Страный текст Холмогорова. Какая-то полная утрата исторического чутья, пресловутого принципа историзма. Уж очень глубокий националистический перекос, уж слишком острый угол зрения на проблему. http://www.rus-obr.ru/ru-club/4139Read more... )
Прости, не читал, но пробежал. А в чем собственно проблема? Во-первых, это не исторический труд. А во-вторых, разве там написана НЕ ПРАВДА? Несколько приукрашена. Так ничего страшного. Главное - не ЛОЖЬ. Может там где-то "клюква" зашита, но "невчитал" детали. Пробежал только один материал.
Вообще, России давно пора заглядывать в то место, которое именуют западными цивилазациями. Попа - это.
Не читал но поддерживаю)))v_star_78September 23 2009, 07:11:48 UTC
Да нет, ну тут же речь идет не о сознательных фальсификациях. Бвло бы странно ожидать такое от Холмогорова. Мы все тут вроде как по одну сторону баррикады. Скажем так, текст больше публицистический а мне это не так интересно.
Умность вашего человек выражается видать в том, что он ассоциирует бояр с душевладением? Пора уже немножко заниматься русской историей, а не воспроизводством сидящих с вуза штампов о ней, каковые люди выдают за собственное мнение.
Егор, ваши тексты это всё же не казначейские билеты ФРС США чтобы всем нравиться. Есть статьи, которые мне очень интересны, созвучны моим убеждениям и представлениям. Есть те, что нет. В этом тексте я не встретил последовательного разворачивания аргументации. А голая и по-правому пафосная апологетика меня уже не впечатляет. Я всегда открыт для новых идей и подходов и никогда не оцениваю тексты по принципу "что может хорошего быть из Назарета?". Но слишком уж ретивая борьба с вузовскими штампами может дойти и до "альтернатившины".
Что касается моего френда, который откомментировал ваш текст, то я, кажется, достаточно четко написал, что его оценка выглядит неубедительно. А в его грамотности я имел возможность убедиться, систематически знакомясь с содержанием журнала.
Да нравится, не нравится - это дело десятое. Есть исторические факты, которые проанализированы в работах серьезных исследователей - Веселовского, Зимина, Шмидта, из современных того же Володихина возьмем. А есть набор обывательских представлений нахватанных из кино Эйзенштейна, публицистики и устаревших построений школы Ключевского (хотя те уже были поадекватней к боярству). Так вот в первых вы нигде негативистской оценки боярства не найдете, а только они и являются серьезной наукой знакомой с историческим фактом. Я по большому счету популярно и политически заостренно изложил версию которая в академической историографии в общем-то и не имеет альтернатив. Факт, что допетровские управленцы были компетентней постпетровских. Факт, что русское боярство было главной заинтересованной в единстве силой. Факт, что местничество было очень разумным и полезным учреждением, а его отмена ни к чему хорошему не привела. Это все не моя альтернативная история, а факты. Альтернативной историей является как раз то, что сидит в голове у жжюзеров.
я бы остороженее относился к такой категории как исторический факт. вопрос эффективности, это вопрос критериев, кому как на Вам это понимать. Повторюсь, буду с интересом ждать оргументированнанного обоснования "боярской идеи". В данном случае так или иначе наша роль как публицистов как раз и заключается в том, чтобы пересказывать широкой аудитории современные научные концепции, просвещать т.с. естественно, что проблема русского боярсва далека и от моей научной и от политической проблематики, и специальной литературы я никогда не прочту (нельзя просто обнимать необъятное, я например Вам завидую, как это вы успеваете столько прочесть, осмыслить и изложить), но буду ждать такого вот популярного изложения. Но именно изложения идей, а не лозунгов.
Действительно, какой-то исключительный исторический лубок. Особенно трогают рассуждения про превосходство русской аристократии над европейской. Вообще, рассматривать аристократию (хоть русскую, хоть какую) как нечто единое в разные исторические эпохи, это и впрямь полная утрата исторического чутья. Для Руси-России, например очень важным водоразделом было замещение родовой/родовитой аристократии служилой (пусть даже и в форме условно-служилой). Не видеть качественное отличие между этими двумя историческими типами аристократии, значит не понимать социальную историю.
ну вот примерно это меня и резануло. и вообщем-то мой пост не просто про холмогорова, а про то, что и Смирнофф, который как-бы выступил с более научной критикой, тоже ушел не туда. В догосударственный период. Я очень сомневаюсь что бояре у нас от всех этих полян-древлян. Особено учитывая болгарское происхождение термина. Кстати интересно что там с этимологией. Если словянская, то "болярин" не от "большого" ли? Ну типа наш вариант "бигменов".
Если я не ошибаюсь, то все версии происхождения слова "боярин" рассмотрены в "Киевской Руси" И.Я. Фроянова. Там и тюркский "буяр" и скандинавский "бэармин" и пр. фигурирует. А что до конкретной этимологии, то даже если боярин это действительно "большой" это в любом случае мало что даёт. Сходство этимологии не означает (по крайней мере в данном случае) совпадения социальных процессов. Вообще, как я всё больше убеждаюсь, в общеисторическом плане бигмены выступив важным фактором социальной эволюции, вместе с тем не стали институциональным зародышем сильной вождеской власти. Об этом, в частности пишет М.Годелье в своей "Загадке дара". Если эта монография ещё не попалась Вам на глаза, то я её скоро вывешу.
Нет. монография не попадалась, буду с интересом ждать. Вешайте, т.с. ))) про то что не стали зародышем - мне это тоже так видится. Фроянова я как-то не очень :)), а от этимологизации я бы так отмахиваться не стал, впрочем совершенно на своей версии не настаиваю. это так, для ЖЖ.
Oтправил v-star-78.livejournal.com в закладки интернета. A так по существу повещаю: не подлежит сомнению, что сторонники смертной казни имеют больше общего с убийцами, чем ее противники.
У Ортега-и-Гассета лучше получилось. Смирноф достаточно четко указал на противоречие. Собственно историческая неуспешность боярства говорит сама за себя.
Скорее это не заказ, а предложение модели для закрепления элитарного статуса нынешних. Имперский абсолютизм отнюдь не загнивающий он вообще формы четкой не имеет. Попытки его втиснуть в какие-то исторические одежды бессмысленны. Переходный период.
))) но как известно предложение порождается спросом, т.е. тем самым "социальным заказом". ну тут в характеристике абсолютизма я конечно везде должен был поставить кавычки, т.к. высказывал скорее не своеё видение а некий российский интеллектуальный дискурс, из которого в т.ч. могут рости ноги холмогоровского боярствования. а что касается перехоодного периода, так тут всё по Пилевину - "из ниоткуда в некуда"
Comments 19
Вообще, России давно пора заглядывать в то место, которое именуют западными цивилазациями. Попа - это.
Reply
Скажем так, текст больше публицистический а мне это не так интересно.
Reply
Reply
Что касается моего френда, который откомментировал ваш текст, то я, кажется, достаточно четко написал, что его оценка выглядит неубедительно. А в его грамотности я имел возможность убедиться, систематически знакомясь с содержанием журнала.
Reply
Факт, что допетровские управленцы были компетентней постпетровских.
Факт, что русское боярство было главной заинтересованной в единстве силой.
Факт, что местничество было очень разумным и полезным учреждением, а его отмена ни к чему хорошему не привела. Это все не моя альтернативная история, а факты. Альтернативной историей является как раз то, что сидит в голове у жжюзеров.
Reply
Повторюсь, буду с интересом ждать оргументированнанного обоснования "боярской идеи".
В данном случае так или иначе наша роль как публицистов как раз и заключается в том, чтобы пересказывать широкой аудитории современные научные концепции, просвещать т.с. естественно, что проблема русского боярсва далека и от моей научной и от политической проблематики, и специальной литературы я никогда не прочту (нельзя просто обнимать необъятное, я например Вам завидую, как это вы успеваете столько прочесть, осмыслить и изложить), но буду ждать такого вот популярного изложения.
Но именно изложения идей, а не лозунгов.
Reply
Для Руси-России, например очень важным водоразделом было замещение родовой/родовитой аристократии служилой (пусть даже и в форме условно-служилой). Не видеть качественное отличие между этими двумя историческими типами аристократии, значит не понимать социальную историю.
Reply
и вообщем-то мой пост не просто про холмогорова, а про то, что и Смирнофф, который как-бы выступил с более научной критикой, тоже ушел не туда. В догосударственный период. Я очень сомневаюсь что бояре у нас от всех этих полян-древлян. Особено учитывая болгарское происхождение термина.
Кстати интересно что там с этимологией. Если словянская, то "болярин" не от "большого" ли? Ну типа наш вариант "бигменов".
Reply
А что до конкретной этимологии, то даже если боярин это действительно "большой" это в любом случае мало что даёт. Сходство этимологии не означает (по крайней мере в данном случае) совпадения социальных процессов.
Вообще, как я всё больше убеждаюсь, в общеисторическом плане бигмены выступив важным фактором социальной эволюции, вместе с тем не стали институциональным зародышем сильной вождеской власти. Об этом, в частности пишет М.Годелье в своей "Загадке дара". Если эта монография ещё не попалась Вам на глаза, то я её скоро вывешу.
Reply
про то что не стали зародышем - мне это тоже так видится.
Фроянова я как-то не очень :)), а от этимологизации я бы так отмахиваться не стал, впрочем совершенно на своей версии не настаиваю. это так, для ЖЖ.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Имперский абсолютизм отнюдь не загнивающий он вообще формы четкой не имеет. Попытки его втиснуть в какие-то исторические одежды бессмысленны. Переходный период.
Reply
но как известно предложение порождается спросом, т.е. тем самым "социальным заказом".
ну тут в характеристике абсолютизма я конечно везде должен был поставить кавычки, т.к. высказывал скорее не своеё видение а некий российский интеллектуальный дискурс, из которого в т.ч. могут рости ноги холмогоровского боярствования.
а что касается перехоодного периода, так тут всё по Пилевину - "из ниоткуда в некуда"
Reply
Leave a comment