Эх, посягну-ка опять на святое(tm)!
Вначале, как водится, преамбула. Отправился ваш скромный повествователь опломбировать свежеустановленные водосчетчики в одной из квартир подопечного микрорайона. Ну, а что - я ж завхоз широкого профиля, недаром "в переулке каждая собака/ Знает мою легкую походку"(с). Пришел туда и совершенно без всякой задней мысли поверг хозяйку в некоторый шок тем, что снял в прихожей любимые гарсинговские берцы модели "Поцреот""Патриот" (что-то в последние годы стал эту антигламурную обувку предпочитать всем прочим...)
А вот теперь последует, если можно так выразиться, амбула.
Потряс ее, оказывается, сам факт снятия уличной обуви при входе в квартиру... Да что же, спрашиваю, тут такого особенного? А вот, отвечает, ее покойный папаша имел пошлое обыкновение расхаживать по дому прямо в грязных башмаках. Хм... При всей своей пролетарской родословной, замечу, что у нас дома такой дикости никогда не водилось. А он, продолжает потрясенная собеседница, говорил, что еще вымоете, ничего мол с вами не сделается. Теперь уже я сам слегка офигел и задал резонный вопрос - а что мешало ему за такое свинское хамство банально в лоб засветить?
Если бы последовал ответ, что папаша был амбалом злобного нрава, от которого чада и домочадцы шкерились по углам, даже не помышляя о подобной дерзости, это было бы понятно. Однако контраргумент оказался выдвинут совсем иной:
- Ну как можно! Это же ОТЕЦ!!!
Ну охренеть просто! Отец - и все тут, прямо какое-то трансцендентное существо, наделенное метафизическими свойствами. А ведь слышу подобный "довод" отнюдь не впервые, и каждый раз поражаюсь дремучей иррациональности такого отношения к биологическим родителям. Как будто в силу родительского статуса для них уже не действуют нормы социального поведения, давно (и ценой огромных усилий и жертв, напомним банальное) ставшие общепринятыми. Вернее - действуют, но не в отношении своих же детей.
И это, между прочим, тоже относится к тем пресловутым семейным ценностям, которые не только в последние годы повадились усиленно возрождать всяческие мизулины, тысячи их, но и ранее им не давали увянуть многочисленные приверженцы и апологеты. Достаточно вспомнить хотя бы разные поэтические сентенции типа "...потому что родителям хочется, чтобы мы оставались детьми"(с), и все в таком духе. Получалась на словах ретроидиллия: с одной стороны - любящие родители, чей авторитет непререкаем просто потому, что они родители, с другой - почтительные дети. А на практике слишком часто выходила хреновина типа вышеописанной. Поскольку то, что при родовом строе было обусловлено всей организацией производства (пусть даже в виде охоты на медведов и прочих диких туров) и совместного быта, сегодняшним условиям, прямо скажем, отнюдь не адекватно. Неадекватно ни безусловное подчинение родительскому авторитету (и уж тем более - "родительской власти", о которой мизулины с некоторых пор говорят вслух), ни собственническое отношение к детям как к "кровиночкам" (подразумевается, но не всегда произносится ключевое слово "своим"). Приверженцы семейных ретроценностей вообще склонны возводить биологическое родство (они предпочитают возвышенно именовать его "кровным":)) в метафизический статус - каждый может вспомнить, что их стенания относительно Гражданской войны не обходятся без эпитета "братоубийственная", что призвано подчеркнуть ее особую, по их мнению, чудовищность.
Имеет смысл заметить, что акцентированное внимание к родительскому опыту обладало рациональным смыслом в прежние, безвозвратно (надеюсь...) ушедшие эпохи, когда жизнь менялась крайне медленно, и условия жизни следующего поколения были, в общем-то, те же, что и предыдущего. Сейчас мы живем в мире, где некритично воспроизведенный опыт предшествующего поколения может сыграть печальную роль фактора, идущего вразрез с реальностью (я уж не говорю о том, когда это и вовсе оказывается "пошлый опыт - ум глупцов"(с)). Собственно, такая ситуация зародилась еще до нас, и противоречие "отцы vs дети" как раз обусловлено ее непониманием - причем с обеих сторон.
Кстати, восторженным энтузиастам семейных ретроценностей не стоит в меня самого пытаться тыкать пальцем. Потому что воспитанием лично я занимаюсь лет с 13, с тех самых пор, как на меня оказалась в значительной мере возложена забота о племяннике, который на десять лет младше. Да и собственный сын у меня давно уже взрослый. Ну, и разные друзья и знакомые нередко оставляли на меня разных детишек, мотивируя тем, что "ты с детьми хорошо контачишь":). Так вот, никого из перечисленных детишек (да, и собственного тоже) мне и в голову не приходило воспринимать в качестве пресловутой "кровиночки". Я в любом из них вижу младшего товарища, вижу личность, организм наконец (тоже отнюдь не лишнее, о чем радетели семейных ценностей склонны забывать), но отнюдь не свою собственность! Вероятно, именно в силу этого "проблема отцов и детей" для меня остается абстракцией, и с собственным сыном всю жизнь могу спокойно говорить на любые темы и организовывать различные совместные дела. Поэтому ехидно кивать в мою сторону смысла нет.
Если же взглянуть шире и осмыслить глубже, то можно отметить, что в современном обществе для каждого человека имеется довольно много других людей, которые с точки зрения формирования его как личности могут быть гораздо более значимыми, нежели биологические родители. Прежде всего, это те, кого можно назвать учителями и наставниками данной личности (не обязательно педагоги, чаще даже и вовсе не они). Это и те, кого личность на пути своего развития выбирает в качестве образцов для подражания (если я для нашего лоботряса отчасти выступаю в этой роли, то это моя заслуга, а не влияние "родительского авторитета"!). Точно так же, воспитание - хотим мы того или нет - становится все менее внутрисемейным и все более общеественным.
И можно оптимистично представить, что когда-нибудь, когда этот процесс зайдет намного дальше, ВСЕ общество будет восприниматься каждым индивидом в качестве семьи - очень большой, многообразной и дружественной. И ВСЕ дети будут в равной мере восприниматься ВСЕМИ взрослыми как свои, без осточертевшего деления на "чужих" и "кровиночек". (Это, кстати, будет весьма способствовать преодолению всякой клановости и неравномерности стартовых условий, возникающей как следствие различного социального положения родителей). Утопия? Отнюдь нет, подобные отношения были характерны в свое время для родового общества - но исключительно внутри определенного рода. Отмирание же семейных ретроценностей (которые де-факто консервируют не просто семью как "ячейку общества", а как некое объединение немногочисленных индивидов против враждебного общества) позволит распространить это ценное свойство родовой этики на ВЕСЬ наш биологический вид.
"Жаль только, жить в эту пору прекрасную..."(с)