Я встречал мнение, что тема «Бесконечность против Вечности» - вторая в литературе после темы «Любовь». Сам я этого не замечал, но вот, в дополнение к
предыдущим, ещё два литературных примера, которые действительно производят впечатление:
1.
«Снежная королева» Г.Х. Андерсен. «Вечность» - «то самое слово, которое задала сложить Каю Снежная королева. Сложив его, он мог … получить от неё в дар весь свет …» (несомненно, что сама представительница холодной Бесконечности получила бы взамен нечто неизмеримо большее). Она как будто бы хочет подчинить Вечность руками живого Кая, но у него не получилось сложить слово «Вечность» из льдинок, пока к нему не вернулась Любовь. Вернее, оно сложилось само, поскольку является неотъемлемой частью мира Любви. То есть, Андерсен, вероятно, под словами Вечность и Бесконечность
тоже понимал два полярных мира с противоположными характеристиками. Предположительно, одни из них принадлежат Богу (Любовь, Истина и Свет), а другой - Снежной королеве (или Исаис, или Пиковой Даме). Но, если исходить из пассивности холода и тьмы (недостаток света), то основными качествами Исаис должны быть Безразличие, Неясность и Тьма. То есть, Любви противостоит Безразличие, Истине - Неясность, Свету - Тьма. У человека Светлые качества проявляются как способность к состраданию, правдивость и оптимизм, а Тёмные качества - как душевная чёрствость, равнодушие ко лжи и пессимизм. Тёплая Герда спасает заиндевевшего Кая. На мой взгляд, в этом кроется одна из миссий Светлых женщин.
2. В
«Идиоте» Достоевский, как мне показалось, возможно, непроизвольно описывает мужчин (Мышкин и Рогожин) и женщин (Аделаида и Настасья Филипповна), как представителей этих миров.
Светлый мужчина:
«- Это всё философия, - заметила Аделаида, - вы философ и нас приехали поучать.
- Вы, может, и правы, - улыбнулся князь, - я действительно, пожалуй, философ, и кто знает, может, и в самом деле мысль имею поучать...».
Тёмная женщина:
«…задумчивость Гани стала ещё более тяжела на взгляд князя, когда они оба остались наедине. Вдруг он подошёл к князю; тот в эту минуту стоял опять над портретом Настасьи Филипповны и рассматривал его.
- Так вам нравится такая женщина, князь? - спросил он его вдруг, пронзительно смотря на него…
- Удивительное лицо! - ответил князь, - и я уверен, что судьба её не из обыкновенных. - Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? ... Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Все было бы спасено!»
Но Настасья Филипповна не может быть добра - её основное качество - почти полное безразличие (ко лжи, к Гане, к Тоцкому, к общественному мнению…), и спасения ей не будет. Собственно меня больше интересуют представительницы Нижнего и Верхнего миров, чем их представители. В своей жизни я неоднократно встречал необычных, сильных женщин. Самые яркие представительницы Тёмного мира - показались мне «выжимателями» эмоций, что соответствует шаманской идее о том, что духи Нижнего мира питаются этим продуктом человеческой психики. Вот пример из
рассказа шамана о духах Нижнего мира:
«Наши сильные эмоции, такие как страх, любовь, гнев для них настолько привлекательны, что они готовы их воспринимать постоянно. Из-за чего они провоцируют нас на всё большее и большее их проявление, что само по себе и представляет угрозу для людей. К примеру, если это страх, то они начнут показывать нам "самое ужасное", что смогут найти в нашем сознании. Они могут просто опустошить нас настолько, что мы умрём, но стоит нам перестать проявлять эмоции - они тут же перестают обращать на нас внимание».
В жизни (в нашем Среднем мире) представительницы Нижнего мира обычно отмечены высоким происхождением и часто подходят под понятие «светских львиц» и, как ни странно, «стерв». Они - Пиковые Дамы независимо от цвета волос. Представители Тёмного мира - волевые мужчины, склонные к насилию. В крайних формах и те, и другие известны как «нелюди» - хищные звери в человеческом обличье. Самые страшные из них - ползущие на Свет апокалиптические звери (
Ленин и
Сталин?).
Представительниц Светлого мира выделяет невероятно высокая тяга к Любви, Истине и Свету: у них сверхчутьё на «чистое», они постоянно добры к окружающим, и их практически невозможно уговорить на плохой поступок. В обычной жизни (в Среднем мире) они, пожалуй, подходят под понятие "мать рода". Эта способность основать род для мужского подсознания, возможно, самое главное в выборе жены.
Я думаю, что, в отличие от литературных и религиозных источников, крайние типы представителей Нижних и Верхних миров чрезвычайно редко встречаются в обычной жизни. Градация качеств, размытость образов, говорит о том, что мы имеем дело с понятием относительным. Скорее всего, речь идёт о степени проявления только одного качества. С моей точки зрения, это качество - чистота души. Но тогда Нижний мир в каком-то смысле тёмен (грязен), а Верхний - действительно светел (чист).
(Следующий),
(Продолжение),
(Околофилософское),
(Содержание)