... И летели наземь самураи?

Dec 31, 2012 16:28

Виртуально (и к тому же - ретроспективно) "побеждать" японцев с некоторых пор стало очень модно среди людей, неравнодушных ко всякого рода рукоприкладству. Особенно среди приверженцев разных "русских стилей" это явление приобрело характер элемента мейнстрима. Оно и понятно - поскольку никаких "русских боевых систем" реально никогда не существовало (то, что имело место, вполне вписывается в общеевропейскую традицию), поскольку факты истории не позволяют говорить ни о каком русском военном превосходстве над прочими народами и армиями, то остается тешить поцреотическое воображение сказками о том, как "есаул имярек убил злобного ниндзю кулаком в ухо". Не так давно немало посмешило, что присоединиться к виртуальным "победам", оказывается, не прочь и другие национально-озабоченные сказочники. 

Вот как вам такое: 



Аз многогрешный, даже не обращаясь к источникам, а просто будучи в теме,сразу тут усмотрел целую кучу несообразностей. А именно:
1) знает ли автор, что Сахалин вообще-то не был аналогом Шушенского, и упекали туда внезапно на каторгу, после отбытия которой приговоренному могла там же светить жизнь ссыльнопоселенца, мало похожая на идиллическое бытие Ильича в ссылке? И кто бы это позволил доблестному горцу мотать срок (тем более - за убийство чиновника) при сабле и щите? 
2) фигурирующий в тексте Доихара Кэндзи (реальное историческое лицо) на момент действия сей байки не был никаким "начальником военной разведки", да и вообще его участие в русско-японской войне в биографии не упоминается. А нагуглить биографию, если что, нетрудно. Впрочем, в нашей стране этот персонаж приобрел хоть какую-то известность только после выхода книги А.Горбылева "Путь невидимых", и сильно подозреваю, что как раз оттуда и сказочники о нем узнали...
3) книгу он, видите ли, написал... Про незнакомого ему покойника, которого сам и в деле не видел. Каково, а? Кто-нибудь может себя представить пишущим книгу (не заметку, блиннн, даже не очерк, а книгу целую!) про какого-нибудь гопника, побитого даже не им самим, а друзьями-приятелями? 
4) а дальше концентрация хевсуров в очень далеком от вершин Кавказа краю и вовсе начинает зашкаливать, что само по себе выглядит неправдоподобно. Тем более в связи с упоминаниями о восторгах со стороны японских офицеров. Так вот, опять же, будучи в теме, я крайне скептически отношусь к предположению, будто бы победоносные (на тот момент - вполне, без всякого преувеличения) сыны Ямато, переполненные охрененным ЧСВ, столь хорошо разбирались в разновидностях всяких там гайдзинов. Особенно таких, которых и в России-то зачастую обобщенно именуют "лицами кавказской национальности".
5) иллюстрация же данной сказки и вовсе может быть по праву отнесена к жанру фэнтези за счет того, что бравому Дункану Мак-Лауду уроженцу Кавказа противостоят какие-то странные граждане в ги и с тати - это во время русско-японской войны! А персонаж на переднем плане и вовсе явился откуда-то из глубины веков... Хорошо еще, что хуйдожник не облачил военнослужащих Императорской армии в о-ёрои и не вручил им здоровенные двуручники нодати... Но вообще-то, в период Мэйдзи уставная сабля имела вполне европейский вид, неспециалисту не отличить, а катаноподобные мечи, ассоциирующиеся у наших сограждан со "зверствами японской военщины" (обобщенно и не вполне корректно их можно назвать син-гунто) - это уже порождение 20-х и последующих гг.
Ладно, с данной конкретной байкой все ясно, однако можно быть уверенным, что ее сиквелы и приквелы будут сыпаться на доверчивые читательские головы и далее. Поэтому имеет смысл разобраться, как оно обстояло не в альтернативной, а в нашей реальности, и насколько соответствует действительности греющий патриотические душеньки тезис, что "вся ниппонщина - фуфло и отстой".
Начнем с того, что в массовом сознании сложилась порочная традиция путать и всячески смешивать два разнородных понятия - боевые искусства (БИ) и собственно военное искусство. Отсюда растут ноги у бредовых утверждений типа "каратэ и дзюдо не могли противостоять русскому стилю, а потому Квантунская армия была побита" и т.п. Внезапным образом, на удивление толпам невежественных анонимусов, БИ к войне имеют весьма и весьма малое отношение. Можно даже сказать что они и военное искусство являются диалектическими противоположностями. БИ - дело сугубо индивидуальное, их носитель (даже вышедший из недр древней и уважаемой школы вроде Братства св. Марка или Катори-синто-рю) выступает как самостоятельная личность либо в составе небольшой группы - максимум как представитель какого-нибудь из Шаолиней (да, анонимус, этих обителей было несколько) или мафиозной банды (слово "Триады", вероятно, достаточно известно?). Таким образом, БИ закономерно можно оценить как средство силового разрешения конфликтов межличностных или маломасштабных межгрупповых, но никак не межгосударственных. Столь же закономерно, что питательной средой (и, цинично добавим, расходным материалом) для их развития что на Востоке, что на Западе были круги если не откровенно криминальные (вроде боевиков упомянутых "Триад" или каморры... или тех же апашей, осчастлививших мир созданием савата), то достаточно маргинальные, как те же Marksbrueder и прочие браво, эскримейро и  разные бретеры. Само собой, всех этих личностей стечением обстоятельств иногда заносило и на войну, но погоды они там, прямо скажем, не делали, поскольку драка (пусть даже в более-менее кодифицированной форме дуэли) - это одно, а война - совсем другое. Для военного искусства личность суть элемент статистический, и в этом смысле оно противоположно БИ. К слову сказать, развитость данных категорий никак не коррелирует между собой. Например, в древнем Риме никаких боевых искусств не практиковалось, однако военные успехи римлян оспаривать не придет в голову никому в здравом уме.
Так вот, если сопоставлять именно военное искусство Запада и Японии, то до ХХ столетия они не пересекались НИКОГДА. Вообще ни разу. Традиционное военное искусство Страны восходящего солнца, будучи при несомненных китайских корнях весьма самобытным, предназначалось почти исключительно "для внутреннего употребления" и в ходе приличных даже и по мировым меркам междоусобных войн (а с чего в густонаселенной стране им не быть приличными?), вроде войны Тайра против Минамото или походов Оды Нобунаги, проявило себя как вполне адекватное стоявшим задачам. Столкновения с внешним противником на протяжении веков происходили крайне редко - если не углубляться совсем уж в седую полулегендарную древность, можно отметить разве что разгром двух монгольских десантов в XIII веке да еще Имджинскую войну против Кореи в конце века XVI (которую Япония не то, чтобы проиграла, но не выиграла - по причине вмешательства Китая, рассматривавшего Корею как собственного вассала, со всем вытекающими последствиями). Кстати, и боевые действия в средневековой Японии выглядели совсем не так, как это рисуют укоренившиеся мифы. Если пытливый анонимус раскроет хотя бы классическую "Повесть о доме Тайра", то его удивленному взору явятся не беспорядочные толпы людей в пижамах с мечами, а многотысячные соединения конных(!) лучников(!), упакованных во вполне соответствующие эпохе доспехи (аналогичные европейским бригандинам, так что расхожий штамп о "слабости японских лат" можно отправить в помойку). Кстати, и для пробивания подобных доспехов предназначались, в первую очередь, отнюдь не мечи (больше игравшие роль оружия последнего шанса), а гораздо более мощные инструменты - пытливому анонимусу рекомендуется погуглить хотя бы термины "яри" и "нагината". (А парой-тройкой столетий позже на полях островных битв столь же характерной фигурой становится пехотинц-асигару, вполне для своего времени квалифицированный и оснащенный, в т.ч. и огнестрелом). Меч же приобрел статус "души самурая" только в эпоху токугавского сёгуната (едва ли не два с половиной мирных столетия!), когда крупномасштабные боевые действия отсутствовали, зато дуэли процветали. Именно это смещение акцента в дуэльную сторону в итоге и породило традиционный японский дайсё (комплект из большого и малого мечей), в котором можно усмотреть концептуальное (но отнюдь не техническое!) сходство с европейской клинковой парой "шпага+дага". Забавно, что известный славянутый бредогенератор В.Кондратьев выдвинул версию, согласно которой все ниппоническое фехтование возникло в результате импорта соответствующих учебных пособий из Европы на голландских торговых судах. Воистину, надо иметь очень смутное представление как о Востоке, так и о Западе, чтобы изречь такую ахинею, но славянско-языческим теоретегам оно не впервой...
Ну да,аналоги максимилиановских лат в тех краях так и не появились. Но вот, скажем, турки их также не имели, что ничуть не препятствовало им до конца XVII столетия держать в страхе всю такую из себя могучую Европу. Или, ближе к нашим временам, Красная армия до 1944 года не имела на вооружении танка,сопоставимого с "Тигром", но это обстоятельство нисколько не помешало ее наступательным операциям (впрочем, и вермахт практически до Курской битвы не располагал ничем сравнимым с КВ, однако новый 1942-й год deutsche Soldaten und Offizieren встречали под Москвой и Ленинградом). 
А когда японское военное искусство уже эпохи империализма наконец-то вступило в конкуренцию с западным (влияние которого колоссально и несомненно, но и "ученики" оказались отнюдь не тупыми зубрилами), то опять же, говорить о тотальном превосходстве "белых богов" над "узкоглазыми обезьянами" не приходится. Ну да, в чью пользу закончилась ВМВ, мы прекрасно знаем - впрочем, иной исход ее был бы очень маловероятен, если вспомнить, что военные успехи союзников основывались на не имевшем аналогов промышленном потенциале США и подавляющем ресурсном превосходстве, которому страны "Оси" не смогли противопоставить ничего. Тем не менее, помимо известного любой школоте Пёрл-Харбора, были и такие страницы истории, как, скажем, атака Ямаситы на Сингапур (источник непроходящего баттхёрта британских поцреотов). Да уж, откровенно говоря, и Мукден, и Лаоян, и Цусима, ага. Ну да, Квантунская армия и в самом деле была разгромлена, но "русские боевые системы" тут не относятся к делу никаким боком, поскольку в этом случае решающим фактором выступило СОВЕТСКОЕ военное искусство (не имеющее никаких "исконно русских" истоков) в связке с прокачанным за время войны против Рейха ВПК. Впрочем, это уже иная эпоха, в которой действовали совсем иные категории бытия. И "самураи", которые "летели наземь" под Халхин-Голом, к самураям в историческом значении термина имеют лишь несколько большее отношение, чем современные ряженые "казаки" к тому сословию, в которое они пытаются играть...
Теперь еще несколько слов о БИ. Как уже было отмечено, в них первостепенным является индивидуальное мастерство (говоря  словами одного известного специалиста, дерутся мастера,а не стили). Если попытаться провести сравнение в таком аспекте, то остается опять-таки констатировать, что японские мастера будзюцу никогда не сражались в реале с европейскими коллегами. Во всяком случае, достоверных сведений о подобных боях нет (имеются в виду именно бои, а не спортивные поединки, хотя путать боевое и спортивное мастерство - еще одна порожденная невежеством традиция...). И потому все спекуляции на тему "сферический мушкетер против сферического самурая" заведомо безблагодатны. Повстречайся какой-нибудь Мусаси Миямото с каким-нибудь Луисом де Нарваэсом, и вполне возможно, что первый нашинковал бы второго мелкими кубиками - или наоборот, был бы насажен на шпагу, как цыпленок на вертел, то и другое равновероятно. Ибо, еще раз повторим, все решал бы уровень личного мастерства. А делать выводы из сопоставления современного спортивного(!) кэндо со столь же спортивным фехтованием есть по меньшей мере глупость.
В общем, как было справедливо замечено, "альтернативная история такая альтернативная...". Поэтому продуктивнее оперировать фактами, а не вымыслами, сколь бы патриотично последние ни звучали.

боевые искусства, история

Previous post Next post
Up