производство с Тайваня на юг континентального Китая. При переносе мы практически не почувствовали разницу в практике взаимоотношений и регулирования: таможенный режим ничем не отличается, отчетность и бухгалтерия строится по тем же стандартам как на Тайване, чиновники появились только на открытии предприятия и больше нас не беспокоили. Более того, мы подписали соглашение с местным таможенным постом, который подвозил к нам компоненты в определенные часы, чтобы было удобно производству. Конечно, местным китайцам не хватает знаний, навыков, опыта, чтобы работать так же эффективно как их соотечественники на Тайване, но это с лихвой компенсируется низкими арендными ставками и издержками на персонал (все-таки на континенте нет установленного минимума по заработной плате в 1200 долл. США.)
В своей почти 20-летней практике я не обнаружил особого национального «ноу-хау» в китайских экономических реформах. Даже наоборот, повсеместно копируются методы и формы, которые доказали сначала свою историческую эффективность в Западной Европе, США, Японии, а затем в Южной Корее и на Тайване, изживаются традиционные для Китая «патерналистские» отношения между государством и бизнесом. Особенно это видно на примере Сянгана (Гонконга), который в конце 90-х перешел под юрисдикцию континентального Китая. Китайское правительство ничего не изменило в жизни этого района не только в экономических отношениях, но и в политической активности населения. Когда приезжаешь на железнодорожный вокзал полуострова Цзиулун из Гуанчжоу , то в глаза бросаются большие плакаты с призывами .... наказать коммунистическую партию Китая за преследование инакомыслящих . Причем лозунги содержат очень нелицеприятные фразы для пекинского правительства. На самом континенте за такие плакаты люди могут надолго лишиться свободы. А в Гонконге эти призывы не просто развешаны кустарным способом, а установлены на солидных «билбордах», и никто их не срывает, несмотря на китайский коммунистический красно-звездный флаг, который уже более 10-ти лет развивается над этой территорией. Почему китайские власти, имея полную свободу действий, не прекратят эти «безобразия», не выкорчуют твердой авторитарной рукой все «гнилое наследие Британской империи». Ответ на это дал автор китайских реформ в своей знаменитой фразе: «Нам все равно какая кошка серая или белая, главное, чтобы она ловила мышей». И цель реформ, не принудить одну из самых эффективных экономик мира - Гонконг - к политическому повиновению, разрушив за одно и ее экономику, а развить континентальный Китай до его стандартов, перенося их лучший опыт, доставшийся им от британцев, на континент. Вот в этом, наверное, и заключается суть китайской реформы: не искать свои «самобытно-суверенные» пути развития, консервируя на самом деле феодальную дикость, невежество и национальное чванство, а перенимать лучший мировой опыт в социально-экономической системе взаимоотношений, искоренять национальный чиновничий деспотизм и строить экономически эффективное общество. А уже на этой основе поднимать благосостояние граждан и проводить свою национальную политику.
.
****
Мы живем в мире вещей и услуг, которые кем-то были придуманы, произведены и доставлены до нас. Их количество и многообразие, доступность и качество очень часто предопределяется общественно-государственной средой, ее уровнем «дружественности» к новым идеям, комфортности в их реализации на всех этапах - от первой мысли до готового продукта и услуги. Может быть стоит об этом задуматься, а то очень бы не хотелось совсем не найти Благовещенска через 20 лет среди новых районов китайского г. Хэйхэ.